Научный руководитель: Абрамова Ксения Вадимовна
канд. филол. наук, доцент кафедры логопедии и детской речи
Данная тема для проведения практического исследования продолжает оставаться актуальной и востребованной на сегодняшний день, так как развитие словообразовательные умения имеют важное значение не только для развития речи дошкольника, но и для общего развития всех психических функций ребенка. Помимо этого необходимо не только применять традиционные методы и приемы логопедической работы, но и постоянно их совершенствовать для того чтобы добиться наиболее высокого результата в развитии словообразовательных умений у дошкольников с дизартрией.
Дизартрия – это такое нарушение речи, которое появляется по причине несформированной иннервацией речевого аппарата, которые появляются по причине поражения подкорковых, а так же заднелобных отделов головного мозга.
Цель исследования – изучить причины необходимости словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Раскрыть особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать и реализовать логопедическую работу, включающую игровые упражнения в индивидуальные и фронтальные занятия для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, педагогический эксперимент, анализ данных.
Основная цель обследования – выявить причины необходимости словообразовательной работы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Научно-методологической основой исследования явились труды А.Н. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Е.Ф. Архипова.
Словообразование относится к разделу языкознания, в данном разделе рассматриваются способы образования слов, а так же их строение. По мнению А.Н. Леонтьева благодаря изучению словообразования можно понять происхождение слов, смысл новых слов в языке, а также грамотному написанию и произношению слов [3].
Словообразование присутствует при изучении лексики и грамматики, благодаря чему появилось множество различных способов словообразования. Только при овладении словообразовательными умениями, у детей формируется грамотная как словесная, так и письменная речь.
Под словообразовательными умениями понимается овладение компонентами словообразования, в процессе которого происходит изучение смыслового значения слов, при помощи умения понимать и воспринимать значение частей слова. При этом части слова в словообразовательной системе это корни, приставки, суффиксы, а так же правила по которым из одних слов получаются другие. Для полноценного развития монологической или диалогической речи у детей самое первое и самое важное место занимают самостоятельные словообразовательные умения. При выявлении нарушений в словообразовании у детей педагог обязан вовремя это заметить, чтобы вовремя начать коррекционную работу, при этом к коррекционной работе привлекаются не только педагоги, но и родители детей, имеющих трудности в словообразовании.
По мнению А.Н. Гвоздева овладеть словообразовательными умениями в процессе словотворчества ребенок может только при нормальном речевом развитии с раннего детства. В процессе развития их лексические навыки увеличиваются, и постепенно появляется грамотная речь [2].
Таким образом, словообразование у детей это достаточно длительный процесс, имеющий важное значение, который связан с деятельностью аналитико-синтетической коры мозга. Для развития словообразовательных умений значение имеет интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Е.Ф. Архипова отмечет, что при дизартрии у детей выявляются нарушения всей произносительной речи детей, что в свою очередь помогает отличить данный диагноз от других. Так же у детей с дизартрией тихий слабый голос, нечеткое произношение звуков, дыхание не ритмичное, поскольку речь не плавная, а отрывистая, при этом темп речи может быть либо быстрым, либо медленным [1].
У дошкольников с дизартрией словообразовательные умения формируются с большим отставанием от нормотипичных детей, поскольку у этих детей происходит замедление развития психических функций. У них проявляется неловкость в моторных навыках, движения отличаются неловкостью и неточностью, эти дети позже начинают выполнять ручной труд. Так же часто у этих детей наблюдается задержка в интеллектуальном развитии, которая проявляется в малой работоспособности, а так же не достаточно развитыми памятью и вниманием. Все это сказывается на развитие словообразовательных умений, именно поэтому необходимо как можно раньше выявить нарушения для ранней реализации коррекционной работы.
Поэтому нами проведена экспериментальная работа по развитию словообразовательных умений у старших дошкольников. В исследовании принимали участие 15 детей с дизартрией, имеющие логопедическое заключение. С целью выявления первоначального уровня развития словообразовательных умений был проведен констатирующий эксперимент и использованием двух серий заданий по методике Т.В. Тумановой [4]. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: в группе преобладает ниже среднего и низкий уровень словообразовательных умений, высокого и вышесреднего уровня не показал ни один ребенок. Так в ходе проведенной диагностики мы пришли к выводу, что у детей существуют проблемы с усвоением морфем и операциями с ними. Так же у детей плохо развиты словообразовательные умения. Так же стоит отметить, что лучше всего дети владеют навыком словообразования имен существительных и при этом словообразование глаголов и прилагательных вызывают больше всего трудностей в группе.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по развитию словообразовательных умений у старших дошкольников с дизартрией. В ходе формирующего этапа с детьми проводились индивидуальные и фронтальные занятия с использование дидактических игр, игровых упражнений, заданий в занимательной форме с использованием наглядного материала. На фронтальных занятиях использовали элементы соревнования и драматизации, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и сохранялась мотивация.
Работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста проводилась в несколько этапов. На первом этапе проводилась работа по формированию навыков ориентирования в звуковом составе слов всех частей речи. На втором этапе закреплялись продуктивные словообразовательные модели. Так вначале с детьми учились образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, затем образовывали притяжательные прилагательные и изменяли глаголы совершенного и несовершенного вида. На третьем этапе проводилась работа по словообразованию менее продуктивных моделей. Так с детьми проводилось от двух до пяти занятий по 15-20 минут в зависимости от индивидуального развития каждого ребенка. Данные занятия не заменяли работу по образовательному плану, а дополняли ее.
Для определения динамики уровня развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента, в который были включены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. В результате контрольного этапа нами было выявлено, что у детей, в отличие от результатов констатирующего этапа, был выявлен один ребенок с высоким уровнем, выше среднего показали 7 детей, а вот низкого уровня уже выявлено не было. Поэтому можно сделать вывод об эффективности, результативности и успешности проведенного эксперимента (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика словообразовательных умений у старших дошкольников с дизартрией
Таким образом, мы пришли к выводу, что диагностика очень важна и необходима для детей с речевыми нарушениями, в том числе с дизартрическими расстройствами. Обследование ребенка это один из первых этапов выявления речевых нарушений. Обследование ребенка подразумевает различные диагностические приемы в зависимости от задач обследования, включающие всевозможные современные авторские задания. Оно помогает выявить нарушения, на коррекцию которых необходимо направить усилия. Если диагностика будет проведена вовремя, то можно быстро скорректировать нарушения. Грамотно составленный коррекционно-развивающий комплекс занятий является эффективным средством развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
-
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2006. – 319 с.
-
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Сфера, 2001. – 194 с.
-
Леонтьев, А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев // Вопросы детской психологии. – 1998. – №2. – С. 3-9.
-
Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию / Т.В. Туманова // Дефектология. – №4. – 2001. 44 .