Известно, что туркмены проживают в различных странах Востока при этом сохраняя свой национальную идентичность создают свои культурные центры. Одним из важных элементов этой культуры являются базары. В словаре иранского автора Мухаммеда Моини под словом базар понимается место купли продажи товаров и питание” [1, с. 189]. Недаром в народе гласит такая поговорка «Базарсыз шяхер мазара мензар» («Без базара город подобно кладбищу»). Ещё в античное время на Великом Шелковом пути на туркменской земле существовали большие рынки. Об этом в частности упоминается в статье Д. Гульмурадова «Возникновение и развитие обмена и торговли в Южном Туркменистане», где сказано, что «По международным торговым путям, контролируемым Парфянской державой двигались самые различные товары. В их числе были кожа, железо, различные благовония, всевозможные специи, драгоценные камни редкие и уникальные ремесленные изделия и особенно высоко ценимый китайский шелк. Ввозились также шелк-сырец и шелковая пряжа. Использовали шелк и сами парфяне, в частности и для изготовления боевых знамен [2, с. 150]. Другой ученный С.Г.Агаджанов отмечал, что в сельджукское время, Мервский рынок Джубука служил местом продажи овощей и фруктов, которые развозились отсюда по лавкам зеленщиков и бакалейщиков, а в крупном мервском квартале Зарджайн шла оживленная торговля высокосортным пшеничным зерном. Базарные площади имелись не только в городах, но и в сельских местностях, куда стекались жители окрестных деревень [3, с. 163].
В первоисточнике X века в безымянной книге «Худу-д ул алем ал-машрик ве улал магриб» говорится о городах производящих товары, как например в Бухаре – ковры и паласы, в Кеше золото, соль, лекарственные растения в Термезе-мыло, в Сойрушане золото, серебро, медь, свинец, ртуть, в Мерве-шелковые ткани и т.д [4, с. 94].
О мервских тканях отмечено в трудах В.А.Крачковской [5, с. 615-620] и в журнале «Мерв-наме», где сказано, что заморские и мусульманские купцы как узнали о развитии производства щёлкого промысла все свои товары, в том числе шелковые ткани, хлопок покупали в Мерве. Кроме ткани «Мерви», платков «Мерви», ковров «Мерви», купцы покупали сыры, соки, кунжут, крупный чёрный изюм, мёд, инжир, олово, мышьяк сернистый считавшимся мервскими товарами [6, с. 101].
Восточный базар был местом не только купли-продажи, но и местом активного общения людей, часто происходившие в чайхане с выпаренным кристальным сахаром-наватом, который как говориться являлся концентратом души.
В конце XIX в начале XX в. в городах Закаспийской области строились магазины с мануфактурными, галантерейными и бакалейными товарами. В дном из таких мест, находившийся у подножья Копетдага упоминается большой каравансарай, который стал центром данной области, где останавливались на привал торговые караваны идущие в Персию. Зарубежные таджиры (т.е. торговцы) отдохнув в Ашхане (место трапезы-Ашхабад) утром беспрепятственно могли пройти через горный перевал в Баджигиран где на таможенном переходе караванщики должны были заплатить падж – то есть плата (отсюда и название Баджигиран) за перевозимый товар. Не исключено, что где находился каравансарай, там же были и базары. Именно поэтому для поста таможни в Закаспийской области было выбрано местечко Багир что около Ашхабада и которая было богата водными источниками и роскошными чынарами, которые оживляли местный климат.
Первые рынки в Ашхабаде названы в честь одного из туркменских племен – Текинка, далее Русский базар в пределах которого имелись около 400 торговых лавок. Значительная часть продуктов земледелия и кустарного производства – хлопок, зерно, шерсть, ковры, кожа, фрукты, дайхане сбывали в самом ауле, сюда специально прибывали для закупок и продажи городские торговцы [7, с. 65].
Сегодня, уже в наши дни в Независимом, нейтральном Туркменистане, области численность базаров увеличивались под новыми названиями, например в Ахальской области Копетдагский базар, Гундогар базар (Восточный базар), Ахалский базар, Дайханский базар (Крестьянский базар), Анауский базар, Ак базар (Белый базар), (слово белый связан с продажей здесь муки зерновых культур), Янгала базар…; в Дашогузкой области: Шор базар (Соленный базар, Бай базар (Богатый базар) и Дуния базар (Мировой базар), От базар, Афган базар, …; в Балканской области : Берекет базар, Дженнет базар, Бэшим базар/ связано с именем владельца/, Хазар базар, Гёк базар (зелёный базар), Тазе базар/ Новый базар/…; В Марыйской области: Ак базар, Гюндогар базар, Гёк базар, Лялезар базар, Гунеш базар ( Солнечный базар) , Кёпугурлы базар ( Всесторонний базар) и т.д.
По описанию туркменского исследователя д.ф.н. С.Атаниязова базары в Туркменистане часто именовали и географически, например Базар-депе (Базарный холм), Базар-чяге (Базар на песке), Базарджай (Базарный дом) [8, с. 72] и т.д. В работе иранского исследователя Мехди Саеди описывается Базар-руд» («Речной базар»), «Безирген» (торговля) и т.д [9, с. 72].
С термином «базара» символически связаны и туркменские имена Базар, Базарбай, Базаргельды, Базарбике, Базаргулы, Базармырат и.т.д [10, с. 60]. Подобные имена даются и улицам городов, как базарная, торговая. С этим именем связаны название ряда городов, например Пайкент (город купцов), Мосул (одно из названий шелковых тканей – муслим). По легенде сказано, что базарами управляли даже суфии, как Ахмед Ясави продавая деревянные ложки, миски, и великий суфий Бахаветдин Накшбенди как то сказал: «без меня базара не будет и если я не приду на базар то он не будет шумным и добрым».
По названию местности можно было определить специализацию земледельческих районов Закаспийской области. Так Тедженский оазис был известен в основном продажей зерновых культур, а Мервский – технических культур. Кстати как отмечают исследователи «Хлопок – это то растение которое перевернуло обычаи и нравы туркмен». В конце XIX века базарными дниями были душанбе (понедельник) и пенщенбе (четверг) [11, с. 81], сегодня это в основном четверг и воскресенье.
По численности продажи скота по областям они шли по такой последовательности Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервкие уезды. Продукты скотоводства: шерсть, овчины, кожа, каракуль продавались туркменами армянамским скупщикам и вывозились последними в Астрахань и Баку, в обмен на ходовые товары (чай, спички, леденцы, керосин, ситец, фарфоровая посуда, обувь, лук, морковь, табак, рис, орех, кишмиш и т.д.) [12, с. 100].
О роли армянского купечества в Закаспийской области отмечено в работе В. Григорянца [13]. Подобное влияние на восточный рынок принадлежит и индийским купцам из Шикарпура и Синди [14, с. 115-119]. Между этими национальными категориями (туркмен, армян, индусов и т.д.) особых различий не существовало, так как торговый обычай, нравственный и промышленный облик совершенно были схожи.
С образованием Туркменско республики началось формирование банковской системы – кредитные услуги, курсы денежной номинации, как рубля, крана, рупия и т. д. С нумизматической точки зрения, территория Туркменистана издавна была местом бойкой торговли, в обращении были, греческие драхмы, тетрадрахмы, ахеменидские динарики, парфянские монеты, сасанидские драхмы, арабские динары и дерхемы, монгольские тугрики, сефевидский и т.д.
О туркменских базарах Афганистана хорошо написано в работе доцента Балхского университета Мухаммед Салых Расыха «Тарих ве фарханги туркменха» («История и культура туркмен»). В разделе этой книги перечисляются товары производимые туркменами Афганистана для рынка сбыта на базарах Акча, Шибирганде, Мазаре-Шарифе, Андхое, Меймене, Кундузе. Это ковры, (ковер моври (т.е. мервский), андыхойский, акча, довлет абадский), ковровые изделия ( чувал, хорджун, торба…), ювелирные изделия, шелковые одежды с вышивками, головные уборы из каракуля и многие другие [15, с. 214-221]. Туркменские мастера ковров принимают заказы не только от заказчиков Афганистана, но и также из за рубежа через сайты имеющиеся в интернете. Туркменские мастера коврового изделия прославились не только на рынках Афганистана, но и в Пакистане, например в городах Пешевар, Карачи, Этек, Камалпур, Кветт, Исламабад. Туркменские ковры сегодня экспортируются в такие различные страны мира как в США, Японию, Францию, Италию, Германию и т.д. Для массового производства ковров необходимо было много шерсти, которая закупалась из за рубежа. Ныне из за ограниченности шерсти афганские мастера ковроделия вынуждены покупать залежавшиеся в магазинах из шерсти сплетенные кофты и джемперы которые используют в ковровом производстве.
Туркменские ковры популярны и на рынках Ирана, особенно в провинции Гюлистан, начиная с Бендер-Туркмена, далее Гургене, Акгала, Гумбет-Кабусе, Джергелане городах базарах [16, с. 304-312]. В неделю по очередности в названных городах устраиваются базары где туркмены выставляли свои товары мануфактурного производства; ковры и ковровые изделия, национальные вышивки, ювелирные изделия. А когда-то 50-60-х годах XX в. здесь за рубеж продавали даже лошадей-скакунов. Туркменские торговцы вели торговлю не только в провинции Гюлистана, но и в Мазандаране, Гиляне и на Кавказе.
Еще с конца XIX века туркменские торговцы тесно сотрудничали с русскими купцами в районах Каспийского побережья, особенно в Бендергязе, где туркмены закупали необходимые товары из России: бумагу, сахар, цемент, гвозди, изделия из железа, стекло, муку, табак, олово, паруса, а сами экспортировали кишмиш, ковры, кожу (барана и коз), кунжутное масло, грецкий орех, набат, хлопок, хну, рис, шелк, шерсть и т.д [17, с. 14].
Туркменские базары славятся и в арабском мире, где они компактно проживают на берегу реки Тигра в Ираке и в Саудовской Аравии в городе Джиду, возле которого находится торговый центр под названием «Бухария», где ведется активная торговля по продаже туркменских ковров. В Ираке имеется район так называеый «Туркменэли» (Туркменский народ) с центром г. Керкук где тоже ведется активная торговля ковров, ювелирных и гончарных изделий [18, с. 321], в Сирии около Алеппо тоже ведется торговля туркменскими коврами, ювелирными и гончарными изделиями и шелковыми тканями. В Турции в городе Токате туркмены также ведут торговлю как ковровыми изделиями, так и кожанными изделиями и т д.
Словом, туркмены где бы не жили старались вести своё традиционное хозяйство, в том числе торговое дело. Это у них заложено ещё из покон веков что отраженно в рукописных произведениях Востока.
Библиографический список
- Mohammed Moꞌini. Persian dictionary. T. 1387 /1967.
- Гульмурадов Д. Возникновение и развитие обмена и торговли в южном Туркменистане Советская Археология. М.1978№1.
- Агаджанов С. Селджукиды и Туркмения в XI-XII вв. А., -1973.
- Мальцев Ю.С. Мавереннахр и его торгово-экономический потенциал в эпоху саманидов /по сведениям анонимного трактата X в. «Худу-д ул алем ал-машрик ве улал магриб» // Известия АН. Тадж ССР сер. Отд.обиц. н. Д. 1982 №2
- Крачковская В.А. О Средневековых текстильных изделиях в Средней Азии (IX-X вв.) Материалы первой Всесоюзной научной конференции востоковедов. Т., – 1958.
- Мерв-наме (книга о Мерве). Журнал исторических исследовании. Т., – 1993 №6-7.
- Довлетов Дж. Туркменский аул в конце XIX – начале XX века. А.,-Ылым. 1977
- Атаныязов С. Түркменистаның географик атларының дүшүндиришли сөзлүги. А., Ылым. 1980.
- Мехди Соеди. Фарханге джография тарихи Туркменистан (Мерв, Михне, Ниса, Хорезми, Фараве, Дехистан). Т., 2003.
- Атаныязов С. Түркмен адам атларының дүшүндиришли сөзлүги. А.,-1992.
- Хасан Самади. Дияр Туркмен. Т., 1371/1951.
- Довлетов Дж. Туркменский аул в конце XIX – начале XX века. А.,-Ылым. 1977
- Григорянц В. Переселение армян в Закаспийскую область / конец XIX в начало XX вв/. Ереван 1976 г.
- Атаев С. К. «Индийское купечество в Туркестане»// опубликованная В кн. Индия и Туркестан живое наследие. Нью-Дели- Ашхабад, 1998.
- Мухаммед Салых Расых. Тарих ве фарханги туркменха. К., 1381/1961.
- Асадулла Мотафи. Тарихче чахр шахер туркмен нешим. Акгала, Бендер-туркмен, Кумушдепе, Комбет-Ковус. Гурген, 2009.
- Касраин Н, Аршин З. Туркмен оф иран. Т., 1373/1953.
- Suphi Saatci. Tarihi gelişim içinde Irakta Türk varligi. Istanbul, 1996.