Развитие торговли на территории Воложинщины находилось под большим влиянием Гродно, Минска, уже тогда достаточно крупных городов, куда стремились доставить свой товар купцы со всей Беларуси. Однако без объектов общественного питания такая задача не могла быть решена. Это и обуславливало параллельное развитие ярмарочной торговли и объектов питания, которые обслуживали посетителей. В наше время в связи с быстрым развитием туризма в Республике Беларусь, в частности, агротуризма, существует необходимость изучения и рационального использования национальных традиций таких специфичных общественных учреждений, какими были корчмы. Это сделало бы современную инфраструктуру туристической отрасли намного более привлекательной.
Славянам корчма известна c X-XI веков. Происхождение слова «корчма» имеет различные объяснения. Согласно некоторым гипотезам, оно произошло от древнеславянского корня «корм», «кърма». Другие исследователи указывают на восточное происхождение: персидское слово «chorden» – есть, тюркское «chor-zama» – расход. Однако корчма все же была общей принадлежностью славянской истории. Такие заведения были у чехов, поляков, сербов, болгар, русских, украинцев и белорусов. [1]
Воложинская корчма стояла возле дороги и была похожа на жилую постройку, хоть и отличалась большими размерами. Здание было построено из дерева, прямоугольной формы, накрыто гонтом. Неподалёку от него стоял хлев, который размещался под одной крышей с жилым помещением. Жилье владельца трактира размещалось на антресолях. Посредине двора были мощеная площадка-проезд и колодец. В трактире имелось большое количество керамической и стеклянной посуды, различные вещи быта (ножи, ключи, замки, подковы, иголки и др.), печной кафель. Для питья «меда и пива, напитков» служили бокалы. Тарелки были глиняные, деревянные, стеклянные. Освещался трактир свечками, фонарями, лучинами. Фонарь был вывешен и около входа, чтобы каждый желающий мог легко заметить это учреждение. Усердный хозяин следил за чистотой своего учреждения, хотя делать это иногда было нелегко из-за большого количества посетителей. Ассортимент продуктов питания также был довольно разнообразный: мясные и рыбные блюда, молочное, печенье, фрукты и овощи. Здесь, в первую очередь, проводили время местные жители, а также странники, пилигримы и нищие. В трактире можно было встретить и служителей культа. Также здесь принимали и проводили гостей из других городов. Именно в трактире народная культура находила себе благоприятную почву, проявлялась и развивалась в виде народных игр, развлечений, танцев, песен и музыки. Танцевали лявониху, польку, бычка, казачка, звучали скрипки, волынки, цимбалы.
Частные землевладельцы также с большой выгодой для себя использовали эти питейные заведения: через них они сбывали продукцию своих пивоварен и даже заставляли зависимых от них крестьян покупать и пить водку в своих корчмах. Надо было выпить определенную норму водки, а в случае если человек не употреблял спиртного, он должен был заплатить помещику определенный налог. Пить в корчмах, которые принадлежали другим помещикам, запрещалось. Нарушителей жестоко карали: их семьям не давали на зиму дров, их заковывали в колоды, обливали на морозе водой.
Шляхта очень хотела иметь больше денег, но считала занятие торговлей, в том числе спиртным делом, выше своего достоинства и передавала корчмы в аренду. Арендаторами были преимущественно евреи, которые отдавали часть прибыли шляхте, но и сами нещадно обирали крестьян.
В начале XX в. деятельность придорожных заведений общественного питания начала постепенно сворачиваться. Появлялись рестораны, гостиницы, кофейни, клубы.
Другим бурно развивающимся и приносящим прибыль направлением являлись ярмарки. В давние времена в Беларуси говорили, что все улицы и дороги ведут на ярмарку. И это неслучайно, ведь рыночные площади наших городов и местечек издавна были центрами экономичной и общественной жизни.
В Воложине постоянно проводилось 3-4 ярмарки, на которые прибывало около 500 человек [2, с. 20]. Товарооборот был небольшой. Город имел выгодное расположение, так как находился возле важнейших сухопутных дорог, перекрестков, переправ и пристаней [3, с. 332].
В экономическом отношении Воложин в те времена развивался очень медленно. Город был центром староства, типичным городком, и выполнял роль посредника между крупными городами и сельской округой.
В местечке сельским хозяйством занимались не только крестьяне, но и мещане-христиане, а в некоторых случая и иудеи. В Воложине, согласно инвентарю 1740 года, было 139 дворов, из которых 103 относились к христианским и 36 к еврейским хозяйствам [4].
Характерной чертой для Воложина, как и для всякого городка того времени, было наличие рынка. Он устраивался один раз в неделю. Торговали в основном воском, зерном, медом сукном. Ярмарки в старину приурочивались к большим православным и католическим праздникам или определенной поре года, от которых часто происходили их названия.
В центре города располагалось множество частных магазинов. Торговое дело было особенно распространено среди еврейского населения. Поэтому почти в каждом еврейском доме была своя лавка, где товары можно было приобрести в любое время суток. Таких магазинов и лавок много было и на современных улицах Советской, Октябрьской, Щербины.
В Воложин постоянно стекались несколько видов товаров: из пущи – мед, меха, рыба, грибы, орехи, а также товары, произведенные «лесными» кустарями – кадки, бочки, корзины, лапти. Из северных и восточных регионов Литвы и Беларуси сюда везли зерно, скот, кожи, щетину, сало. Таким образом, в удобно расположенном на границе двух зон городке как раз и происходил обмен товаров.
К сожалению, о ярмарке в Воложине пока найдено немного документальных сведений, но и те данные, которые выявлены, позволяют сделать определенные выводы. Воложинские ярмарки по объему товаров, безусловно, значительно уступали Минскому, Несвижскому, Гродненскому и другим ярмаркам в крупных городах Беларуси. Но в течение XVI-XVIII веков Воложин был важным центром ярмарочной торговли и вместе с Гродно являлся перевалочной базой в транзитной торговле между Беларусью и Литвой.
Следует отметить, что воложинские ярмарки не были специализированные. Тут можно было приобрести самые разнообразные товары: промышленные и ремесленные изделия, зерно, лен, животное, сено, дрова, деготь, соленую речную рыбу и другие.
В особенности оживленная торговля в городке был весной. Обычно ярмарки не вмещались на Базарной площади, они занимали также значительную часть Виленской (теперь Советской) улицы вплоть до городского озера. Воложинские ярмарки были настоящими праздниками (фестивалями), ведь они сопровождались богослужением в церквях, гуляньями и другими забавами.
В XIX в. Воложин был значительным центром транзитной торговли. Данным видом деятельности в Воложине в основном занимались евреи. Здесь было много торговых складов, в которых хранились товары. В то время воложинские купцы разбогатели на арендной и посреднической торговле и начали строить в городке большие красивые дома, в том числе и каменные. Один из них сохранился и до настоящего времени. Сегодня это здание музыкальной школы. Когда-то здесь был частный магазинчик, где можно было купить все от керосина до плуга.
Развитие магазинно-лавочной торговли привело к экономическому упадку воложинских ярмарок, которые начали приобретать местный характер. На них торговали преимущественно сельскохозяйственными продуктами и изделиями крестьянских промыслов.
Таким образом, развитие инфраструктуры торговли в Воложине, как и в любом крупном городе, прошло различные этапы, со своими успехами и неудачами. Корчмы, ярмарки, частные магазины и транзитная торговля способствовали развитию города, налаживанию торговых и других видов связей, а также помогали народу хотя бы на некоторое время отвлечься от нелегкой жизни.
Библиографический список
- Корчма в Беларуси. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/architecture/5434/– Дата доступа: 11.01.2025
- Швед, В.В. Торговля в Белоруссии в период кризиса феодализма / В.В. Швед. – Гродно: ПКФ «Орбикс», 1995. – С. 135
- Гуркоў, У.С. Мястэчка. Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя. /Рэдкалегія: І. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мінск: БелСЭ, 1989. – С. 575.
- Штрихи к портрету города Воложина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shtetle.com/shtetls_minsk/vologin/portret.html – Дата доступа: 11.01.2025