В настоящее время охрана окружающей среды перестала быть узковедомственной задачей, реализация которой возложена только на природоохранные органы. Скорее, это тема, которая все глубже проникает в различные отрасли деятельности — будь то энергетика, транспорт, сельское хозяйство, промышленность или торговля. Такой подход к охране окружающей среды обусловлен тем, что корни — а зачастую и решение — многих экологических проблем лежат в отраслевых направлениях. [1, стр. 67]
Реализация государственных программ по охране окружающей среды природоохранной прокуратурой подразумевает системный анализ экологических аспектов сквозных (национальных) и отраслевых стратегий и программ, законов, а также деятельности финансовоэкономических и отраслевых блоков правительства. Такой анализ должен носить как прогнозный, так и ретроспективный характер. Суть реализации государственных программ по охране окружающей среды природоохранной прокуратурой заключается в сочетании социально-экономического развития с необходимостью защиты окружающей среды в соответствии целями развития самого государства.
Учитывая, что природоохранные прокуратуры специализируются на осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, они являются безусловно важным элементом в механизме реализации государственной экологической политики. [2, стр. 464]
На сегодняшний день нормы и правила промышленной безопасности закреплены в большом количестве подзаконных актов и других нормативных документах. Значительная часть этих нормативных документов, принятых во времена Советского Союза, была отменена с 1 января 2021 года. Разрозненная структура нормативных актов и отсутствие официально утвержденных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности создают значительные трудности в правоприменительной практике.
В течение первого полугодия 2024 года природоохранная прокуратура в процессе проверок выявила преступления в областях охраны водных биоресурсов, лесов, животного мира, а также в сфере защиты почв. Также были проведены проверки соблюдения законности при реализации мероприятий национального проекта «Экология», а также выявлены коррупционные нарушения. В результате рассмотрения материалов прокуратуры, направленных в следственные органы, было возбуждено 92 уголовных дела. Особое внимание уделялось соблюдению бюджетного законодательства и норм о государственной контрактной системе, а также реализации национальных проектов «Экология» и «Жилье и городская среда» [6].
Приоритетными направлениями остаются минимизация негативного воздействия на водные объекты, в том числе сокращение сбросов загрязняющих веществ, соблюдение режима водоохранных зон, проведение мероприятий по расчистке акваторий, исключение фактов формирования участков за счет земель водного фонда и его береговых полос. [3, стр. 40]
В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в лесной сфере принимались меры по понуждению уполномоченных органов к обеспечению пожарной безопасности в лесах, пресечению незаконных рубок, надлежащему администрированию платежей за пользование лесами.
Проблемы в сфере обеспечения охраны окружающей среды и, как следствие, сохранения жизни и здоровья людей требуют постоянного пристального внимания со стороны государственных органов, осуществляющих природоохранные функции, в том числе прокуратуры. Прокурорский надзор играет важнейшую роль в обеспечении экологических прав граждан. [4, стр. 7-9]
Несмотря на то, что в последние годы роль прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды возрастает, имеется ряд нерешенных проблем как нормативного, так и организационного характера.
В частности, ввиду наличия в данной сфере большого количества нормативных правовых актов, подлежащих исполнению и, как следствие, контролю за их исполнением, отсутствует конкретная правовая база, определяющая объем объектов и предмет прокурорского надзора в сфере экологии. Отсутствие единого нормативного акта в данной сфере снижает эффективность прокурорского надзора и не позволяет в полной мере охватить все направления нормативного регулирования в ходе осуществления деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время в ряде концептуальных документов, касающихся экологического законодательства, отсутствуют положения, определяющие роль прокуратуры в осуществлении государственной экологической политики. В некоторых случаях прокуратура даже исключена из числа активных участников процесса обеспечения экологической безопасности. Однако согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», контроль за соблюдением законов в области экологии является одним из приоритетных направлений работы прокуратуры. Важнейшей задачей прокурорского надзора является обеспечение прав, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии и право на возмещение убытков, причиненных ущербом здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. [5]
Уроки, извлеченные из интеграции экологической политики в Российской Федерации, позволяют наметить несколько направлений действий для тех государств, которые желают двигаться вперед в этом направлении, в частности, следующие:
- регулярное участие представителей отраслевых органов в экологическом планировании;
- анализ взаимосвязей экономического роста (бедности) и окружающей среды и, как минимум, отражение этих взаимосвязей в отраслевых и стратегиях развития как вопросов общественной и экономической значимости;
- правовое закрепление и реализации государственных программ по охране окружающей среды природоохранной прокуратурой при рассмотрении отраслевых стратегий и стратегий развития;
- определение приоритетных направлений и целей, включение экологических мер в отраслевых стратегиях и стратегиях развития
- включение экологических функций во внутренние нормативные акты отраслевых министерств и экологическое обучение их персонала;
- обеспечение бюджетного финансирования на основе интеграции охраны окружающей среды;
- четкое распределение полномочий в системе государственного управления и внедрение механизмов информационного взаимодействия и координации.
Сегодня в стране активно ведется последовательная работа в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарно-экологической обстановки. Вместе с тем результаты анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при реализации функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также о недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.
Библиографический список
- Винокуров А. Ю. Безопасность профессиональной деятельности юриста // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 67.
- Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. Москва : Городец, 2007. 464 с.
- Винокуров А. Ю. Государственная экологическая политика и роль прокуратуры в ее реализации // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сб. материа¬лов Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Боголюбов [и др.]. Москва : Моск. гос. ун-т геодезии и картографии, 2019. С. 40.
- Капинус О. С. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 7-9
- Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.10.2020)
- Новости // Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/vmtp/mass-media/news?item=96609283 (дата обращения: 24.11.2024).