ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ ВАКЦИНАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ «COVID-19»

Селезнев Вадим Вячеславович
Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко
студент лечебного факультета

Аннотация
Данное исследование посвящено психологическим причинам отказа от вакцинации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции «COVID-19». Вынужденность введения прививок связана с отсутствием видоспецифического этиологического лечения. В момент проведения исследовательской работы уровень заболеваемости COVID-19 соответствует статусу пандемии. Тогда процент вакцинированного населения был низким. Предполагается, что это связано с возникновением стресса в изменившихся условиях жизнедеятельности. Задача данного исследования показать, что при адаптации к пандемии люди используют копинг-стратегии, которые могут напрямую влиять на мнение о вакцинации.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Селезнев В.В. Психологические причины отказа от вакцинации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции «COVID-19» // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102468 (дата обращения: 21.01.2025).

Введение

Основной мерой для снижения риска возникновения эпидемий является вакцинация. С помощью данного метода удалось нивелировать встречаемость многих инфекционных заболеваний. Такая необходимость возникла и во время написания научной работы, когда уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее просто COVID-19) соответствует статусу пандемии. Кроме того, отсутствие видоспецифичной этиологической терапии COVID-19 повышает актуальность использования прививок [1]. Высокий охват вакцинацией будет воздействовать на коллективный иммунитет, что снизит уровень заболеваемости до спорадического. На момент исследования в 2021 году процент вакцинированного населения низкий, что гипотетически связано с стрессом вследствие изменения образа жизни. Введение ковидных ограничений стало основой стрессового состояния. Сочетание ограничений со страхом заболеть и массовостью происходящего заставляет человека менять своё поведение. Поэтому для адаптации используются копинг-стратегии, которые могут напрямую повлиять на мнение о вакцинации. Необходимо принять во внимание, что не только применение подобных стратегий влияет на согласие привиться, но и особенности личности человека, которые могут проявляться, к примеру, в качестве акцентуации черт характера. Основная проблема работы заключается в малой изученности психологического аспекта отказов от вакцинации. Отсутствие грамотно определённой причины отказа и правильно выбранной тактики общения влияет на желание пациента сделать прививку в отрицательном ключе. Понимание истинной природы отказа от вакцинации даёт возможность более успешно взаимодействовать с пациентом, найти индивидуальный подход и в последующем убедить его привиться. Данный навык психологического анализа пациента особенно актуален для медицинских работников в период пандемии коронавирусной инфекции. Также он может понадобиться при возникновении крупных очагов других инфекционных заболеваний. Наглядный пример из себя представляет ситуация по заболеваемости корью. По статистике с 2010 года на территории России увеличена заболеваемость корью, возникают множественные эпидемические очаги. В 2014 году произошёл рост заболеваемости в 3,23 раза [2, 3]. В 2019 году были зафиксированы вспышки инфекции в нескольких регионах России. Около 88% заболевших не имели прививки, а 11% были привиты один раз (без ревакцинации). [2, 3].

Цель исследования

Изучить психологические причины отказа от вакцинации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Материалы и методы

Для оценки поведения в трудной жизненной ситуации использовался копинг-тест Лазаруса с адаптацией Вассермана, благодаря которому возможно установить предпочтительную для личности стратегию адаптации [4, 5]. Для удобства обработки результатов копинг-тест был занесён в Google forms.

Для оценки копинг-стратегий использовались T-баллы, которые получаются путём следующих арифметических действий:

T = (N × 100%) ÷ ∑max,

где N – количество баллов, набранных испытуемым шкале,

max – максимальное количество баллов по данной шкале.

Переведенные в Т-баллы показатели шкал можно сравнивать между собой внутри одного профиля (в отличие от сырых оценок): наибольшие показатели Т указывали на преобладание в репертуаре копинг-поведения соответствующей копинг-стратегии:

Т=100 баллов – максимально частое использование копинг-стратегии;

Т≥60 баллов соответствует преимущественному использованию данной стратегии в профиле копинг-поведения опрашиваемого.

Результаты

Для анкетирования и последующего интервьюирования были отобраны 604 респондента, главной особенностью которых является отсутствие желания вакцинироваться. Возраст опрашиваемых – от 18 до 75 лет.

Чтобы сравнить полученные данные с показателями, определяющими поведение при нормальной эпидемиологической обстановке, было принято решение взять за относительную норму статистику из монографии Е.Р. Исаевой [4]. Работа представляет из себя эмпирическое исследование Российской выборки за 2000-2006 год. В исследовании приняли участие здоровые респонденты – 988 женщин и 639 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в различных регионах страны. Распределение респондентов по полу и возрасту являлось условно нормальным (по словам автора). Для соответствия выборок по возрасту было решено сделать ограничение исследуемой выборки до 60 лет. Половой состав и возраст представлены в таблице 1.

Таблица 1. Половой и возрастной состав двух выборок

Выборка

n=1627

n=604

Возраст Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
18-20 лет 166 10,2 284 17,5 28 4,6 32 5,3
21-30 лет 242 14,9 296 18,2 106 17,5 117 19,4
31-45 лет 149 9,1 249 15,3 103 17,1 104 17,2
46-60 лет 82 5 159 9,8 53 8,8 61 10,1
Всего 639 39,3 988 60,8 290 48 314 52

Опрашиваемые имели разный профессиональный статус, который представлен в таблице 2.

Таблица 2. Профессиональный статус опрашиваемых в двух выборках

Профессия

Выборка 2000-2006 года

Выборка 2020 года

Студенты гуманитарных и технических вузов

392

143

Педагоги и медицинские работники

378

165

Военнослужащие

193

57

Инженеры, экономисты, менеджеры

496

197

Проф. спортсмены

96

3

Спасатели, пожарные, сотрудники МВД и МЧС

72

39

Интерпретация теста Лазаруса показала, что среди копинг-стратегий у респондентов наиболее выражены конфронтация (52% опрашиваемых), дистанцирование (48% опрашиваемых). Также характерным для немалой части респондентов является использование самоконтроля (44%), принятия ответственности (25%), положительной переоценки (27%). Наименее предпочтительными были поиск социальной поддержки (20%) и планирование решения (15%).  Один и тот же человек мог использовать несколько стратегий, поэтому вышепредставленные процентные значения были получены относительно общего числа опрашиваемых из выборки. Процентное соотношение представленных раннее данных является менее показательным. Поэтому результаты тестов позже переводились в средние значения в Т-баллах (таблица 3). Информация по копинг-стратегии на период 2000-2006 гг. из монографии Е. Р. Исаевой [4] была представлена в тех же Т-баллах, что позволяет судить об изменениях в новых условиях жизнедеятельности. В результате сравнения двух рядов данных можно сделать вывод, что произошло изменение в частоте использования копинг-стратегий. Увеличилось число использований конфронтации и дистанцирования. Поиск социальной поддержки остался примерно на таком же уровне. Учитывая Т-баллы преимущество отдаётся именно этим трём стратегиям (значения больше 60). Остальные же стратегии использовались реже, как и по Т-баллам, так и в сравнении с первой выборкой.

Таблица 3. Показатели копинг-стратегий нормативной выборки (средние значения в Т-баллах) (М±m)

Шкалы опросника (копинг-стратегии)

2000-2006 г

2020-2023 г

Конфронтация

50,7±0,7

68,1±0,7

Дистанцирование

49,4±0,6

67,9±0,6

Самоконтроль

63,7±0,5

41±0,5

Поиск социальной поддержки

62,8±0,6

64,1±0,6

Признание ответственности

62,9±0,7

40,8±0,7

Бегство-избегание

45,2±0,5

39,8±0,5

Планомерное решение проблемы

67,8±0,6

38,9±0,6

Положительная переоценка

56,1±0,5

40,8±0,5

Заключение

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что за счёт сложившейся эпидемиологической обстановки люди используют определённые копинг-стратегии намного чаще, чем в обычных условиях жизнедеятельности. В результате данный процесс влияет на решение о проведении вакцинации. В большинстве случаев используется конфронтационный копинг, дистанцирование и поиск социальной поддержки. Хотелось бы отметить, что данное исследование необходимо продолжить. В продолжении работы можно увеличить выборку и добавить отдельную группу лиц, желающих или сделавших прививку.

Благодарности

Авторы статьи выражают благодарность кафедре психологии и поведенческой медицины ВГМУ имени Н. Н. Бурденко за помощь в проведении работы и оформлении результатов исследования.


Библиографический список
  1. Зайцев А.А., Лещенко И.В., Малявин А.Г. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) // Методические рекомендации. М.: ГВКГ имени Н.Н. Бурденко, 2023. 44 с.
  2. Герасимова А.Г., Тихонова Н.Т., Цвиркун О.В., Ющенко Г.В., Эпидемический процесс кори в разные периоды ее вакцинопрофилактики. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2015. 14(2): 80–87.
  3. Горенков Д.В., Меркулов В.А., Мовсесянц А.А., Рукавишников А.В. и др. Анализ заболеваемости корью в России и проблемы профилактики кори на этапе элиминации // Биопрепараты. Профилактика, диагностика, лечение. 2019. 19(3): С. 154–160. Режим доступа: https://doi.org/10.30895/2221-996X-2019-19-3-154-160
  4. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПБ.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 с.
  5. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии. 2002. 490 с.


Все статьи автора «Селезнев Вадим Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: