Теория прав собственности сформулированная американским экономистом Рональдом Коузом (Ronald Coase) [10] сегодня представляется экономистами-теоретиками новыми направлениями в экономическом анализе, это: новая экономическая история, теория экономических организаций и экономика права («неоинституционализм» и «трансакционная экономика [13].
Из теоремы Коуза Р. следует, что рынок заинтересован, чтобы собственностью кто-либо владел, не акцентируя внимание на владельца. Наличие права собственности и чёткого разграничения прав собственности важнее имени собственника и, следовательно, в дальнейшем появляются большие количества операций с тем или иным ресурсом [23].
Право собственности – предполагает владение, т.е., законное обладание имуществом. А пользование – это юридическая возможность извлекать для собственника пользу из права владения. Распоряжение – право собственника определить юридическую судьбу имущества.
Право публичной собственности – это возможность публично-правового образования совершать в отношении принадлежащего ему имущества в соответствии с законом и иными правовыми актами действия, направленные на обеспечение реализации функций публично-правового образования по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, проживающего на территории такого образования.
Проблема заключается в разных подходах по управлению региональной собственностью.
Объект исследования – региональная собственность.
Предмет исследования отношения прав собственности на уровне региона.
Цель исследования – определить направление в ускорении процессов изменения прав региональной собственности.
Задача исследования – провести анализ различия в управлении региональной собственностью.
Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматриваются современные подходы в сходстве и различие управления региональной собственностью.
Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости доступности к региональной собственности.
Вопросы, связанные с имуществом изучались такими российскими учёными как: Андреева А.В., Белокопытова Е.Н., Маклакова Е.Д., Маслов Б.Г.,Пригода Л.В., Разорвин И.В., Рогачёва А.А., Чистякова А.В., Федорова М.Ю. и зарубежными учёными: BallesteroF., NamT. и другими.
Основная часть
Деятельность субъектов невозможно представить без наличия права на собственность и другие элементы, составляющие основу конституционно-правового статуса личности, право собственности должно иметь соответствующую правовую защиту [4].
Право хозяйственного ведения – такое право, при котором предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товаришеств или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Сегодня экономика страны должна быть более гибкой и приспосабливаться к мировым трендам и тенденциям. И на высоком уровне развития страны «математически» строгая система обязательных для выполнения заданий может привести к замедлению экономического роста [17]. И это вполне может быть связано и с процессами происходящими в экономики при проведении сделок национализации на государственном [18], региональном уровнях. Экономика не стоит на месте и идёт её постепенное развитие, соответственно, в стране меняются институты изменения права собственности [25].
По мнению Королёвой Д.Р., сегодня есть необходимость в совершенствовании подходов перераспределения имущества между разными уровнями власти, вызванными процессами оптимизации состава и структуры государственного имущества [12].
По мнению Антоновской Е.А. и других учёных, проблема эффективного управления имуществом на региональном уровне, является вопросом отдельного исследования из-за негативной тенденции сокращения [3].
Колмаков В.В. считает, что существует необходимость уточнения материально-вещественной компоненты региональной собственности как имущества со смещением к трактовке «имущество и связанные с ним обязательства»[11].
Государство должно выбирать правильный способ и время монетизации стоимости, создаваемой этими госактивами (продажа или получение дивидендов) и важен курс на повышение экономической эффективности этих активов[6].
Региональная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.
Субъект права собственности – тот, кто владеет, пользуется и распоряжается объектами собственности, то есть собственник, владелец.
Объект права собственности – то, чем владеет, пользуется и распоряжается субъект, то есть материальные и не материальные блага.
Тенденции развития
Исакова Н.А. считает, что при реализации права собственности, собственнику необходимо принимать во внимание интересы как всего общества, так и государства [8].
Цикличность размеров государственного сектора в исторической перспективе является нормальным явлением и зависит от многих экономических факторов [1].
Р.И. Капелюшников считает, что одним из наиболее фундаментальных препятствий на пути успешного экономического развития является низкая защищённость прав собственности [9].
Сведения с 2020 по 2022 годы по формам собственности организаций в России представлены в табл. 1.
Таблица 1. Формы собственности организаций России в 2020-2022 годах*
№ п/п |
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
1 |
Число организаций, всего: |
3517 |
3345 |
3285 |
из них (по формам собственности): | ||||
2 |
Государственная |
93 |
90 |
86 |
3 |
Муниципальная |
181 |
177 |
173 |
Примечание. Составлено по: [21].
Как видно, по данным таблицы 1, число организаций в России ежегодно снижается. В 2022 году число организаций относящихся к государственной форме собственности уменьшилось на 60 шт. (- 1,9 %) по сравнению с 2021 годом и на 232 шт. (- 6,6 %) по сравнению с 2020 годом.
На первоначальном этапе приватизации и целях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации 1992 года приведённых в таблице 2.
Таблица 2. Цели приватизации и результат
№
|
Цель приватизации |
Результат |
Показатель эффективности |
1 |
Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики | Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций было затруднено, так как для этого необходим пакет акций. |
«Неудовлетворительный уровень» |
2 |
Повышение эффективности предприятий путём
их приватизации |
Основная часть приватизированных и государственных предприятий в нашей стране работает малоэффективно, так как смена формы собственности не обеспечивает повышения эффективности производства. Повышение эффективности не является прямым следствием приватизации, оно возможно за счёт замены устаревшего оборудования новым, применения прогрессивных технологий, успешной реализации маркетинговой политики, улучшения управления. Эти процессы длительные, требуют дополнительных инвестиций. |
«Неудовлетворительный уровень» |
3 |
Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств, поступивших от приватизации | Доходы от приватизации в малой степени отразились на социальной защите населения и развитии социальной инфраструктуры. |
«Неудовлетворительный уровень» |
4 |
Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства | Можно констатировать, что технологически отсталое производство на большинстве предприятий не в состоянии конкурировать с более развитым западным производством. |
«Неудовлетворительный уровень» |
5 |
Привлечение иностранных инвестиций | По объёму ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций экономика России серьёзно отстаёт от экономик европейских государств бывшего соцлагеря. |
«Неудовлетворительный уровень» |
При проведении подготовительной работы по приватизации государственной собственности, необходимо провести экономическую эффективность деятельности государственного предприятия. Под экономической (народнохозяйственной) эффективностью, понимается, что комплексным образом учитываются результаты и затраты, связанные с реализацией мероприятий по управлению развитием социально-экономической системы на всех стадиях процесса управления, исходя не только из интересов объекта и участников управления, но и общества в целом [24].
«Ограничение государственной собственности – это ограничение объектов собственности в рамках союза между юридическими лицами публичного права. Это объясняется тем, что в других странах объём государственной собственности меньше чем в России. В других странах процесс государственного строительства осуществляется на прочной законодательной основе» [15].
По мнению Гаврикова Ф.А. и Ситникова М.А., в России функционирует чёткая система управления государственной собственностью, в которой, каждому органу делегируются определённые полномочия [5].
По мнению Моисеева И.Н. и Ноздриной Н.А., государство должно стремиться максимально эффективно использовать свою собственность для достижения социальных и экономических целей [16].
Автором используется метод анализа и систематизации теоретических фундаментальных исследований. В основном научные изыскания направлены на изучение особенностей формирования и осуществления государственной политики применительно к собственности, но при этом нерешёнными остаются вопросы теоретико-методологического и прикладного характера.
Необходимо отметить, что привлечение публичных образований к ответственности за привлечение убытков гражданам и юридическим лицам остаётся проблемным ввиду наличия пробелов в законодательстве. Имеется мнение, что объяснять разграничение государства и гражданской правосубъективности наличием двух субъектов права: публично-правовое образование выступает одновременно и как публично-властная организация, и как юридическое лицо, под одним наименованием, но с разным правовым статусом[22].
Законодательство, регламентирующее институт собственности, периодически подвергается обновлениям, систематически модернизируется и пополняется. Например, среди норм, согласно которым регламентируется право государственной собственности, выделяют не только нормы Конституции, но и нормы административного, земельного, гражданского и целого ряда норм других отраслей права [14].
Особенность государственной собственности как определённая форма фиксации разнообразного имущества во властном ведении, не должно вести к утрате обычных прав собственника [2].
Как частный пример, рассмотрим планы приватизации государственного имущества Пермского края.
На сегодняшний день законодательство обеспечивается основными Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ) и от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 16 сентября 2003 № 131-ФЗ). Этими двумя законами определён новый подход к регулированию имущественных отношений (по сравнению с законами «девяностых»). Несмотря на то, что данные законы действуют уже более десяти лет, и в них были внесены ряд изменений, они определяют достаточно чёткий, понятливый и современный взгляд на имущественные отношения между государством и субъектами Российской Федерации [7].
Например, в плане приватизации государственного имущества Пермского края на 2022-2024 годы указаны: унитарное предприятие «Автовокзал» (т.к. унитарные предприятия должны быть ликвидированы до 01.01.2025 года) и иное государственное имущество Пермского края, подлежащее приватизации путём продажи на аукционе [20].
Страна может преследовать несколько целей при проведении национализации: сохранить стратегически важные для безопасности государства отрасли и объекты экономики в собственности государства; вывести из-под иностранного контроля объекты, обеспечивающие экономический и политический суверенитет государства, и включить их в государственный сектор.
Анализ выгод и издержек государства и общества от проходящей национализации в России представлен в таблице 3.
Таблица 3. Анализ выгод в России от национализации*
№ п/п |
Государство |
Общество |
1 | ||
Расширение возможностей прямого воздействия на деятельность экономических агентов. | Равномерное распределение богатства. |
Примечание. Составлено по [19]
В таблице 4 представлены выгоды от национализации в России как для государства, так и для общества [19].
Вывод
На уровне региона, право собственности может рассматривать не только с точки зрения получения прибыли, т.е. путём продажи через приватизацию, но и реализации прав в рамках «национализации», т.е. получения в собственность региона объектов недвижимости.
Конфликт интересов
Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Библиографический список
- Абрамов А.Е., Аксёнов И.В., Радыгин А.Д., Чернова М.И. Современные подходы к измерению государственного сектора: методология и эмпирика // Экономическая политика. Т. 13. № 1. 2018. С. 36-69.
- Андреев В.К. Государственная собственность и предпринимательство: вопросы правового взаимодействия // Труды Института государства и права РАН. 2023. Т. 18. № 6. С. 31-48.
- Антоновская Е.А., Егорова Н.Н., Петрова С.В. К вопросу об эффективности управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2021. № 11. С. 16-20.
- Бальский А.В. Современное состояние способов защиты конституционного права собственности в Российской Федерации // Сборник трудов ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». Таврическая академия. Март 2021 года. С. 19-26.
- Гавриков Ф.А., Ситников М.А. Виды и структура государственной собственности в Российской Федерации // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2023. № 2(33). С. 20-23.
- Евсеев В.О., Корнилович В.А. Оценка эффективности управления предприятиями с государственным участием // ЦИТИСЭ. 2016. № 5 (9). С. 1-2.
- Елисеенко Е.А. Законодательство Ставропольского края о разграничении полномочий и особенностях передачи отдельных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2007. № 3. С. 112-116.
- Исакова Н.А. Публичный интерес как основание для ограничения или прекращения права собственности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 55-59.
- Капелюшников Р.И. Незащищённость прав собственности и её экономические последствия: российский опыт // Журнал новой экономической ассоциации. 2012. № 1 (13). С. 150-153.
- Карпенко Е.В. Местное самоуправление как основа явления новых отраслей обществознания // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. № 4(83). С. 33-37.
- Колмаков В.В. Развитие представления о сущности и содержании региональной собственности и её воздействии на пространственную асимметрию // Наука, техника и образование. 2017. № 3 (33). С. 76-80.
- Королёва Д.Р. Проблемы государственного управления в сфере собственности в современной России. Тенденции развития и пути совершенствования // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 10А. С. 256-264.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. – М.: Новое издательство, 2007. – Серия «Библиотека Фонда «Либеральная миссия». C. 1-2.
- Мартиросян Т.Э. Современные проблемы правового регулирования права государственной собственности в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 5. С. 169-174.
- Мартынов А.А. Право государственной собственности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 375-377.
- Моисеев И.Н., Ноздрина Н.А. Управление государственной и муниципальной собственностью // Проблемы развития современного общества. 9-я Всероссийская национальная научно-практическая конференция. В 3-х томах. Т. 2. Курск. 23-24 января 2024 года. С. 310-315.
- Орлов В.В. Философия экономики: монография // Пермь. 2013. С. 1-2.
- Рожков Е.В. Анализ процессов национализации частной собственности в XXI веке // Учёт и контроль. 2020. № 8. С. 28-40.
- Рожков Е.В. Учёт процессов изменения прав собственности (по национализации) на региональном уровне с применением цифровых технологий // Вопросы региональной экономики. 2022. № 3(52). С. 102-107.
- Рожков Е.В. К вопросу о переходе имущества от Росимущества в региональную и муниципальную собственность // Форум молодых учёных. 2023. № 1(77). С. 179-186.
- Российский статистический ежегодник. 2023. Стат. сб./ Росстат – М., 2023 – 701 с. [Электронный ресурс]. – http: //www.permstat.gks.ru (дата обращения: 06.10.2024).
- Рудченко И.И. Гражданско-правовая ответственность публичных образований за ненадлежащее осуществление вещных прав // Актуальные проблемы современного права. 2024. № 2(58). С. 201-211.
- Сергеева Е.И. Определение собственности муниципальных образований в российском законодательстве // Закон. Право. Государство. 2019. № 3(23). С. 93-96.
- Соловьёв М.М., Кошкин Л.И. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом». 2008. № 4. С. 1-2.
- Ясин Е.Г. Состоится ли новая модель экономического роста в России? // Вопросы экономики. 2013. № 5. С. 4-39.