Организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность педагогических норм социально-культурной адаптации системы самообразования к процессу совершенствования. Одной из методологических основ изучения педагогических условий являются известное положение системного анализа о том, что система не может функционировать и развиваться без существенных и необходимых условий, совокупность которых называется средой системы.
В контексте настоящей статьи мы под организационно-педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.
Н. В. Ипполитова отмечает большое количество вариаций организационно-педагогических условий, способствующих эффективности самообразования педагогов: создание педагогически комфортной профессиональной среды; рефлексивная самоорганизация деятельности; включенность педагогов в «импровизационное поле деятельности» [1].
М. М. Поташник [4] и В. П. Панасюк [3] отмечают, что комплекс социально-педагогических условий, необходимых для реализации модели управления направленной на совершенствование самообразования включают следующие компоненты: организационно-управленческие, психолого-педагогические и социально-экономические условия.
Организационно-управленческие условия включают: инновационный характер управления, обновление функций управления, обеспечение реальных возможностей, наличие службы методического сопровождения, организацию диагностического обследования, разработка критериев оценки эффективности управления качеством обучения. Психолого-педагогические подразумевают: применение оптимально сочетаемых средств, методов и подходов в управлении образованием; стандартизация требований к результатам по образовательным результатам; подготовленность педагогов к реализации функций управлением качеством образования. Социально-экономические включают: наличие обоснованного запроса личности и общества и выражается в нормативно-правовой базе документов РФ определяющих организацию системы образования; полноценная представленность образовательных областей в основной образовательной программе; социальное партнерство с социальными учреждениями, обеспечивающее дальнейшую успешную социализацию учащихся.
Представленный комплекс социально-педагогических условий обеспечивает успешность реализации модели управления качеством образования.
А.В. Качалов предлагает следующий комплекс организационно-педагогических условий [].
Вот некоторые из таких условий:
- Создание подходящей образовательной среды: Образовательная организация должна обеспечивать педагогическим работникам доступ к необходимым ресурсам, как физическим (библиотека, компьютеры, лаборатории), так и психологическим (поддержка коллег, консультации специалистов). Это позволяет педагогам эффективно осуществлять самообразование, имея доступ к актуальным и проверенным источникам знаний.
- Разработка программ самообразования: Образовательные организации должны разрабатывать программы самообразования для педагогов, которые помогают им развиваться как профессионалы. Эти программы могут включать в себя изучение новых методик и подходов к обучению, изучение современных технологий, участие в семинарах и тренингах.
- Поддержка коллектива: Важно создать дружественную и поддерживающую обстановку в коллективе образовательной организации. Это позволит педагогам обмениваться опытом, сотрудничать и получать поддержку от коллег. Регулярные обсуждения и мероприятия для профессионального общения могут стать сильным фактором мотивации для самообразования.
- Оценка и обратная связь: Важно, чтобы образовательная организация предоставляла педагогам обратную связь по их работе и по результатам самообразования. Это помогает педагогам оценить свой прогресс и вносить изменения в свою деятельность, основываясь на этой обратной связи.
- Развитие культуры самообразования: Образовательная организация должна поощрять и поддерживать культуру самообразования среди педагогов. Можно проводить регулярные тренинги и семинары по развитию навыков самообразования, обучающие мероприятия по актуальным темам и предоставлять возможности для участия в конференциях и профессиональных сообществах [2].
- Оптимизация структуры методической службы образовательной организации.
- Разработка актуального содержания методической работы в соответствии с образовательными потребностями педагога.
Эти организационно-педагогические условия содействуют профессиональному росту педагогов, помогают им развивать свои знания и навыки, а также способствуют повышению качества образования в целом.
Для организации работы по проектированию организационно-педагогических условий самообразования педагогов мы определили потребность в самообразовании педагогов и оценили их способности к саморазвитию и самообразованию.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения Кемеровской области. В эксперименте приняло участие 15 педагогов, в возрасте 20-56 лет. Для определения потребности в самообразовании педагогов и оценки способности к саморазвитию и самообразованию использовался ряд методик:
- Анкета Н.П. Фетискина (диагностика реализации и потребностей в саморазвитии).
- Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов (автор Н.В.Немова).
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Для определения мотивационного и когнитивного компонента профессионально-педагогического саморазвития мы использовали анкету Н.П. Фетискина. уровень развития мотивационного компонента у большинства респондентов (53%) на среднем уровне. Данная группа не имеет четкой сложившейся системы саморазвития. Уровень развития когнитивного компонента у 47% респондентов на среднем уровне. Но вместе с тем выявлено 40% (6 респондентов) с низким уровнем мотивационного и когнитивного компонента. Это свидетельствует о том, что эта группа респондентов не стремятся к саморазвитию.
Но также выявлено 7% и 13% респондентов с высоким уровнем мотивационного и когнитивного компонента, что говорит о том, что данная группа педагогов находится в зоне активной реализации своих потребностей к саморазвитию, они имеют стойкие познавательные интересы в профессиональной области. Они стремятся получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности. Также данная группа респондентов считает, что обладает высоким уровнем педагогических и психологических знаний.
Для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов, использовалась анкета, разработанная Н.В. Немовой. По результатам методики можно сделать вывод, что приоритетом для педагогов является пример и влияние коллег (67%); главным мотивом для 60% респондентов является интерес к работе; 53% респондента в качестве стимула для саморазвития назвали уровень организации методической работы и требования администрации. 47 % респондентов считают фактором стимулирования получение новых знаний.
Анализ препятствующих факторов показал, что наиболее значимыми являются: стесненные жизненные обстоятельства (23 %); собственная инерция (21 %); разочарования, из-за имеющихся ранее неудач (18 %). Остальные факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов являются не очень значимыми (отсутствие помощи со стороны руководителя и враждебность окружающих) и не препятствуют работе.
Для выявления уровня мотивации педагогов использовали методику Т. Элерса. По результатам методики у 7% (1) респондентов слишком высокий уровень мотивации. Этот респондент достаточно целеустремленный и инициативный и стремится к высокой оценки со стороны коллег и руководства. Ему очень важно иметь успех в профессиональной деятельности.
Умеренно высокий уровень мотивации выявлен у 20% (3) респондентов. Это добросовестные педагоги, обладающие высокими исполнительскими качествами. Они, как правило, усердны работе. Для них очень важен успех в профессиональной деятельности, но эта задача для них не является первостепенной.
Средний уровень мотивации выявлен у 53% (8) респондентов. Эта группа добросовестно относится к работе, с готовностью выполняют распоряжения, но свои решения не принимают. Не берут на себя ответственность. Инициативу проявляют редко. Отсутствие готовности к инновациям, обусловлено страхом ошибиться, и неуверенностью к себе.
Низкий уровень мотивации выявлен у 3% (20) респондентов.
Таким образом, организационно-педагогические условия играют важную роль в совершенствовании самообразования педагогов. Данные условия должны быть направлены на достижение оптимального уровня информативности и осознанности, на стимулирование самообразования в профессиональной сфере.
Полученные результаты показывают на необходимость создания проекта, направленного на создание организационно-педагогических условий самообразования педагогов в образовательной организации.
При разработке проекта учитывался комплекс организационно-педагогических условий, определенных А.В. Качаловым [2].
1.Создание подходящей образовательной среды.
2.Разработка программ самообразования.
3.Поддержка коллектива.
4.Оценка и обратная связь.
5.Развитие культуры самообразования.
6.Оптимизация структуры методической службы образовательной организации.
7.Разработка актуального содержания методической работы в соответствии с образовательными потребностями педагога.
Проект реализуется поэтапно.
В таблице 1 представлен план мероприятий в рамках проекта.
Таблица 1. План проектных мероприятий
Этап |
Мероприятие |
Сроки |
Ожидаемый результат |
1 этап | Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» |
Сентябрь 2023 |
Определить стадии развития педагогов:
Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» | Выявить способности педагогов к самообразованию | ||
Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы» | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | ||
2 этап | Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации |
Октябрь 2023 – март 2024 |
Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. |
Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) | Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы. | ||
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений. | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | ||
Разработка рекомендаций «Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности» | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | ||
Адреса передового опыта «Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов» (из опыта работы воспитателей) | Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы | ||
Практическое занятие «Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой» | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | ||
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | ||
Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций. | Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. | ||
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений | Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | ||
Изучение нормативно-правовых документов | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | ||
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | ||
3 этап | Читательская конференция «Творческий поиск воспитателей: обновление содержания дошкольного образования» |
Март – апрель 2024 |
Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | ||
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта | Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Прогнозируемые результаты проекта.
- Профессиональная готовность педагогов дошкольного учреждения к организации самообразования.
- Овладение способами самостоятельной организации работы по самообразованию.
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; проявление творческого потенциала педагога.
- Развитие исследовательской деятельности педагогов.
- Повышение профессионального статуса педагога (повышение или подтверждение категории; формы успешности педагога (признание коллег, администрации, родителей).
Библиографический список
- Ипполитова, Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей / Н.В. Ипполитова// Международный научный журнал «Вектор научной мысли». №5(5).- 2023.- С.12-15.
- Качалов, А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза / А.В. Качалов // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – № 1/2(62). – С. 212–217.
- Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В.П. Панасюк. — СПб.: КАРО, 2005. — 384 с.
- Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : методическое пособие / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.