ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Павлова Ольга Юрьевна
Кемеровский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются возможности проектирования организационно-педагогических условий самообразования педагогов в образовательной организации. Автор статьи указывает методики для изучения потребности педагогов в самообразовании и приводит результаты диагностики.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова О.Ю. Проектирование организационно-педагогических условий самообразования педагогов в образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102269 (дата обращения: 03.05.2025).

Организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность педагогических норм социально-культурной адаптации системы самообразования к процессу совершенствования.  Одной из методологических основ изучения педагогических условий являются известное положение системного анализа о том, что система не может функционировать и развиваться без существенных и необходимых условий, совокупность которых называется средой системы.

В контексте настоящей статьи  мы под организационно-педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.

Н. В. Ипполитова  отмечает большое количество вариаций организационно-педагогических условий, способствующих эффективности самообразования педагогов: создание педагогически комфортной  профессиональной среды; рефлексивная самоорганизация деятельности; включенность педагогов в «импровизационное поле деятельности» [1].

М. М. Поташник [4] и В. П. Панасюк [3] отмечают, что комплекс социально-педагогических условий, необходимых для реализации модели управления направленной на совершенствование самообразования включают следующие компоненты: организационно-управленческие, психолого-педагогические и социально-экономические условия.

Организационно-управленческие условия включают: инновационный характер управления, обновление функций управления, обеспечение реальных возможностей, наличие службы методического сопровождения, организацию диагностического обследования, разработка критериев оценки эффективности управления качеством обучения. Психолого-педагогические подразумевают: применение оптимально сочетаемых средств, методов и подходов в управлении образованием; стандартизация требований к результатам по образовательным результатам; подготовленность педагогов к реализации функций управлением качеством образования.  Социально-экономические включают: наличие  обоснованного запроса личности и общества и выражается в нормативно-правовой базе документов РФ определяющих  организацию системы образования; полноценная представленность образовательных областей в основной образовательной программе; социальное партнерство с социальными учреждениями, обеспечивающее дальнейшую успешную социализацию учащихся.

Представленный комплекс социально-педагогических условий обеспечивает успешность реализации модели управления качеством образования.

А.В. Качалов предлагает следующий комплекс организационно-педагогических условий [].

Вот некоторые из таких условий:

  1. Создание подходящей образовательной среды: Образовательная организация должна обеспечивать педагогическим работникам доступ к необходимым ресурсам, как физическим (библиотека, компьютеры, лаборатории), так и психологическим (поддержка коллег, консультации специалистов). Это позволяет педагогам эффективно осуществлять самообразование, имея доступ к актуальным и проверенным источникам знаний.
  2. Разработка программ самообразования: Образовательные организации должны разрабатывать программы самообразования для педагогов, которые помогают им развиваться как профессионалы. Эти программы могут включать в себя изучение новых методик и подходов к обучению, изучение современных технологий, участие в семинарах и тренингах.
  3. Поддержка коллектива: Важно создать дружественную и поддерживающую обстановку в коллективе образовательной организации. Это позволит педагогам обмениваться опытом, сотрудничать и получать поддержку от коллег. Регулярные обсуждения и мероприятия для профессионального общения могут стать сильным фактором мотивации для самообразования.
  4. Оценка и обратная связь: Важно, чтобы образовательная организация предоставляла педагогам обратную связь по их работе и по результатам самообразования. Это помогает педагогам оценить свой прогресс и вносить изменения в свою деятельность, основываясь на этой обратной связи.
  5. Развитие культуры самообразования: Образовательная организация должна поощрять и поддерживать культуру самообразования среди педагогов. Можно проводить регулярные тренинги и семинары по развитию навыков самообразования, обучающие мероприятия по актуальным темам и предоставлять возможности для участия в конференциях и профессиональных сообществах [2].
  6. Оптимизация структуры методической службы образовательной организации.
  7. Разработка актуального содержания методической работы в соответствии с образовательными потребностями педагога.

Эти организационно-педагогические условия содействуют профессиональному росту педагогов, помогают им развивать свои знания и навыки, а также способствуют повышению качества образования в целом.

Для организации работы по  проектированию организационно-педагогических условий самообразования педагогов мы определили  потребность в самообразовании педагогов и оценили их способности к саморазвитию и самообразованию.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения Кемеровской области. В эксперименте приняло участие 15 педагогов, в возрасте 20-56 лет. Для определения потребности в самообразовании педагогов и оценки способности к саморазвитию и самообразованию использовался ряд методик:

  1. Анкета Н.П. Фетискина (диагностика реализации и потребностей  в саморазвитии).
  2. Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов (автор Н.В.Немова).
  3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Для определения мотивационного и когнитивного компонента профессионально-педагогического саморазвития мы использовали анкету Н.П. Фетискина. уровень развития мотивационного компонента у большинства респондентов (53%) на среднем уровне. Данная группа не имеет четкой сложившейся системы саморазвития.  Уровень развития когнитивного компонента у 47% респондентов на среднем уровне. Но вместе с тем выявлено 40% (6 респондентов) с низким уровнем мотивационного и когнитивного компонента. Это свидетельствует о том, что эта группа респондентов не стремятся к саморазвитию.

Но также выявлено 7% и 13% респондентов с высоким уровнем мотивационного и когнитивного компонента, что говорит о том, что данная группа педагогов находится в зоне активной реализации своих потребностей к саморазвитию, они имеют стойкие познавательные интересы в профессиональной области. Они стремятся получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности. Также данная группа респондентов считает, что обладает высоким уровнем педагогических и психологических знаний.

Для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов, использовалась анкета, разработанная Н.В. Немовой. По результатам методики можно сделать вывод, что приоритетом для педагогов является пример и влияние коллег (67%);  главным мотивом для 60% респондентов является интерес к работе; 53% респондента в качестве стимула для саморазвития назвали уровень организации методической работы и требования администрации. 47 % респондентов считают фактором стимулирования получение новых знаний.

Анализ препятствующих факторов показал, что наиболее значимыми являются: стесненные жизненные обстоятельства (23 %); собственная инерция (21 %); разочарования, из-за имеющихся ранее неудач (18 %). Остальные факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов являются не очень значимыми (отсутствие помощи со стороны руководителя и враждебность окружающих)  и не препятствуют работе.

Для выявления уровня  мотивации педагогов использовали методику  Т. Элерса.  По результатам методики у 7% (1) респондентов слишком высокий уровень мотивации. Этот респондент достаточно целеустремленный и инициативный и стремится к высокой оценки со стороны коллег и руководства. Ему очень важно иметь успех в профессиональной деятельности.

Умеренно высокий уровень мотивации выявлен у 20% (3) респондентов. Это добросовестные педагоги, обладающие высокими исполнительскими качествами. Они, как правило, усердны работе. Для них очень важен успех в профессиональной деятельности, но эта задача для них не является первостепенной.

Средний уровень мотивации выявлен у 53% (8) респондентов. Эта группа добросовестно относится к работе, с готовностью выполняют распоряжения, но свои решения не принимают. Не берут  на себя ответственность. Инициативу проявляют редко. Отсутствие готовности к инновациям, обусловлено страхом ошибиться, и неуверенностью к  себе.

Низкий уровень мотивации выявлен у 3% (20) респондентов.

Таким образом, организационно-педагогические условия играют важную роль в совершенствовании самообразования педагогов. Данные условия должны быть направлены на достижение оптимального уровня информативности и осознанности, на стимулирование самообразования в профессиональной сфере.

Полученные результаты показывают на необходимость создания проекта, направленного на создание организационно-педагогических условий самообразования педагогов в образовательной организации.

При разработке проекта учитывался  комплекс организационно-педагогических условий, определенных А.В. Качаловым [2].

1.Создание подходящей образовательной среды.

2.Разработка программ самообразования.

3.Поддержка коллектива.

4.Оценка и обратная связь.

5.Развитие культуры самообразования.

6.Оптимизация структуры методической службы образовательной организации.

7.Разработка актуального содержания методической работы в соответствии с образовательными потребностями педагога.

Проект реализуется поэтапно.

В таблице 1 представлен план мероприятий в рамках проекта.

Таблица 1. План проектных мероприятий

Этап

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»  

Сентябрь 2023

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» Выявить способности педагогов к самообразованию
Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы» Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы
2 этап Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Октябрь 2023 – март 2024

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.
Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений. Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
Разработка рекомендаций «Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности» Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.
Адреса передового опыта «Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов» (из опыта работы воспитателей) Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы
Практическое занятие «Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой» Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.
Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций. Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.
Изучение нормативно-правовых документов Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.
3 этап Читательская конференция «Творческий поиск воспитателей: обновление содержания дошкольного образования»  

 

 

 

 

Март – апрель 2024

Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.
Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Прогнозируемые результаты проекта.

  1. Профессиональная готовность педагогов дошкольного учреждения к организации самообразования.
  2. Овладение способами самостоятельной организации работы по самообразованию.
  3. Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; проявление творческого потенциала педагога.
  4. Развитие исследовательской деятельности педагогов.
  5. Повышение профессионального статуса педагога (повышение или подтверждение категории; формы успешности педагога (признание коллег, администрации, родителей).

Библиографический список
  1. Ипполитова, Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки  будущих учителей / Н.В. Ипполитова// Международный научный журнал «Вектор научной мысли». №5(5).-  2023.- С.12-15.
  2. Качалов, А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза / А.В. Качалов // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – № 1/2(62). – С. 212–217.
  3. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В.П. Панасюк. — СПб.: КАРО, 2005. — 384 с.
  4. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : методическое пособие / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.


Все статьи автора «Павлова Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: