ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО КУПИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шевалдина Елена Николаевна
Кемеровский государственный университет
студентка

Аннотация
Данная статья посвящена описанию основных результатов апробации программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с целью купирования у них агрессивного поведения. Программа предполагает комплексное воздействие на систему отношений ребенка.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шевалдина Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение как средство купирования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/01/102919 (дата обращения: 01.05.2025).

Агрессивное поведение является актуальной темой исследований уже на протяжении многих десятилетий. Это объясняется тем, что агрессия рассматривается как негативное социальное явление, поскольку в ее основе лежит деструктивные действия. Агрессивное поведение противопоставляется социально ориентированному поведению, выступает в качестве признака социальной дезадаптации [1, 4]. Тем не менее, ученые и практики не отрицают значения агрессии, но говорят о необходимости обучения социально приемлемым способам ее выражения [2].

Теоретические основы исследования агрессии, подходы к ее пониманию заложены зарубежными психологами А. Бассом, Р. Бэроном, Д. Доллардом, К. Лоренцем, Д. Ричардсоном, З. Фрейдом. В своих трудах они раскрыли природу агрессии, мотивационные факторы ее возникновения, описали виды агрессии [2]. В отечественной психологии агрессии посвящены работы Г. М. Бреслава, Л.С. Колосовой, А. А. Реана, Ю. Б. Можгинского. Они уделяли внимание исследованию агрессии и агрессивности у детей и подростков [1, 3, 4, 5].

В нашем исследовании была поставлена цель экспериментально проверить возможности купирования проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения. Было сделано предположение о том, что в результате взаимодействия специалистов ДОУ и семьи, направленного на изменения взаимоотношений с ребенком, у него в поведении исчезнут деструктивные действия.

Исследование проведено на выборке из 24 детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ №231 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Для исследования агрессивного поведения использовался комплекс методик:

1.    Проективный тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич).

2.    Тест «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго).

3.    Тест эмоций (тест Баса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной).

4.    Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).

Формирующий эксперимент проводился с октября 2023 года по апрель 2024 года. Программа психолого-педагогического сопровождения включала 4 блока.

1. Диагностический. Выявление выраженности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Применялись методики указанные выше.

2. Коррекционно-развивающий. Включал проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Их содержание выступили игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, обучение социально приемлемым навыкам выражения агрессии, формированию умений проявлять сопереживание, сочувствие, коммуникативных умений.

3. Просветительско-профилактический блок. Включал работу с родителями и педагогами. С родителями проводились тематические консультации по вопросам агрессивного поведения ребенка. С воспитателями и специалистами проведены тренинги и мастер-классы.

4. Аналитический. Осуществлялась работа по анализу процесса купирования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, внесению коррективов в процесс психолого-педагогического сопровождения, оценка его результативности.

Рассмотрим результаты формирующего воздействия на основе данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.


Рисунок 1. Сравнение уровней агрессивности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич)

По данным по методике «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич) было установлено, что выраженность агрессии в экспериментальной группе снизилась. На контрольном этапе эксперимента количество детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем снизился с 30% до 10%. В контрольной группе количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности не изменилось.


Рисунок 2. Сравнение уровней агрессивности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго)

По данным методики «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго) отмечается выраженно снижение проявления деструктивных действий у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Высокая агрессивность снизилась у 30% испытуемых. В контрольной группе отмечается повышение агрессивности: у 7% уровень выраженности агрессии повысился с низкого до среднего.

Таблица 1. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной)

Шкалы

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Физическая агрессия

0%

20%

80%

0%

20%

80%

Косвенная агрессия

20%

30%

50%

10%

40%

50%

Раздражение

30%

20%

50%

0%

40%

60%

Негативизм

20%

30%

50%

10%

30%

60%

Обидчивость

0%

20%

80%

0%

10%

90%

Подозрительность

0%

30%

70%

0%

30%

70%

Словесная агрессия

20%

20%

60%

10%

20%

70%

По методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной) было обнаружено, что у детей старшего дошкольного возраста в результате формирующего воздействия произошло снижение раздражения (на 30%), негативизма (на 20%), косвенной агрессии (на 10%), обидчивости (на 10%), словесной агрессии (на 10%).

Таблица 2. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы по методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной)

Шкалы

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Физическая агрессия

0%

0%

100%

0%

7%

93%

Косвенная агрессия

14%

29%

57%

14%

29%

57%

Раздражение

21%

14%

64%

14%

29%

57%

Негативизм

29%

14%

57%

29%

14%

57%

Обидчивость

0%

0%

100%

0%

7%

93%

Подозрительность

0%

0%

100%

0%

0%

100%

Словесная агрессия

29%

29%

43%

29%

29%

43%

В контрольной группе отмечено повышение агрессивности по таким ее видам, как физическая агрессия (на 7%), раздражение (на 7%), обидчивость (на 7%). Но снизилось раздражение у 7% детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 3. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак)

Проявления агрессии

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Агрессия, связанная с демонстративным поведением

10%

0%

14%

14%

Защитная агрессия

20%

10%

14%

14%

Скрытая агрессия

20%

0%

14%

21%

Стремление к лидерству

10%

10%

14%

14%

Сиблинговая конкуренция

0%

0%

7%

7%

По данным методики «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак) в экспериментальной группе уменьшилось количество испытуемых с проявлениями агрессии, связанной с демонстративным поведением (на 10%), защитной агрессии (на 10%), скрытой агрессии (на 20%). В контрольной группе отмечено повышение количества детей старшего дошкольного возраста со скрытой агрессией на 7%.

Таким образом, подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение способствует снижению выраженности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Без сопровождения у детей старшего дошкольного возраста показатели агрессии остаются неизменными или же проявляется тенденция в их возрастании.


Библиографический список
  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. 144с.
  2. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб: Питер, 2014. 368 с.
  3. Колосова Л. С. Детская агрессия. СПб: Питер, 2004. 224с.
  4. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. М.: Когито, 2008. 179с.
  5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб: Речь, 1996. 327с.


Все статьи автора «author7823»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: