ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: КОНФЛИКТ КАК НОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИЛИ КАК ВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА

Шакиров Ильназ Фирдинантович
Уфимский университет науки и технологий, Нефтекамский филиал
студент 3 курса

Аннотация
Статья рассматривает различные подходы к пониманию природы социальных конфликтов, представленные в социологической теории. С одной стороны, ряд концепций трактуют конфликт как неотъемлемую, естественную черту любого социального взаимодействия, являющуюся не временным, а постоянным состоянием общества. Согласно этим взглядам, конфликты выполняют важные функции, стимулируя общественные изменения и адаптацию. С другой стороны, существуют теории, которые рассматривают конфликты как нежелательное временное состояние социума, возникающее вследствие различных социальных проблем, и основной целью видят минимизацию конфликтности.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шакиров И.Ф. Природа социальных конфликтов: конфликт как норма социальной жизни или как временное состояние общества. Проблемы толерантности, ксенофобии и экстремизма // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/09/102601 (дата обращения: 23.04.2025).

Социальные конфликты – неотъемлемая часть жизни любого общества. Они возникают из-за столкновения интересов, ценностей и целей различных социальных групп и индивидов. Но является ли конфликт нормальным и необходимым состоянием для социума или это скорее временное явление, с которым нужно бороться?

В данной статье мы рассмотрим природу социальных конфликтов, их влияние на развитие общества, а также связанные с ними проблемы толерантности, ксенофобии и экстремизма. Раскроем, когда конфликты играют позитивную роль, а когда становятся деструктивной силой, угрожающей стабильности и единству социума.

Особое внимание будет уделено различным теоретическим подходам к пониманию сущности социальных конфликтов – от марксистских концепций классовой борьбы до теорий, рассматривающих конфликт как естественное состояние социальных взаимодействий. Предпринята попытка определить, какая из этих точек зрения наиболее соответствует современным реалиям.

Кроме того, в статье анализируются механизмы возникновения и эскалации социальных конфликтов, а также пути их предотвращения и разрешения. Особое внимание уделяется вопросам толерантности и интолерантности, ксенофобии и экстремизма – этим важнейшим факторам, влияющим на динамику конфликтных взаимодействий в обществе.

В заключение делаются выводы о том, как оптимально управлять социальными конфликтами, чтобы они не перерастали в разрушительные столкновения, а служили двигателем общественного прогресса.

Конфликт как норма социальной жизни

Ряд социологических концепций рассматривает конфликт как неотъемлемую, естественную черту любого социального взаимодействия. Согласно этим подходам, конфликты являются не временным, а постоянным состоянием общества.

Одним из наиболее влиятельных теоретиков, обосновывавших данную точку зрения, был Карл Маркс. Он считал, что конфликты между социальными классами, обусловленные противоречиями их экономических интересов, являются движущей силой исторического развития. По Марксу, классовая борьба – неизбежный спутник капиталистического общества, пока не произойдет его революционное преобразование.

Аналогичные идеи развивал Ральф Дарендорф, представитель критической теории общества. Он полагал, что социальные конфликты возникают из-за несовпадения интересов властвующих и подчиненных групп, обладающих разными ресурсами для отстаивания своих позиций. По Дарендорфу, данные конфликты носят перманентный характер и служат источником социальных изменений.

Сходные взгляды высказывал Льюис Козер, создатель конфликтологической парадигмы в социологии. Он считал конфликт “нормальным” явлением, встроенным в ткань социальной жизни. Козер полагал, что конфликты обусловлены различиями людей в ценностях, целях, ресурсах и статусах, а также стремлением к власти. Более того, по его мнению, конфликты выполняют важные функции в обществе, например, укрепляют групповую идентичность и способствуют адаптации к изменениям.

Сторонники рассматриваемого подхода доказывают, что полное устранение конфликтов невозможно и нежелательно, поскольку это привело бы к застою и деградации социальной системы. Они полагают, что задача состоит не в их искоренении, а в разумном управлении ими, чтобы предотвратить разрушительные последствия.

Таким образом, согласно концепциям, представляющим конфликт как норму социальной жизни, он является движущей силой общественных трансформаций, способствует адаптации социума к изменяющимся условиям и выполняет ряд других важных функций. Поэтому задача состоит не в подавлении конфликтов, а в их конструктивном урегулировании.

Проблемы толерантности, ксенофобии и экстремизма

Концепция, рассматривающая конфликт как неотъемлемую норму социальной жизни, тесно связана с проблематикой толерантности, ксенофобии и экстремизма. Ведь именно эти явления во многом определяют характер и динамику конфликтных взаимодействий в обществе.

Толерантность, или терпимость, предполагает готовность принимать и уважать мнения, верования, образ жизни, отличные от собственных. Она является важнейшим условием мирного сосуществования в многообразном социуме. Там, где отсутствует толерантность, вместо нее укореняется ксенофобия – боязнь и неприятие всего чужого, незнакомого.

Ксенофобия часто сопровождается агрессивными, экстремистскими проявлениями по отношению к “чужакам” – будь то этнические, религиозные или иные меньшинства. Экстремизм характеризуется готовностью к применению насилия для защиты или навязывания своих взглядов, отрицанием компромиссов и диалога.

Проблемы нетерпимости, ксенофобии и экстремизма особенно актуальны в условиях растущего культурного, этнического и религиозного разнообразия современного мира. Стремительные социальные трансформации, миграционные процессы, экономические кризисы зачастую порождают тревогу и ощущение угрозы у представителей доминирующих групп, что питает ксенофобские настроения.

В этих условиях важную роль играет государственная политика, направленная на воспитание культуры толерантности, диалога и ненасилия. Кроме того, большое значение имеет деятельность гражданского общества, направленная на преодоление ксенофобии и экстремизма. Только комплексные усилия власти и общества могут способствовать утверждению ценностей плюрализма и мирного сосуществования.

Таким образом, проблемы толерантности, ксенофобии и экстремизма тесно связаны с восприятием социальных конфликтов. Там, где преобладают нетерпимость и готовность к насилию, конфликты нередко приобретают деструктивные формы. В то же время там, где утверждаются принципы толерантности и диалога, конфликты могут играть позитивную роль, стимулируя общественное развитие.

Взаимосвязь конфликтности и социальных проблем

Концепции, рассматривающие социальный конфликт как норму, указывают на его тесную взаимосвязь с различными социальными проблемами. Конфликты часто являются следствием неравенства, несправедливости, ограниченности ресурсов, культурных различий и других острых вопросов, стоящих перед обществом.

Так, классовые конфликты, о которых писал Карл Маркс, вытекают из фундаментальных противоречий капиталистической системы, основанной на эксплуатации наемных работников буржуазией. Согласно марксистскому подходу, для преодоления этих конфликтов необходимо ликвидировать классовое деление общества.

Конфликты, связанные с неравным распределением власти, анализировал Ральф Дарендорф. Он полагал, что они возникают из-за несовпадения интересов доминирующих и подчиненных групп, борющихся за контроль над ресурсами и институтами. По Дарендорфу, для снижения напряженности важно расширять участие различных слоев в принятии решений.

Льюис Козер, в свою очередь, отмечал, что конфликты часто провоцируются стремлением социальных групп к повышению своего статуса и престижа. Здесь речь идет о конфликтах, связанных с признанием культурной идентичности меньшинств и их права на равное отношение.

Таким образом, различные теории рассматривают социальные конфликты как отражение фундаментальных противоречий и проблем общества – будь то классовые антагонизмы, борьба за власть или культурные различия. При этом сами конфликты зачастую служат катализатором обострения этих проблем, приводя к росту социальной напряженности.

Вместе с тем сторонники концепции конфликта как нормы социальной жизни полагают, что конфликты могут играть и позитивную роль, стимулируя общественные изменения и адаптацию к новым условиям. Поэтому задача состоит не в их искоренении, а в эффективном управлении ими, чтобы минимизировать деструктивные последствия и использовать конфликты как движущую силу развития.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в социологической теории существуют различные подходы к пониманию природы и роли социальных конфликтов.

С одной стороны, ряд концепций рассматривают конфликт как неотъемлемую, естественную черту любого социального взаимодействия. Согласно этим взглядам, конфликты являются не временным, а постоянным состоянием общества, обусловленным фундаментальными противоречиями интересов, ценностей и ресурсов различных социальных групп. Представители данного подхода считают, что конфликты выполняют важные функции, стимулируя общественные изменения и адаптацию к новым условиям. Поэтому задача состоит не в их подавлении, а в конструктивном урегулировании.

С другой стороны, существуют теории, которые рассматривают конфликты как временное, нежелательное состояние социума, возникающее вследствие различного рода социальных проблем – экономических диспропорций, неравенства, культурных противоречий и т.д. Для сторонников этого взгляда основная цель – минимизация конфликтности путем устранения ее коренных причин.

Тесно связаны с данной проблематикой вопросы толерантности, ксенофобии и экстремизма. Там, где преобладают нетерпимость и готовность к насилию, конфликты нередко приобретают деструктивные формы. В то же время там, где утверждаются принципы диалога и уважения различий, конфликты могут играть позитивную роль, стимулируя развитие социума.

Таким образом, проблема природы социальных конфликтов и способов их регулирования остается предметом научных дискуссий. Вместе с тем очевидно, что ее решение имеет важное значение для обеспечения стабильности и прогрессивного развития общества.


Библиографический список
  1. Зиммель, Г. (2009). Социальная дифференциация. Избранные труды. Москва: Издательский дом «Территория будущего».
  2. Козер, Л. (2000). Функции социального конфликта. Москва: Идея-Пресс.
  3. Дарендорф, Р. (2002). Современный социальный конфликт: очерк политики свободы. Москва: РОССПЭН.
  4. Маркс, К., Энгельс, Ф. (1955-1981). Сочинения. Москва: Государственное издательство политической литературы.
  5. Вебер, М. (1990). Избранные произведения. Москва: Прогресс.


Все статьи автора «Шакиров Ильназ Фирдинантович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: