ТЕХНОЛОГИИ – В БИЗНЕС: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АКСЕЛЕРАТОРА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна
Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются особенности функционирования университетского бизнес-акселератора как инструмента поддержки инновационных стартапов в короткие сроки. Приводится опыт Уральского федерального университета по реализации акселерационных программ, нацеленных на коммерциализацию высокотехнологичных бизнес-проектов. Сделан вывод о том, что программы акселерации позволяют повысить предпринимательский потенциал студентов университета.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Технологии – в бизнес: опыт реализации акселератора Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/07/102418 (дата обращения: 03.05.2025).

Одним из актуальных направлений деятельности современных университетов является поддержка научно-технологического предпринимательства. Всё большую популярность завоевывает такой формат продвижения стартапов как университетский бизнес-акселератор. В научных работах [1-3] бизнес-акселератор характеризуется как программа, позволяющая предпринимателям вывести их продукт на рынок в короткие сроки. Авторы выделяют следующие особенности акселератора:

1) множество технологических стартапов и ступенчатость отбора стартап-заявок;

2) ориентация на конкурентоспособные проекты с практической значимостью;

3) короткий период акселерации (2–4 месяца);

4) высокая интенсивность обучения;

5) менторство (информационная, консультационная и прочая поддержка).

Одной из основных целей акселерационной программы является скаутинг технологий для промышленных предприятий [3]. Предприятия с помощью акселератора получают возможность найти проекты, позволяющие решить конкретные задачи по совершенствованию существующих производств и созданию новых. Бизнес-акселератор позволяет предприятиям не только становиться на «инновационные рельсы», но и находить перспективных сотрудников и команды партнеров.

Бизнес-акселераторы в России можно разделить на три категории: университетские, корпоративные и венчурные. К университетским бизнес-акселераторам относятся Future Technologies ИТМО, Акселератор УрФУ, Бизнес-акселератор МГУ, «Большая разведка» ПНИПУ, «Капитаны России» РЭУ им. Плеханова и другие. Данный вид акселераторов уступает конкурентам по объемам инвестирования и числу заявок, но именно эти бизнес-акселераторы в большей степени направлены на усиление предпринимательской активности студентов, аспирантов и сотрудников вузов, способствуя развитию концепции предпринимательского университета [4]. Кроме того, университеты, помимо функции коммерциализации инноваций, выполняют роль «технологического радара» по выявлению перспектив развития технологий на период 3–5 лет [5].

На примере ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет» (УрФУ) рассмотрим особенности реализации акселерационной программы по продвижению технологичных бизнес-проектов. В результате прохождения акселератора за небольшой отрезок времени у претендентов есть возможность проработать свои проекты до стартапа, а также сформировать знания, умения, навыки, необходимые для ведения предпринимательской деятельности. Срок программы 3 месяца. В случае успешного финала стартап-идея превращается в готовый бизнес, и ее авторы получают инвестиции на реализацию.

Концепция бизнес-акселератора УрФУ основана на синергии принципов системно-проектного, личностно-деятельностного, событийно-пространственного подходов. Системно-проектный подход позволяет организовать подготовку к предпринимательской деятельности как единую систему, обеспечивающую формирование профессиональных и личностных качеств в процессе выполнения проектной деятельности. В аспекте личностно-деятельностного подхода предусмотрены практические мероприятия по развитию личностного потенциала обучающихся, получению навыков проблемного анализа, управлению рисками и конфликтами, формированию прочих «hard» и «soft skills». Событийно-пространственный подход включает комплекс образовательных событий, реализующихся в различных форматах, а также университетское образовательное пространство, которое способствует интегративному взаимодействию вуза, бизнеса и производства.

Программа акселератора состоит из двух этапов:

1. Предакселератор (генератор проектов). На данном этапе происходит предварительный отбор перспективных проектов и талантливых предпринимателей. Оценивает проекты экспертное жюри, в состав которого водят действующие предприниматели. Далее происходит закрепление трекеров, менторов (наставников) за участниками. После этого в течение нескольких недель реализуется образовательный процесс на групповых занятиях (тренинги, семинары, мастер-классы, деловые игры). На протяжении всего периода обучения в акселераторе ведется работа над проектами. Менторы регулярно проводят индивидуальные консультации, в рамках которых дают обратную связь и экспертную оценку работы участников.

2. Акселератор (стартап-интенсив). По окончании обучения финалисты акселератора принимают участие в демонстрационном дне (Демо-дне), который представляет собой защиту проработанного бизнес-проекта перед экспертами и инвесторами. Итоговое событие позволяет не только получить рекомендации и ценные контакты представителей бизнес-среды, но и привлечь финансирование. Проекты-призеры получают гранты от Уральского федерального университета в размере 50 000 – 150 000 рублей.

Далее рассмотрим результаты работы акселератора за несколько сезонов [6].

В 2022 году (15 сезон) для участия в акселераторе было отобрано 46 проектов. Финалистами предакселератора стали проекты:

1. Разработка алгоритма русификации англоязычных шрифтов.

2. Вседорожный доплеровский измеритель скорости.

3. Разработка комбинированного агрегата для внутрипочвенного внесения и эффективного распределения жидких комплексных удобрений с одновременной обработкой.

4. Digital-учебник по медицинской биохимии «Breaking Med».

5. Advanced Weld Metal.

Победителем акселератора стал проект «Advanced Weld Metal» по разработке нового материала для сварки спецтехники.

В 2022 году (16 сезон) было рассмотрено 74 проекта. В состав финалистов предакселератора вошли 15 проектов, в том числе:

1. Разработка металлорежущего инструмента и аналитической системы контроля обработки резанием.

2. Разработка устройства для переработки использованного пластика после 3D печати обратно в филамент.

3. Солнцезащитная электрохромная пленка.

4. Создание адаптивной посуды для инвалидов.

5. Энергетическая утилизация бытовых полимеров.

6. Coftaxi.

7. Yum-eat.

В финал вышли 6 лучших стартапов, в том числе проект «Coftaxi» из Москвы по предоставлению услуги вендинга кофейных напитков на мировом рынке такси, проект из Йошкар-Олы «Yum-eat» по разработке приложения для ресторанного бизнеса.

В 2023 году УрФУ провел акселератор в формате «Стартап-интенсив для ИВЦ» (17 сезон). Это программа, направленная на привлечение инновационных компаний, молодых ученных и предпринимателей к совместной деятельности с ИВЦ (Инженерно-внедренческими центрами). На участие в программе поступило 34 заявки из разных городов России и Казахстана: Екатеринбург, Москва, Челябинск, Казань, Караганда, Уфа, Краснодар, Воронеж и другие.

По итогам финала акселератора «Стартап-интенсив для ИВЦ» были определены 4 проекта, которые продолжат работу с ИВЦ с целью дальнейшего выхода на производство и тиражирование под конечного заказчика:

1. SnailBox – сушильная камера для 3D принтера со встроенным модулем для автоматизации печати.

2. Снижение объемов потребления электроэнергии в сетях 0,4 кВ.

3. Разработка инновационного бироторного двигателя КБ-1.

4. PropTech.SMC – онлайн-температурный мониторинг бетона.

Кроме того, в качестве стратегического инновационного проекта УрФУ вместе с группой компаний «СКБ Контур» и правительством Свердловской области планируется запустить акселератор IT-компетенций (АКСИТ). В нем будут готовить до 5000 специалистов в год для отрасли информационных технологий.

Таким образом, университетские акселерационные программы позволяют интегрировать студентов, преподавателей, представителей индустрии и лидеров бизнеса, способствуя появлению нового поколения молодых предпринимателей.

 


Библиографический список
  1. Fishback B., Gulbranson C.A., Litan R.E. et al. Finding Business ‘Idols’: A New Model to Accelerate Start-Ups. Kansas City, Ewing Marion Kauffman Foundation, 2007. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1001926.
  2. Петухова Ж.Г. Оценка инвестиционного решения бизнес-акселератора как инструмента развития малого и среднего предпринимательства // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 6. С. 321–329.
  3. Каменских М.А. Исследование практики функционирования бизнес-акселераторов в России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 9. С. 1725–1734.
  4. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 420–433.
  5. Статовский Д.А. Роль бизнес-акселераторов в системе инноваций // Инновации. 2015. № 4. С. 49–52.
  6. Официальный портал Инновационная инфраструктура УрФУ. Режим доступа: https://inno.urfu.ru/


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: