Загрязнение водных ресурсов является очень известным явлением в последние годы. Наиболее доминирующими вопросами являются сохранение, защита и поддержание водных ресурсов (поверхностных или грунтовых вод) от различных источников загрязняющих веществ, особенно с законодательной стороны. С прогрессированием урбанизации и индустриализации защита водных ресурсов становится все более строгой. Таким образом, защита водных источников от загрязнения является важной проблемой, разделяемой всеми: общественностью, промышленниками, учеными, исследователями и государством.
Как и другие элементы окружающей среды (почва, воздух и растения), вода является одним из важнейших элементов для балансировки биоэкосистемы на Земле. Но загрязнение воды, к сожалению, является почти обычным явлением в 21 веке. Состав воды зависит от многих характеристик, таких как осадки, климат, тип почвы, растительность, геология, условия потока грунтовых вод и деятельность человека. Обычно полагают, что ухудшение качества воды является результатом деятельности человека, но некоторые природные явления ответственны за ухудшение качества ниже требуемого уровня. [1, стр. 30]
Очевидно, что загрязнение грунтовых и поверхностных вод является сложным и многогранным процессом. Загрязнители распространяются на большие площади водоносного горизонта и появляются в грунтовых и поверхностных водах спустя десятилетия и могут исчезнуть, когда они больше не используются. Крупные случайные разливы и другие точечные и неточечные источники загрязняющих веществ вызывают быстрое локализованное загрязнение, которое распространяется по водным ресурсам. Загрязнители, которые полностью растворимы в воде и имеют примерно одинаковую плотность (например, сточные воды, загрязненные хлоридом), будут распространяться по водоносному горизонту со скоростью, которая зависит от скорости потока грунтовых и поверхностных вод. Загрязнители с меньшей плотностью, чем вода, будут накапливаться на поверхности грунтовых вод и течь по поверхности. Плотные соединения, такие как хлорированные растворители, будут перемещаться вертикально вниз и накапливаться на дне водоносного горизонта. Однако городской, сельскохозяйственный и промышленный секторы не только используют имеющуюся воду, но и сбрасывают значительное количество сточных вод [2, стр. 65-78]. Воздействие этих стоков на живые организмы может быть вредным из-за прямой или хронической токсичности этих веществ или продуктов их разложения. Тем не менее, городской, сельскохозяйственный и промышленный секторы не только используют доступную воду, но и сбрасывают значительное количество сточных вод. Воздействие этих стоков на живые организмы может быть вредным из-за прямой или хронической токсичности этих веществ или продуктов их разложения. Применяются важные технологии для сокращения использования и распространения этих веществ.
Земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов – экологической обстановкой, сложившейся на землях водного фонда. Если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены или даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. ст. 58, 59 Закона РФ об охране окружающей природной среды) [3].
Загрязнение воды является глобальной проблемой, с которой сталкиваются как развитые, так и развивающиеся страны в разных масштабах и величинах, с потенциалом подрыва экономического роста и создания растущих рисков для общественного здравоохранения, продовольственной безопасности и экосистемных услуг. Загрязнение тесно связано с экономическим развитием вместе с ростом населения и расширением сельского хозяйства, промышленности и производства энергии. Увеличение роста населения, расширение поселений и антропогенной деятельности, а также продолжающийся социально-экономический рост стали основными факторами глобального загрязнения воды, производя больше отходов и сточных вод, которые в основном попадают в водные ресурсы без очистки и контроля. Масштаб этих основных факторов в конечном итоге определяет общий вклад различных типов загрязняющих веществ и питательных веществ [4, стр. 18].
Изменение климата также играет все большую роль в воздействии на качество воды в мире. Прогнозируемые изменения и изменчивость осадков повлияют на поверхностные водные потоки и будут сопровождаться увеличением концентрации загрязняющих веществ. Прогнозируемое повышение температуры будет сопровождаться более высокими скоростями испарения и возможным истощением растворенного кислорода в водной толще, что также снизит качество воды [5, стр. 33-40].
Основным механизмом правового регулирования охраны водных ресурсов является создание системы контроля и мониторинга за качеством воды и соблюдением экологических норм. Ключевыми лидерами в этой сфере являются государственные органы, такие как Росприроднадзор и другие уполномоченные организации.
Важной задачей в данной области является совершенствование системы экологического нормирования, что включает установление предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водоемах, а также применение эффективных методов очистки сточных вод. Устремление к интеграции экологических требований в экономическую деятельность является необходимым условием для достижения устойчивого развития.
Несмотря на наличие достаточно развитой правовой базы, существуют значительные проблемы в реализации норм охраны водных ресурсов. К ним можно отнести:
- Недостаток финансирования, необходимого для обеспечения эффективной работы контролирующих органов.
- Высокий уровень коррупции в сфере природопользования
- Неэффективность системы штрафов и санкций за нарушения водного законодательства.
- Низкий уровень общественного контроля и участия населения в процессах охраны водных ресурсов.
Продолжающаяся деградация воды вместе с общим отсутствием мониторинга и доступности данных напрямую транслируется в значительные проблемы, связанные с водой, которые нельзя игнорировать и которые требуют срочных сплоченных и обоснованных ответов. Действия должны быть обусловлены следующими пятью ускорителями, а именно: развитием потенциала, улучшением данных и информации, инновациями и технологическими достижениями, улучшением управления и оптимизацией финансирования и инвестиций. Развитие потенциала, а также данные и информация должны быть наиболее неотложными ускорителями; однако эти ускорители взаимосвязаны и не должны рассматриваться изолированно.
Правовое регулирование загрязнения водных ресурсов и земель водного фонда является важнейшим аспектом защиты окружающей среды и здоровья населения. Необходима комплексная оценка существующей правовой базы, устранение имеющихся недостатков, внедрение новых технологий и методов управления водными ресурсами. Важную роль в консолидации усилий власти, бизнеса и общества в решении данного вопроса должны сыграть образовательные программы и повышение сознательности населения.
Библиографический список
- Афанасьева И. М. Устойчивое развитие человечества. Часть 2. [Текст]:монография / И. М. Афанасьева, А. В.Иванов, Е. Н. Петрова; Нижегород. гос.архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.– 50 с.
- Синев О.П. Интенсификация биологической очистки сточных вод. – Киев: Техника, 1983. –110 с.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Парламентская газета, № 9, 12.01.2002.
- Б. Археймер, А. Коллинз (ред.) , Понимание проблем качества пресной воды в меняющемся мире , Издательство Международной ассоциации гидрологических наук ( 2013 ) , стр. 17–29.
- Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. – стр. 45.