Одним из наиболее актуальных вызовов современного общества является проблема эмоционального выгорания сотрудников. Она представляет собой серьезную угрозу не только для индивидуального благополучия работников, но и для эффективного функционирования организаций. В последние десятилетия исследователи все чаще обращают внимание на влияние гендерных факторов на развитие эмоционального выгорания. Понимание различных аспектов этого явления в зависимости от пола становится все более важным для создания эффективных программ поддержки и профилактики.
Эмоциональное выгорание характеризуется хронической усталостью, цинизмом и снижением профессиональной эффективности. Эта проблема затрагивает огромное количество работников по всему миру, и при этом имеет значительные экономические и социальные последствия. Однако, до сих пор многие аспекты эмоционального выгорания остаются недостаточно изученными, особенно в контексте гендерных различий.
Э. С. Моисеева и С. С. Кудинов в своем исследование определили, что мужчины-менеджеры в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию, и формирование симптомов выгорания у них происходит медленнее и в меньшей степени, чем у женщин-менеджеров. Основным симптомом эмоционального выгорания по мнению авторов у мужчин является эмоциональная отстранённость, которая проявляется в приглушенности и притупленности эмоций, а также возможных эмоциональных срывах. У женщин-менеджеров выгорание связано с профессиональной мотивацией и неудовлетворённостью работой, что может проявляться в заниженной самооценке. Женщины-менеджеры чаще испытывают чувство вины, тревожность и робость, в то время как мужчины более самоуверенны, самостоятельны и напористы. Мужчины предпочитают эмоциональную яркость в общении, тогда как женщины более сдержаны и склонны к беспокойству [1].
С. А. Судьярова и А. А. Костригин, отметили в своем исследование, что девушки чаще демонстрируют психологические защиты, направленные на сопротивление психотравмирующим обстоятельствам. Это проявляется в более выраженных симптомах, таких как неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и расширение сферы экономии эмоций. Девушки применяют эмоционально-ориентированные копинг-стратегии чаще, чем юноши. Это означает, что они стремятся изменить свои эмоции в стрессовых ситуациях, используя такие методы, как юмор или положительная оценка происходящего, что направлено на эмоциональное облегчение, а не на решение проблемы [3].
Механизм «экономии эмоций» у девушек охватывает больше сфер жизни, и они чаще пренебрегают общением с близкими из-за усталости. Это приводит к более высокому уровню эмоциональной отстраненности, когда эмоции практически не проявляются.
По мнению С. А. Судьяровой и А. А. Костригина у девушек наблюдается более высокий уровень симптомов эмоционального выгорания, таких как неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и эмоциональная отстраненность. У девушек уровень развития фаз напряжения, резистенции и истощения ярче выражен, что указывает на более высокую степень эмоционального выгорания по сравнению с юношами [3].
Исследование М. О. Резванцевой показало, что эмоциональное выгорание сотрудников зависит от их пола и стажа профессиональной деятельности. С увеличением стажа работы гендерное различие в эмоциональном выгорании значительно возрастает. У сотрудников наблюдается высокая степень выраженности синдрома «эмоционального выгорания». Это подтверждает актуальность исследования, так как работа в полиции относится к группе рискованных профессий, связанных с физическими и психическими перегрузками [2].
В ходе исследования было установлено, что у женщин, имеющих стаж работы более 5 лет, выраженность симптомов эмоционального выгорания выше, чем у мужчин. Например, у женщин наблюдается более выраженный механизм сопротивления к профессиональным трудностям.
Несмотря на высокую степень эмоционального выгорания, у большинства сотрудников, независимо от пола, профессиональная мотивация на службу остается достаточно высокой, что может снижать уровень психического выгорания. По двум из трех шкал исследования мужчины и женщины с стажем до 5 лет «выгорают» идентично, однако после 5 лет стажа у женщин наблюдаются более выраженные симптомы психоэмоционального истощения и личностного отдаления.
Эти выводы подчеркивают важность учета гендерных особенностей при изучении эмоционального выгорания в профессиях, связанных с высоким уровнем стресса и взаимодействием с людьми.
Результаты диагностики эмоционального выгорания среди педагогов полученные А. И. Шкуропатской, показывают значительные различия как в уровнях выгорания, так и в стаже работы среди мужчин и женщин. Эти данные позволяют сделать ряд важных выводов, которые могут быть полезны для дальнейшего изучения и разработки мер по снижению эмоционального выгорания среди педагогов [4].
Во-первых, можно отметить, что среди мужчин-педагогов наиболее распространены низкий и средний уровни выгорания. Лишь один из обследованных мужчин имеет высокий уровень выгорания, что может свидетельствовать о более эффективных механизмах копинг-стратегий среди этой группы или меньшей нагрузке на работе.
В отличие от мужчин, среди женщин-педагогов наблюдается больший разброс в уровнях выгорания. У трёх из семи обследованных женщин выявлен высокий уровень выгорания, что вызывает серьёзные опасения. Это может указывать на необходимость более пристального внимания к условиям труда и психоэмоциональному состоянию женщин в образовательных учреждениях.
Интересно также отметить, что у большинства педагогов со стажем работы от 5 до 8 лет наблюдается средний уровень выгорания, независимо от пола. Это подтверждает гипотезу о том, что средний стаж работы является критическим периодом, когда педагоги начинают испытывать значительные стрессовые нагрузки, но ещё не выработали достаточно устойчивые механизмы защиты.
Исследования показывают, что мужчины и женщины по-разному подходят к профессиональной деятельности, и это различие может влиять на предрасположенность к выгоранию. Например, женщины часто сталкиваются с более высоким уровнем эмоциональной нагрузки, связанной с необходимостью балансировать профессиональные обязанности и семейные обязательства. Социальные ожидания и гендерные стереотипы также могут оказывать существенное влияние на уровень стресса, который испытывают женщины в рабочей среде.
Мужчины, в свою очередь, могут сталкиваться с другими формами давления, такими как ожидания достижения высоких профессиональных результатов и поддержания экономической стабильности семьи. Эти факторы могут способствовать возникновению выгорания, особенно в условиях высокой конкуренции и нестабильности на рынке труда. При этом исследования показывают, что мужчины реже обращаются за психологической помощью, что может усугублять их состояние и затруднять диагностику и лечение.
С другой стороны, есть исследования, показывающие, что женщины могут быть более уязвимыми к эмоциональному выгоранию из-за большей склонности к эмпатии и эмоциональному включению в рабочий процесс. Эта склонность может приводить к более интенсивному переживанию рабочих стрессов и медленной эмоциональной исчерпаемости.
Важно отметить, что социальные и культурные контексты могут значительно изменять восприятие и проявление эмоционального выгорания среди мужчин и женщин. В некоторых культурах выражение слабости или усталости может быть неприемлемым для мужчин, что снижает их готовность признавать проблемы и обращаться за помощью. Женщины же могут испытывать давление быть эмоционально устойчивыми и сохранять высокую работоспособность, несмотря на внутренние переживания.
Таким образом, исследования подчеркивают значительные гендерные различия в проявлениях психологических защит и эмоционального выгорания, что требует дальнейшего изучения и внимания к этой проблеме.
Библиографический список
- Моисеева Э. С., Кудинов С. С. Гендерные особенности эмоционального выгорания в трудовом коллективе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2021. – №. 39-2. – С. 71-76.
- Резванцева М. О. Гендерные особенности эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. – 2020. – С. 65-75.
- Судьярова С. А., Костригин А. А. Гендерные особенности эмоционального выгорания // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. – 2022. – С. 213-220.
- Шкуропатская А. И. Гендерные особенности профессионального выгорания у педагогов // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. – 2023. – С. 359-363.