Современный туризм и гостиничная недвижимость — перспективное направление инвестиций и предпринимательства. Однако есть альтернатива, которая сегодня конкурирует с классическим отдыхом и путешествиями — аренда кемперов.
Современный кемпинг предполагает наличие объектов, организованных для стоянки кемперов и отдыха путешественников. Территория кемпинга включает в себя парковочные зоны для кемперов, санитарную зону с туалетами и душевыми кабинами, мини-магазин, костровые ямы, а также доступ к воде и электричеству. Важно обеспечить безопасность отдыхающих, а также относительную тишину, чтобы путешественники не мешали друг другу. С точки зрения развития, во всем мире действует один и тот же принцип организации кемпинга, хотя в зависимости от конкретного места могут быть предусмотрены различные дополнения. Среди самых популярных — долгосрочные стоянки для кемперов, поскольку такие автомобили занимают значительное место и не все могут держать их в собственном гараже или дворе. В странах, где этот вид туризма хорошо развит, кемпинги, расположенные в радиусе 100 км от крупных городов, предлагают услуги долгосрочной парковки. Кемпинги могут дополнительно предоставлять размещение в виде отдельно стоящих домиков, доступных в теплое время года или круглый год. Это происходит гораздо реже и обычно предоставляется в районах с развитым самостоятельным автотуризмом.
Путешествовать на кемпере просто замечательно, если поблизости есть действительно уникальные природные объекты, которые привлекают местных жителей и туристов. Еще одним важным условием является наличие качественной дорожной сети, позволяющей комфортно путешествовать и осматривать ландшафты и местное население. Поэтому этот туризм развивается и в Европе, где расстояния значительно меньше, а плотность объектов осмотра выше.
Автодома, также известные как кемперы или дома на колесах, стали символом свободы передвижения и более автономного образа жизни, особенно в условиях увеличившейся популярности внутреннего туризма.
Кемпер (дом на колесах) – это дом, основанный на базе автомобиля. В кемпере есть всё для жизни-кровать, санузел, кухня (плита, холодильник, раковина). На кемпере ты можешь путешествовать по всему миру. На картинке №1 показано, как можно уместить весь дом в одну машину.
Развитие автотуризма
В настоящее время в России существуют значительные перспективы для развития автомобильного туризма. Страна богата разнообразными достопримечательностями: от древних монастырей до уникальных природных объектов. Согласно данным Росстата, за последние десять лет (с 2012 по 2022 год) количество автомобилей в стране выросло на 44% — с 35 до 50 миллионов. Интерес к автомобильным путешествиям продолжает расти, потому что путешественники могут сами выбрать подходящий ритм для себя.
Проблемы и риски
Ограничение доступа к ряду направлений. С февраля 2022 года усложнилась возможность приобретения туров в некоторые страны, особенно европейские.
В прошлом году такие сервисы, как Booking.com и Airbnb, приостановили деятельность в России. Их услугами ежегодно пользовались около 1,5–2 миллионов российских и иностранных туристов. В результате отели оказались вынуждены искать новые способы продвижения и продажи услуг, чтобы сохранить своих гостей.
Сокращение субсидий для авиаперевозок. В мае была пересмотрена программа субсидирования региональных авиамаршрутов: ее объем снизили с 9 до 7,5 млрд (на 1,5 млрд рублей). Федеральное агентство воздушного транспорта исключило из программы те маршруты, которые не были поддержаны регионами. Среди затронутых направлений оказались популярные туристические регионы, такие как Санкт-Петербург, Дагестан, Северная Осетия, Татарстан и Тюменская область.
Состояние рынка
За последние три года российский рынок туристических услуг значительно изменился за несколько периодов трансформации. В 2020 году из-за закрытых границ потребительский спрос сместился на внутренний туризм, в то время как тенденции до пандемии постепенно начали восстанавливаться в 2021 году. В прошлом году основное внимание было перенесено на внутренний туризм, а также на азиатские направления.
Вице-президент Ассоциации туроператоров, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин принял участие в онлайн-конференции на тему «Северный Кавказ — в топ-5 регионов России по популярности у туристов. «Северный Кавказ сегодня — самый быстрорастущий туристический регион России: он демонстрирует выдающиеся темпы прироста турпотока. Оценки разнятся, но в последние несколько лет мы видели общий рост турпотока в СКФО порядка 20%, что два с лишним раза превышает средние темпы роста по стране. Другие регионы считают хорошим результатом прирост турпотока на 7%, 8%, иногда 10%. В Дагестане в 2022 году было зафиксировано плюс 30%, хотя понятно, что такой темп не может сохраняться постоянно.»
Текущее состояние рынка
На сегодняшний день отраслью кемперов в России занимаются 7–10 компаний. Но есть сложности, с которыми они сталкиваются. (затраты на организацию производственных процессов, высокую конкуренцию с зарубежными брендами и дефицит профессионалов). Ежегодно в России выпускается около 300 кемперов и караванов. Примерно 80% отечественных производителей испытывают нехватку производственных мощностей из-за очередей на 6–8 месяцев вперед. Более половины (55%) компаний сообщают о нехватке специалистов (маляры, сборщики, электрики, формовщики и т. д.)
Есть меры для развития рынка:
- Введение субсидий и снижения издержек производителей.
- Организация профессионального сообщества ( производители, туристические агентства и другие).
- Решение логистических проблем.
- Развитие инфраструктуры (стоянки, заправочные станции и скоростной интернет трассах).
- Продвижение автотуризма, что стимулирует спрос на покупку и аренду автодомов.
Так же нужны новые дороги, многофункциональный туристический центр. Для развития рынка также нужно активно развивать бизнес аренды автодомов.
Это направление сделал большой скачок в связи с пандемией COVID-19, когда россияне начали искать новые способы путешествий без зависимости от общественного транспорта и гостиниц. За последние несколько лет рынок кемперов в России демонстрирует значительный рост.
Современные тенденции рынка включают переход к цифровизации, расширение предложений по аренде и кастомизации автодомов. Многие компании начинают предлагать как стандартные модели, так и уникальные автодома, разработанные под запросы конкретных клиентов.
За последние 3 года российский рынок туристических услуг значительно изменился за несколько периодов трансформации. В 2020 году из-за закрытых границ потребительский спрос сместился на внутренний туризм, в то время как тенденции до пандемии постепенно начали восстанавливаться в 2021 году. В прошлом году основное внимание было перенесено на внутренний туризм, а также на азиатские направления.
Потребительский спрос
Потребительский спрос на автодома в России обусловлен целым рядом факторов, начиная от экономических преимуществ автопутешествий и заканчивая эмоциональными мотивами, такими как стремление к свободе передвижения и более гибкому образу жизни. Для многих россиян автодома становятся альтернативой традиционным формам туризма, особенно в условиях, когда международные поездки могут быть ограничены, а цены на авиабилеты и отели продолжают расти.
Одной из главных причин, по которым люди выбирают автодома, является желание путешествовать независимо, без необходимости постоянно находиться в одном месте или зависеть от инфраструктуры крупных городов. Современные автодома оснащены всеми удобствами для длительного проживания, включая кухни, спальные места, ванные комнаты и системы климат-контроля. Это позволяет планировать поездки на любые расстояния и в любое время года.
Среди мотивов для покупки автодома выделяются следующие:
- Свобода передвижения: возможность путешествовать по любому маршруту без привязки к расписанию транспорта или бронированию гостиниц.
- Уединение и природа: автодом позволяет останавливаться в отдаленных местах, что дает возможность наслаждаться природой вдали от массового туризма.
- Долгосрочные поездки: автодома подходят для длительных путешествий с семьей или друзьями, при этом предоставляя комфортные условия для жизни на дороге.
- Возможность для работы: удаленная работа становится все более популярной, и автодом предоставляет условия для мобильного офиса, что делает такие поездки еще более привлекательными.
Однако существуют и барьеры для покупки или аренды автодомов, которые снижают интерес части потребителей. Главные из них:
- Высокая стоимость: новые автодома стоят дорого, особенно если речь идет о моделях зарубежного производства.
- Недостаток инфраструктуры: в России пока еще не так много кемпингов и оборудованных стоянок для автодомов, особенно в региональных зонах, что усложняет планирование поездок.
- Эксплуатационные расходы: регулярное обслуживание, страхование и топливо могут значительно увеличить общие затраты на использование автодома.
В марте 2024 года в России вырос спрос на кемперы.
Объем предложений подержанных кемперов также вырос на 7,9% по сравнению с январем-февралем 2024 года. Самый значительный прирост произошел в сегменте караванов ( увеличилось на 23,4%) и составило более 61% от общего числа.
Средняя цена подержанного кемпера 948 тысяч рублей. Наиболее доступным вариантом стали караваны, их средняя стоимость составляет около 120 тысяч рублей. Кемперы (всё включено) – средняя цена достигала 6,4 миллиона рублей.
Все эти показатели указывают на растущую популярность кемперов среди россиян. Это может быть связано с изменениями в предпочтениях отдыхающих, увеличением интереса к путешествиям на собственном транспорте и стремлением людей к более свободному и гибкому образу жизни.
Сколько стоит открыть свой бизнес по аренде кемперов?
Инвестиционный потенциал и окупаемость
Бизнес-модель:
1. Оценить свои финансовые возможности 2. Подсчитать кол-во кемпер, которые ты можешь приобрести на имеющиеся средства
3. Оценка рынка кемперов (по какой цене можно сдать в аренду из-за расчета в сутки)
4. Ввиду специфики аренду кемперов, в теплое время (май-сентябрь (150 дней))
5. Прогнозируемая загрузка 50 %, исходя из анализа конкурентов
6. Среднесуточная стоимость аренды – 15000–20000/сутки
7. Прогнозируемый доход в год – 1125000–1500000
8. Прогнозируемые расходы: зарплата сотрудников, аренда помещения и парковки, реклама, ТО, страховки, налоги.
9. Срок окупаемости 5 лет
10. Список необходимых сотрудников: бухгалтер штатный, юрист внештатный, менеджеры, техники, маркетологи, водитель.
Библиографический список
- Сергей Ромашкин: «Северный Кавказ сегодня — самый быстрорастущий туристический регион России» // Вестник экономики URL: https://eurasianmagazine.ru/news/sergey-romashkin-severnyy-kavkaz-segodnya-samyy-bystrorastushchiy-turisticheskiy-region-rossii