ТУРКМЕНСКИЕ БАЗАРЫ НА ВОСТОКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Атаев С.К.1, Рейимгулыев В.Б.2
1Туркменский государственный университет им. Махтумкули, канд. ист. наук, ст. преподаватель, исторический факультет
2Туркменский государственный университет им. Махтумкули, преподаватель, исторический факультет

Аннотация
Известно, что туркмены проживая в различных странах Востока всегда сохраняли свою национальную идентичность: традиции, культуру и язык. Одним из важных элементов этой культуры являются базары. В словаре иранского автора Мухаммеда Моини дается пояснение, что “базар – это место купли продажи товаров и питание”. Базар всегда был особенным местом, недаром в народе гласит такая поговорка «Базарсыз шяхер мазара мензар» («Без базара город подобно кладбищу»). «Город без базары подобен мазару (кладбищу)»
На туркменской земле базары известны еще в античное время, например в период парфианского государства, далее в средние века, особенно в сельджукскую эпоху мервские базары активно функционировали на маршрутах Великого Шелкового пути. Об этом свидетельствует многие первоисточники, на пример «Худу-д ул алем ал-машрик ве улал магриб», и многие письменные источники период сельджуков.
В конце XIX - начале XX вв с созданием новых туркменских аулов и городов базары стали принимать определенное отраслевое направление, например: Дайхан базар, Ак базар, Лялезар и т.д. Также базары функционировали не только в Туркменистане, но и в местах компактного проживания туркмен, например в Афганском Туркестане, Туркменсахре в Иране, Туркмен эли в Ираке и т.д. На них туркменские товары были представлены основном коврами, ковровыми изделиями, также каракуль, узорчатые кошмы, паласы, текстиль, ювелирные украшения и т.п.

Ключевые слова: Ашхабад, ашхана, Баджигиран, Базар, ковроткачество, купечество, международная торговля, Мерв


TURKMEN BAZAARS IN THE EAST: HISTORY AND MODERNITY

Ataev S.K.1, Reimgulyev V.B.2
1Turkmen State University named after Makhtumkuli, PhD in History, Senior Lecturer, Faculty of History
2Turkmen State University named after Makhtumkuli, Lecturer, Faculty of History

Abstract
It is known that Turkmen living in various countries of the East have always preserved their national identity: traditions, culture and language. One of the important elements of this culture are markets bazaars (markets). The dictionary of the Iranian author Mohammed Moini explains that “a bazaar is a place for buying, selling goods and eating”. The bazaar has always been a special place; it is not for nothing that the people say “Bazarsyz shaher mazara menzar” (“Without a bazaar, a city is like a cementery”). “A city without a bazaar is like a mazar (cemetery)”.
On Turkmen soil, bazaars have been known since ancient times, for instance, during the period of the Parthian state, then in the Middle Ages, especially in the Seljuk era, Merv bazaars actively functioned along the routes of the Great Silk Road. This is evidenced by many primary sources, for example, “Khudu-d ul alem al-mashrik ve ulal Maghrib,” and many written sources from the Seljuk period.
At the end of the 19th – beginning of the 20th centuries, with the creation of new Turkmen villages and cities, bazaars began to take on a certain industry direction, for example: Dayhan Bazaar, Ak Bazaar, Lyalezar, ect. Also, bazaars functionrd not only in Turkmenistan, but also in places of compact residence of Turkmens, for example in Afghan Turkestan, Turkmen Sahra in Iran, Turkmen Eli in Iraq, ect. At them, Turkmen goods were represented mainly by carpets, rugs, astrakhan fur, patterned felts, carpets, textiles, jewelry, etc.

Keywords: Ashgabat, ashkhana, Badjigiran, Bazaar, carpet weaving, International trade, merchants, Mervi


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Атаев С.К., Рейимгулыев В.Б. Туркменские базары на востоке: история и современность // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102521 (дата обращения: 02.05.2025).

Известно, что туркмены проживают в различных странах Востока при этом сохраняя свой национальную идентичность создают свои культурные центры. Одним из важных элементов этой культуры являются базары. В словаре иранского автора Мухаммеда Моини под словом базар понимается место купли продажи товаров и питание” [1, с. 189]. Недаром в народе гласит такая поговорка «Базарсыз шяхер мазара мензар» («Без базара город подобно кладбищу»).  Ещё в античное время на Великом Шелковом пути на туркменской земле существовали большие рынки. Об этом в частности упоминается в статье Д. Гульмурадова «Возникновение и развитие обмена и торговли в Южном Туркменистане», где сказано, что «По международным торговым путям, контролируемым Парфянской державой двигались самые различные товары. В их числе были кожа, железо, различные благовония, всевозможные специи, драгоценные камни редкие и уникальные ремесленные изделия и особенно высоко ценимый китайский шелк. Ввозились также шелк-сырец и шелковая пряжа. Использовали шелк и сами парфяне, в частности и для изготовления боевых знамен [2, с. 150]. Другой ученный С.Г.Агаджанов отмечал, что в сельджукское время, Мервский рынок Джубука служил местом продажи овощей и фруктов, которые развозились отсюда по лавкам зеленщиков и бакалейщиков, а в крупном мервском квартале Зарджайн шла оживленная торговля высокосортным пшеничным зерном. Базарные площади имелись не только в городах, но и в сельских местностях, куда стекались жители окрестных деревень [3, с. 163].

В первоисточнике X века в безымянной книге «Худу-д ул алем ал-машрик ве улал магриб» говорится о городах производящих товары, как например в Бухаре – ковры и паласы, в Кеше золото, соль, лекарственные растения в Термезе-мыло, в Сойрушане золото, серебро, медь, свинец, ртуть, в Мерве-шелковые ткани и т.д [4, с. 94].

О мервских тканях отмечено в трудах В.А.Крачковской [5, с. 615-620] и в журнале «Мерв-наме», где сказано, что заморские и мусульманские купцы как узнали о развитии производства щёлкого промысла все свои товары, в том числе шелковые ткани, хлопок покупали в Мерве. Кроме ткани «Мерви», платков «Мерви», ковров «Мерви», купцы покупали сыры, соки, кунжут, крупный чёрный изюм, мёд, инжир, олово, мышьяк сернистый считавшимся мервскими товарами [6, с. 101].

Восточный базар был местом не только купли-продажи, но и местом активного общения людей, часто происходившие в чайхане с выпаренным кристальным сахаром-наватом, который как говориться являлся концентратом души.

В конце XIX в начале XX в. в городах Закаспийской области строились магазины с мануфактурными, галантерейными и бакалейными товарами. В дном из таких мест, находившийся у подножья Копетдага упоминается большой каравансарай, который стал центром данной области, где останавливались на привал торговые караваны идущие в Персию. Зарубежные таджиры (т.е. торговцы) отдохнув в Ашхане (место трапезы-Ашхабад) утром беспрепятственно могли пройти через горный перевал в Баджигиран где на таможенном переходе караванщики должны были заплатить падж – то есть плата (отсюда и название Баджигиран) за перевозимый  товар. Не исключено, что где находился каравансарай, там же были и базары. Именно поэтому для поста таможни в Закаспийской области было выбрано местечко Багир что около Ашхабада и которая было богата водными источниками и роскошными чынарами, которые оживляли местный климат.

Первые рынки в Ашхабаде названы в честь одного из туркменских племен – Текинка, далее Русский базар в пределах которого имелись около 400 торговых лавок. Значительная часть продуктов земледелия и кустарного производства – хлопок, зерно, шерсть, ковры, кожа, фрукты, дайхане сбывали в самом ауле, сюда специально прибывали для закупок и продажи городские торговцы [7, с. 65].

Сегодня, уже в наши дни в Независимом, нейтральном Туркменистане, области численность базаров увеличивались под новыми названиями, например в Ахальской области Копетдагский базар, Гундогар базар (Восточный базар), Ахалский базар, Дайханский базар (Крестьянский базар), Анауский базар, Ак базар (Белый базар), (слово белый связан с продажей здесь муки зерновых культур), Янгала базар…; в Дашогузкой области: Шор базар (Соленный базар,  Бай базар (Богатый базар) и Дуния базар (Мировой базар), От базар, Афган базар, …; в Балканской области : Берекет базар, Дженнет базар, Бэшим базар/ связано с именем владельца/, Хазар базар, Гёк базар (зелёный базар), Тазе базар/ Новый базар/…; В Марыйской области: Ак базар, Гюндогар базар, Гёк базар, Лялезар базар, Гунеш базар ( Солнечный базар) , Кёпугурлы базар ( Всесторонний базар) и т.д.

По описанию туркменского исследователя д.ф.н. С.Атаниязова базары в Туркменистане часто именовали и географически, например Базар-депе (Базарный холм), Базар-чяге (Базар на песке), Базарджай (Базарный дом) [8, с. 72] и т.д. В работе иранского исследователя Мехди Саеди описывается  Базар-руд» («Речной базар»), «Безирген» (торговля) и т.д [9, с. 72].

С термином «базара» символически связаны и туркменские имена Базар, Базарбай, Базаргельды, Базарбике, Базаргулы, Базармырат и.т.д [10, с. 60]. Подобные имена даются и улицам городов, как базарная, торговая. С этим именем связаны название ряда городов, например Пайкент (город купцов), Мосул (одно из названий шелковых тканей – муслим). По легенде сказано, что базарами управляли даже суфии, как Ахмед Ясави продавая деревянные ложки, миски, и великий суфий Бахаветдин Накшбенди как то сказал: «без меня базара не будет и если я не приду на базар то он не будет шумным и добрым».

По названию местности можно было определить специализацию земледельческих районов Закаспийской области. Так Тедженский оазис был известен в основном продажей зерновых культур, а Мервский – технических культур. Кстати как отмечают исследователи «Хлопок – это то растение которое перевернуло обычаи и нравы туркмен». В конце XIX века базарными дниями  были душанбе (понедельник) и пенщенбе (четверг) [11, с. 81], сегодня это в основном четверг и воскресенье.

По численности продажи скота по областям они шли по такой последовательности Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервкие уезды. Продукты скотоводства: шерсть, овчины, кожа, каракуль продавались туркменами армянамским скупщикам и вывозились последними в Астрахань и Баку, в обмен на ходовые товары (чай, спички, леденцы, керосин, ситец, фарфоровая посуда, обувь, лук, морковь, табак, рис, орех, кишмиш и т.д.) [12, с. 100].

О роли армянского купечества в Закаспийской области отмечено в работе В. Григорянца [13]. Подобное влияние на восточный рынок принадлежит и индийским купцам из Шикарпура и Синди [14, с. 115-119]. Между этими национальными категориями (туркмен, армян, индусов и т.д.) особых различий не существовало, так как торговый обычай, нравственный и промышленный облик совершенно были схожи.

С образованием Туркменско республики началось формирование  банковской системы – кредитные услуги, курсы денежной номинации, как рубля, крана, рупия и т. д. С нумизматической точки зрения, территория Туркменистана издавна была местом бойкой торговли, в обращении были, греческие драхмы, тетрадрахмы, ахеменидские динарики, парфянские монеты, сасанидские драхмы, арабские динары и дерхемы, монгольские тугрики, сефевидский и т.д.

О туркменских базарах Афганистана хорошо написано в работе доцента Балхского университета Мухаммед Салых Расыха «Тарих ве фарханги туркменха» («История и культура туркмен»). В разделе этой книги перечисляются товары производимые туркменами Афганистана для рынка сбыта на базарах Акча, Шибирганде, Мазаре-Шарифе, Андхое, Меймене, Кундузе. Это ковры, (ковер моври (т.е. мервский), андыхойский, акча, довлет абадский), ковровые изделия ( чувал, хорджун, торба…), ювелирные изделия, шелковые одежды с вышивками, головные уборы из каракуля и многие другие [15, с. 214-221]. Туркменские мастера ковров принимают заказы не только от заказчиков Афганистана, но и также из за рубежа через сайты имеющиеся в интернете. Туркменские мастера коврового изделия прославились не только на рынках Афганистана, но и в Пакистане, например в городах Пешевар, Карачи, Этек, Камалпур, Кветт, Исламабад. Туркменские ковры сегодня экспортируются в такие различные страны мира как в США, Японию, Францию, Италию, Германию и т.д. Для массового производства ковров необходимо было много шерсти, которая закупалась из за рубежа. Ныне из за ограниченности шерсти афганские мастера ковроделия вынуждены покупать залежавшиеся в магазинах из шерсти сплетенные кофты и джемперы которые используют в ковровом производстве.

Туркменские ковры популярны и на рынках Ирана, особенно в провинции Гюлистан, начиная с Бендер-Туркмена, далее Гургене, Акгала, Гумбет-Кабусе, Джергелане городах базарах [16, с. 304-312]. В неделю по очередности в названных городах устраиваются базары где туркмены выставляли свои товары мануфактурного производства; ковры и ковровые изделия, национальные вышивки, ювелирные изделия. А когда-то 50-60-х годах XX в. здесь за рубеж продавали даже лошадей-скакунов. Туркменские торговцы вели торговлю не только в провинции Гюлистана, но и в Мазандаране, Гиляне и на Кавказе.

Еще с конца XIX века туркменские торговцы тесно сотрудничали с русскими купцами в районах Каспийского побережья, особенно в Бендергязе, где туркмены закупали необходимые товары из России: бумагу, сахар, цемент, гвозди, изделия из железа, стекло, муку, табак, олово, паруса, а сами экспортировали кишмиш, ковры, кожу (барана и коз), кунжутное масло, грецкий орех, набат, хлопок, хну, рис, шелк, шерсть и т.д [17, с. 14].

Туркменские базары славятся и в арабском мире, где они компактно проживают на берегу реки Тигра в Ираке и в Саудовской Аравии в городе Джиду, возле которого находится торговый центр под названием «Бухария», где ведется активная торговля по продаже туркменских ковров. В Ираке имеется район так называеый «Туркменэли» (Туркменский народ) с центром г. Керкук где тоже ведется активная торговля ковров, ювелирных и гончарных изделий [18, с. 321], в Сирии около Алеппо тоже ведется торговля туркменскими коврами, ювелирными и гончарными изделиями и шелковыми тканями. В Турции в городе Токате туркмены также ведут торговлю как ковровыми изделиями, так и кожанными изделиями и т д.

Словом, туркмены где бы не жили старались вести своё традиционное хозяйство, в том числе торговое дело. Это у них заложено ещё из покон веков что отраженно в рукописных произведениях Востока.


Библиографический список
  1. Mohammed Moꞌini. Persian dictionary. T. 1387 /1967.
  2. Гульмурадов Д. Возникновение и развитие обмена и торговли в южном Туркменистане Советская Археология. М.1978№1.
  3. Агаджанов С. Селджукиды и Туркмения в XI-XII вв. А., -1973.
  4. Мальцев Ю.С. Мавереннахр и его торгово-экономический потенциал в эпоху саманидов /по сведениям анонимного трактата X в. «Худу-д ул алем ал-машрик ве улал магриб» // Известия АН. Тадж ССР сер. Отд.обиц. н. Д. 1982 №2
  5. Крачковская В.А. О Средневековых текстильных изделиях в Средней Азии (IX-X вв.) Материалы первой Всесоюзной  научной конференции востоковедов. Т., – 1958.
  6. Мерв-наме (книга о Мерве). Журнал исторических исследовании. Т., – 1993 №6-7.
  7. Довлетов Дж. Туркменский аул в конце XIX – начале XX века. А.,-Ылым. 1977
  8. Атаныязов С. Түркменистаның географик атларының дүшүндиришли сөзлүги. А., Ылым. 1980.
  9. Мехди Соеди. Фарханге джография тарихи Туркменистан (Мерв, Михне, Ниса, Хорезми, Фараве, Дехистан). Т., 2003.
  10. Атаныязов С. Түркмен адам атларының  дүшүндиришли  сөзлүги. А.,-1992.
  11. Хасан Самади. Дияр Туркмен. Т., 1371/1951.
  12. Довлетов Дж. Туркменский аул в конце XIX – начале XX века. А.,-Ылым. 1977
  13. Григорянц В. Переселение армян в Закаспийскую область / конец XIX в начало XX вв/. Ереван 1976 г.
  14. Атаев С. К. «Индийское купечество в Туркестане»// опубликованная В кн. Индия и Туркестан живое наследие. Нью-Дели- Ашхабад, 1998.
  15. Мухаммед Салых Расых. Тарих ве фарханги туркменха. К., 1381/1961.
  16. Асадулла Мотафи. Тарихче чахр шахер туркмен нешим. Акгала, Бендер-туркмен, Кумушдепе, Комбет-Ковус. Гурген, 2009.
  17. Касраин Н, Аршин З. Туркмен оф иран. Т., 1373/1953.
  18. Suphi Saatci. Tarihi gelişim içinde Irakta Türk varligi. Istanbul, 1996.


Все статьи автора «author155»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: