ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Асташова Иванна Сергеевна1, Галуцких Марина Лукьяновна1
1МДОУ "Детский сад №15 п.Разумное ", воспитатель

Аннотация
В статье описаны современные формы и методы позитивной социализации детей дошкольного возраста, с помощью которых можно эффективно формировать и развивать у детей качества, нужные им не только для благополучной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. Описывается совместная деятельность дошкольников с педагогами как главное условие совершенствования позитивных социально-поведенческих явлений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Асташова И.С., Галуцких М.Л. Формы и методы позитивной социализации дошкольников в работе педагогов ДОУ // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/07/102401 (дата обращения: 08.05.2025).

Позитивная социализация — это способность ребенка общаться с окружающим миром, формировать свою деятельность и поведение, с учетом желаний и интересов других.

Целью позитивной социализации является овладение дошкольниками начальных представлений социального плана и внедрение их в систему социальных отношений социума.

Компоненты позитивной социализации:

— эмоциональный комфорт ребенка;

— позитивное отношение к социуму;

— коммуникативная компетентность детей;

— формирование социальных навыков дошкольников.

В работе педагога можно использовать следующие формы организации позитивной социализации детей.

Формы и методы по позитивной социализации, можно применять параллельно во всех образовательных областях, но главное взаимодействие с детьми происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Итак, давайте уточним, что позитивная социализация — это не только соблюдение эмоционального благополучия детей и накопление ими нового положительного опыта. Данное понятие мы будем рассматривать намного шире. Так как позитивная социализация – это способность взаимодействовать с социумом, добиваться общих целей, формировать собственное поведение и деятельность, с учетом желаний и интересов других людей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что, направление этой работы очень широкое и разнообразное, и в связи с этим, форм взаимодействия педагога с дошкольниками большое количество.

Разберем самые действенные методы и формы внедрения задач по позитивной социализации детей дошкольного возраста.

1. Проблемная ситуация.

Дошкольники не просто обсуждают проблему – вопрос, но и вместе с педагогом находит пути по ее решению. Похожие ситуации порождают самостоятельность, инициативу, отзывчивость у детей, желание находить верное решение. Дети овладевают моделями социальных отношений, а точнее реальной помощи, оказания внимания, заботы о других.

2. Игровая ситуация.

Воспитатель дает детям ситуацию, которая формируют у детей способность строить свою деятельность и поведение в сходстве с социальными правилами и нормами существующего общества.

3. Ситуация, обращенная к личному опыту ребенка.

Главное, чтобы суть ситуации сходилась с опытом ребенка, его жизненными взглядами.

4. Творческая ситуация.

В художественно-изобразительной, игровой, музыкальной, театральной деятельности складываются положительные установки к разным видам творчества.

5. Ситуация-иллюстрация.

Используя разные игровые материалы и дидактические пособия, воспитатель показывает детям примеры социально допустимого поведения, а также побуждает их навыки положительного общения.

Работая над формированием позитивной социализации детей необходимо помнить о таких формах работы как: − социальные акции (собираем корм для бездомных животных, участвуем в сборе макулатуры). Проводя любые акции необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, которые будут принимать участие в акции. Дети должны четко понимать смысл и цель мероприятия, а также его конечный результат.

Примеры социальных акций:

— мир вокруг нас («Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Книжка заболела»);

— забота о других людях («Помоги другому», «Доброе сердце», «Подарки от друзей», «Будем помнить», «Открытка для ветерана»);

— знаменательные даты («Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

— наша природа («Покормим птиц зимой», «Братья наши меньшие», «Красная книга природы», «Птичья столовая»).

Проводя работу по позитивной социализации, необходимо пополнять знания детей о социальной действительности:

— чтение вслух художественной литературы;

— проведение целевых прогулок, экскурсий, наблюдений;

— посещение выставок, музеев.

Стимулируя позитивную социализацию и социально-нравственное воспитание — у детей складываются ценности и нормы, которые приняты в социуме, включая нравственные и моральные ценности.

Для того чтобы деятельность происходила в игровой атмосфере, применяем разное игровое оборудование: символы времени года, ковер и игры на липучках, спортивный инвентарь. Организовывая подобную предметно — развивающую среду, которая приближенна к реальности, дошкольники младшего возраста с радостью изучают признаки времени года, познают окружающий мир, учатся строить предложения, отгадывают загадки. Подобные приемы помогают детям войти в некую систему приобретения знаний и приводят к формированию новых форм отношений между ребенком и обществом.

Рассмотрим главные направления в работе по позитивной социализации дошкольников.

1. Реализация актуальных задач в воспитании личности.

Большое внимание необходимо уделить формированию гуманистической направленности личности дошкольника, предполагающая созданию гармонии между личными и общественными потребностями.

Центральными понятиями гуманистической педагогики считается «личностный рост», «саморазвитие», «самоактуализация», иначе говоря, развитие личностных качеств, которые складываются под влиянием общечеловеческих нравственных норм. Исходя из этого, можно выделить следующие направления позитивной социализации дошкольника:

- нравственное;

- гражданское;

- патриотическое;

- правовое.

По всем этим направлениям есть большое количество педагогической литературы с четкими задачами, целями и методами. В связи с этим, не будем останавливаться на них подробно.

Основное, что должен учитывать педагог, — в дошкольном возрасте все эти нормы воспринимаются как безусловная составляющая социального окружения. Поэтому важно сформировать именно гуманные представления у дошкольников о доброте, дружбе, справедливости и честности.

2. Сходство с принципами развивающего образования.

Сегодня во главу угла становиться задача развития ребенка, это нынешняя стратегия российской педагогики. Педагогу необходимо так построить совместную деятельность с детьми, чтобы она была направлена на активизацию их познавательной активности, развитие их способностей.

Работа по позитивной социализации дошкольников частично пересекается с такими формами деятельности как игровая, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.

В процессе развивающего обучения можно выделить различные формы работы, все они разнообразны: это наблюдение, игра, беседы-обсуждения, эксперименты, речевые ситуации, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, сценарии на развитие связной речи и многие другие.

Главное, чтобы в моменте совместной с воспитателем деятельности дети усваивали не только этические и нравственные представления, но и овладевали способами действий, учились управлять собственной деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимосвязи образовательных областей.

Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения формируется с учетом принципа взаимосвязи образовательных областей.

В связи с тем, что социальное развитие личности детей является неотъемлемым элементом общения, познавательной деятельности, нравственного воспитания, то и решение главных педагогических задач по этому направлению происходит по всем пяти областям образовательной деятельности. Данный подход гарантирует разностороннее развитие дошкольников.

На основании вышеизложенного, сегодняшний подходы к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста направлен не только на создание определенных знаний, умений и навыков, но и подразумевает формирование базовых качеств личности дошкольника, создание его общей культуры и социальную адаптацию в социуме.


Библиографический список
  1. Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И. Картотека воспитателя. Тематические прогулки с дошкольниками. — Рязань: АО «Приз», 2016 г.
  2. Волосовец Т.В, Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. ФГОС ДО — М.: «Русское слово», 2016 г.
  3. Иваничкина Т. А., Никитина И. А. Развитие личности ребенка в проектной деятельности: познавательно — творческие, игровые, экологические проекты. — Волгоград: Учитель, 2017 г.
  4. Прима Е. В., Л. В. Филлипова, И. Н. Кольцова, Н. Ю. Молостова. Развитие социальной уверенности у дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 г. Рыжова Н. А. Картотека воспитателя. Исследования природы в детском саду (в двух частях). -Рязань: АО «ПРИЗ», 2017 г.
  5. Пепеонкова, А. А. Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» / А. А. Пепеонкова, С. В. Лагушкина, О. Н. Милосердова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 18-21.


Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: