ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Балчугов Дмитрий Витальевич»
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Аннотация
В статье рассматривается развитие цифровой экосистемы в Федеральной налоговой службе. Акцентировано внимание на различных цифровых технологиях, применяемых в деятельности налоговых органов. Анализируются основные тенденции совершенствования сервисов, используемых в деятельности ФНС России. В результате исследования сделаны выводы о положительной работе информационных систем налоговых органов, обозначены основные направления развития цифровой экосистемы ФНС России.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Балчугов Д.В. Цифровизация налогового администрирования в современных реалиях // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102456 (дата обращения: 08.11.2024).

В современном мире технологии виртуальной реальности и искусственного интеллекта, цифровизация различных экспертных систем и бизнеспроцессов являются неотъемлемой частью. Налогообложение – одна из сфер, которая наиболее активно подвергается внедрению цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) применяет информационные системы и цифровые технологии во всех видах своей деятельности, что позволяет оптимизировать множество процессов. Благодаря цифровизации сокращается время на поиск, сбор и анализ информации о налогоплательщиках и их деятельности, развивается электронный документооборот как между органами государственной власти, так и во взаимодействии с налогоплательщиками. Применение технологий позволяет налоговым органам наиболее эффективно проводить мероприятия налогового контроля, выявлять риски совершения налоговых правонарушений и минимизировать их. Налоговый орган становится крупнейшим цифровым сервисом, именно поэтому анализ перспектив развития цифровой экосистемы ФНС России является актуальным.

В целях формирования цифровой экономики и развития технологий действует «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», а также программа «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Цифровая трансформация ФНС и ее сервисов является важным этапом в развитии налоговой системы. С момента своего создания ФНС России активно внедряет новые сервисы, а также совершенствует информационные технологии, усиливая эффективность и прозрачность налогового администрирования.

Создание и развитие таких автоматизированных платформ, как система АСК НДС, онлайн-ККТ, личные кабинеты налогоплательщиков, налоговый режим «Налог на профессиональный доход», дало возможность не только добиться весомых экономических показателей в РФ, но и начать развивать налоговые системы зарубежных стран (Узбекистан, Киргизия, Саудовская Аравия, и других).

Цифровизация функционала налоговых органов привела к значительной минимизации затрат времени и ресурсов в сравнении с ручным выполнением рабочих задач. Также она позволила значительно увеличить скорость и точность обработки данных и свести к минимуму количество ошибок. Так, по состоянию на 01 июля 2024 года ФНС запустила более 70 цифровых сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. По результатам внедрения инноваций и цифровых технологий среди государственных ведомств Федеральная налоговая служба является лидером.

Внедренная государством кассовая реформа, как часть масштабного перевода всех экономических видов деятельности в онлайн-режим обеспечила прозрачную прослеживаемую работу экономики в целом. Вместе с кассовой реформой внедрены такие инструменты, как отслеживаемость всех продуктов животного и растительного происхождения, через электронные ветеринарные сертификаты (ФГИС Меркурий), помарочный учет алкогольной продукции в ЕГАИС (учет от производства / импорта – до продажи конкретной бутылки на кассе магазина), маркировка товаров. Такая система контроля увеличила количество легальных производителей и организаций с белой бухгалтерией, снизила количество контрафактной продукции и привела к росту налоговых поступлений. Для налогоплательщиков обслуживание ККТ стало проще: кассу можно поставить на учет, перерегистрировать или снять с учета, без посещения налоговой, через Интернет. Кроме того, значительно снизилась бумажная волокита по формированию кассовых отчетов. В частности, отменены требования по заполнению журнала-операциониста и другие формы отчетности по ККТ.

Дистанционный контроль ФНС –  существенное направление в развитии цифровизации налогового органа. Внедрение данного инструмента сократило количество выездных налоговых проверок в 2023 году почти в два раза по сравнению с 2022 годом — с 10,2 тыс. до 5,4 тыс. А за январь – июнь 2024 года снизилось еще на 28%. Прогнозируется, что число выездных контрольных мероприятий продолжит сокращаться.

ФНС развивает функциональность личных кабинетов физических и юридических лиц. Общее число постоянных пользователей данным сервисом по итогам 2023 года составило 55 млн. С его помощью физические лица в числе прочих возможностей активно направляют электронные декларации по форме 3-НДФЛ для получения социальных и имущественных налоговых вычетов. При этом время предоставления услуги сократилось в несколько раз — в среднем с четырех месяцев до 6-7 рабочих дней. Такой результат достигнут благодаря анализу бизнес-процессов и оптимизации процедур.

В свою очередь, юридические лица с помощью личного кабинета имеют возможность в электронном виде подавать документы на регистрацию, получать справки об отсутствии долгов, отслеживать объем налога на добавленную стоимость, заявленный к возмещению, и многое другое. В 2023 году предприниматели вернули в свой оборот почти 5 трлн. рублей НДС против 4,6 трлн. рублей 2022 года.

Кроме того, внедренный комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн» позволяет в рамках одной услуги зарегистрировать бизнес, получить электронно-цифровую подпись без личного обращения в налоговый орган и открыть счет в банке. Этот механизм существенно упростил процедуру по созданию организаций и индивидуальных предпринимателей.

Федеральной налоговой службой совместно с губернаторами разработана новая система информирования — специализированная платформа поставки данных, включающая более 215 видов сведений, которые, в свою очередь, дают общую картину об экономике региона. Это уникальный ресурс, дающий возможность губернаторам, федеральным и региональным органам власти получать доступ к широкому спектру наборов данных для принятия управленческих решений и аналитики.

Продолжается активная разработка Единого реестра ЗАГС и Единого реестра населения, в которых служба является оператором данных. Это масштабные проекты, направленные на централизацию сведений, что позволит предоставлять государственные и социальные услуги быстро и удобно.

Также благодаря автоматизации процессов сокращено количество проверок в два раза по сравнению с 2022 годом. Так, за период с января по октябрь 2023 года включительно количество проверок со стороны ФНС зафиксировано на уровне 4 тыс. Это в два раза меньше по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года, когда было осуществлено около 8 тыс. проверок.

Цель развития налоговой системы, связанная также с развитием цифровых технологий, заключается в том, чтобы убрать издержки прохождения информации из одной точки в другую, переложить на налоговые органы все непроизводственные издержки налогоплательщика и создать систему незаметного администрирования, в рамках которой к ФНС России переходят функции налогового учета и исчисления налогов. Введение механизма ЕНС и единого налогового платежа (далее — ЕНП) — еще один шаг навстречу данной цели. Этот механизм является продолжением последовательной политики ФНС России по алгоритмизации налоговой системы, обеспечению ее прозрачности и унификации принципов исчисления обязательных платежей.

По итогам 2023 года в рамках комплексной программы цифровизации Федеральная налоговая служба внедрила абсолютно новую систему платежей: ЕНС-ЕНП. Реформа механизма платежной системы позволила сформировать по каждому налогоплательщику единый счет в ФНС, и теперь нет необходимости распределять деньги по бюджетам страны — эту функцию взяли на себя ФНС и Казначейство. В результате перехода на новую систему значительно сократились «невыясненные платежи», когда люди ошибаются в назначении платежа. Если в 2022 году объем таких невыясненных транзакций оценивался в 670 млрд. рублей, то в 2023 году он составил 28 млрд. рублей. Таким образом, зафиксировано сокращение в 24 раза.

Вместе с тем прекратила свое существование и система зачетов: специалистам больше не нужно пытаться сбалансировать бюджеты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чтобы не возникало так называемого технического долга (когда в одном бюджете переплата, а в другом — недоимка). Как правило, подобные ситуации приводили к начислениям пени и возникновению риска блокировки счетов. По данным ФНС, на начало 2023 года число технических должников составляло 1,9 млн, а к ноябрю этого же года их количество сократилось вдвое. Соответствующей пени в 2022 году было начислено 5 млрд. рублей, а в 2023 году — ноль.

Введение ЕНС — это не просто техническое изменение, это перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику. Этот процесс связан с переносом функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство, а также полная автоматизация системы для исключения человеческого фактора. При этом налогоплательщику предоставляется возможность отслеживания расчетов с бюджетом в оперативном режиме.

Вместе с тем принцип общего покрытия налогов, заложенный в механизме ЕНП, отвечает интересам государства в неменьшей степени, чем комфорту налогоплательщиков. Этот принцип служит обеспечительной мерой исполнения налоговых обязательств, является неким компромиссом между легкостью уплаты налогов, упрощением налогового контроля и возможной непредвиденностью налоговых последствий.

Однако, вместе с освобождением налогоплательщиков от бремени по разбивке налогов на отдельные платежи есть вероятность попасть в ситуацию непланируемых списаний. И отношение, соответственно складывается разное, что определяет двойственную природу механизма единого налогового счета. С одной стороны, своевременное погашение задолженности самим налоговым органом предохраняет налогоплательщика от начисления пеней и избавляет его от необходимости постоянно отслеживать задолженность перед бюджетом и рисков быть привлеченным к ответственности. С другой стороны, зачисление средств общей суммой на единый счет для уплаты налогов означает, что налогоплательщик передает налоговому органу управление своими налоговыми обязательствами, чем санкционирует списание со счета не только налоговых долгов, но и налогов, исчисленных налоговым органом на основе ошибочных данных и не относящихся к плательщику налогооблагаемых объектов.

Таким образом, передовые цифровые технологии открывают не только новые горизонты, но и новые риски, которые достаточно сложно заблаговременно просчитать в полном объеме. При внедрении новых технологий риски есть всегда, и основной — это риск безопасности. В финансовой сфере это особенно чувствуется, поскольку связано с возможной потерей финансовых средств. При этом работа налоговой системы требует скоординированного взаимодействия трех элементов — законодательства, налоговых органов и налогоплательщиков.

Так, изменение сроков уплаты налогов и установление единого срока их уплаты привело к кассовым разрывам бюджетов и как следствие — к вынужденному введению двух сроков уплаты НДФЛ — добровольных в 2023 году и обязательных с 2024 года, а также к внедрению системы автоматического зачета сумм положительного сальдо в счет предстоящей обязанности по уплате НДФЛ и страховых взносов на следующий день после подачи налогоплательщиками уведомлений.

В настоящее время переход от стандартной системы платежных поручений со всеми реквизитами на систему платежей с единым КБК плюс уведомления об исчисленных суммах налогов и страховых взносов не решил существующую проблему с ошибками плательщиков и невыясненными суммами налогов, поскольку плательщики все так же ошибаются, но теперь допускают ошибки в уведомлениях. Это, в свою очередь, привело к необходимости введения дополнительных контрольных соотношений и установлению случаев, когда такие уведомления считаются непредставленными полностью или частично.

Тем не менее, трудности, возникшие в период становления механизма единого налогового счета, временны и дальнейшая доработка данного направления приведет к заявленному упрощению администрирования и снижению издержек как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Таким образом, ФНС России разрабатывает и внедряет в свою деятельность различные цифровые технологии, способствующие повышению эффективности проведения контрольных мероприятий, взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, а также минимизации совершения налоговых правонарушений. Также различные сервисы способствуют повышению собираемости налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. ФНС России строит глобальные планы по внедрению новых технологий и информационных систем в свою деятельность и совершенствованию налоговой системы в целом, что приведет к построению полноценной цифровой экосистемы в государственном органе. Все это позволит повысить прозрачность и комфорт уплаты налогов налогоплательщиками. Развитие цифровой экосистемы ФНС России в свою очередь оказывает влияние на развитие культуры уплаты налогов и повышение ее значимости среди населения страны.


Библиографический список
  1. Баракина Е. Ю. Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации // Юрист. — 2022. — № 4. — С. 51–55.
  2. Васильева Е. Г. Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации //Безопасность бизнеса. — 2022. — № 2. — С. 117–124.
  3. Коваленко Н. С., Леонов Е. М. Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации // Закон. — 2021. — № 4. — С. 146–150.
  4. Челпанова М. М., Сапунова Т. Г. Основные проблемы налогового администрирования и перспективы их решения // Финансовое право. — 2021. — № 3. — С. 28–31.
  5. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/ – Дата доступа: 25.07.2024.
  6. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ – Дата доступа: 25.07.2024.


Все статьи автора «Балчугов Дмитрий Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: