Одним из главных условий успешного развития любой компании является грамотное стратегическое планирование. Формирование стратегии роста позволяет укреплять конкурентоспособность, реализовывать ключевые задачи и поддерживать стабильность даже в периоды социально-экономических изменений, происходящих в мире и в конкретной экономике страны. Вследствие этого немаловажным представляется постановка долгосрочных и среднесрочных целей, выбор направлений деятельности и оптимальное распределение ресурсов для их достижения.
В стратегическом планировании эффективным инструментом любого хозяйствующего субъекта, который дает результат, является экономическое моделирование, которое помогает определить приоритеты развития компании на длительный период развития .
Аналитические методы применяются для прогнозирования социально-экономических процессов и оценки инновационного потенциала компаний, используются для повышения эффективности экономической деятельности и принятия обоснованных решений.
Приведем примеры методов, которые могут быть использованы в рамках стратегического планирования: методы анализа информационных потоков, опросы экспертных групп, метод Дельфи, SWOT-анализ, фокус-группы и сценарное прогнозирование. Использование различных подходов в планировании в целом позволит снижать затраты хозяйствующего субъекта ( приобретение ресурсов, расширение ассортимента продукции, оптимизация производственных процессов).
Согласно теоретических и практических исследований, процесс стратегического планирования в организации включает несколько этапов:
- Формулирование миссии и целей компании. Миссия холдинга ОАО «РЖД» направлена на эффективное развитие конкурентоспособного транспортного бизнеса на российском и международном рынках с учетом реализации стратегических задач.
- Исследование внешней и внутренней среды организации, который предполагает сбор данных, оценку преимуществ и недостатков компании, а также перспектив ее развития, основываясь на доступной информации из внешних и внутренних источников.
- Определение направлений стратегического направления организации.
- Внедрение стратегии организации, которая определит создание программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы для реализации выбранной стратегии.
Мониторинг и оценка выполнения стратегии. С помощью обратной связи осуществляется контроль за деятельностью организации, что позволяет вносить необходимые корректировки в деятельность хозяйствующего субъекта. Представим пример алгоритма разработки стратегического планирования на железнодорожном транспорте.
Алгоритм разработки стратегического плана на железнодорожном транспорте
Важнейшим документом, устанавливающим целевые ориентиры данной отрасли, является Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [1].
В рамках реализации данного документа утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [2].
Поскольку ОАО «РЖД» выступает монополистом на российском рынке железнодорожных перевозок, ключевым ориентиром становится Долгосрочная программа развития компании до 2025 года [3]. При переходе от федерального стратегического уровня к корпоративному планированию временной горизонт прогнозирования значительно уменьшается.
Например, Транспортная стратегия Российской Федерации рассчитана до 2035 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ — до 2030 года, а программа ОАО «РЖД» ограничена 2025 годом.
Это свидетельствует о сложности формирования точных прогнозов для отдельной компании, множественности возможных сценариев развития и значительной зависимости от государственной поддержки.
Стратегическое планирование развития железнодорожной отрасли обладает рядом ключевых особенностей:
– многообразие сценариев развития, увеличение числа учитываемых факторов, значительное влияние внешнеэкономических условий, а также переориентация направлений экспортно-импортных связей;
– растущая потребность в применении инновационных подходов и нестандартных решений, которые не ограничиваются финансовыми возможностями, но опираются на новые технологии, партнерские отношения и современные методы взаимодействия;
– важность интеграции в систему государственных приоритетов, так как государство выступает не только гарантом, но и активным участником процесса принятия стратегических решений.[2]
В настоящее время существуют следующие проблемы стратегического планирования в ОАО РЖД:
1. Сложности прогнозирования, что связано с разнообразными многочисленными сценариями развития организации, высокой зависимостью от поддержки государства. Например, при определении дивидендной, налоговой, тарифной политики компания не самостоятельна, а ограничена законами, которые устанавливает государство.
2. Инфраструктурные лимиты, которые не позволяют наращивать объёмы перевозок и использование в полной мере скоростных возможностей имеющегося подвижного состава.
3. Рост цен на потребляемую продукцию (услуги), которые опережают уровень индексации тарифов, что в свою очередь влияет на доходность оказываемых ОАО РЖД услуг.
4. Ограничения по привлечению долгового финансирования. Компания практически достигла установленного предела, что ограничивает возможности для реализации новых инвестиционных проектов.
5. Недостаточное финансирование, что приводит к низким темпам обновления инфраструктуры и отрицательно влияет на конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
6. Необходимость встраивания в систему государственных целей, так как именно государство выступает гарантом и участником в принятии решений.[4]
Библиографический список
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Утверждѐн распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402829258/
- Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Консультант Плюс : справочно-правовая система : сайт. – 2023. – URL: http://www.consultant.ru
- Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008 – 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»)// Консультант Плюс : справочно-правовая система : сайт. – 2023. – URL: http://www.consultant.ru
- Наумов С.Н. Стратегическое планирование – ключевой инструмент обеспечения экономической безопасности России в условиях «больших вызовов» / С.Н. Наумов, Р.Р. Гумеров, Н.В. Гусева // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 497- 508. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117952.