ПУТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гребенюк Алена Станиславовна
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
студент 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедические технологии выявления и преодоления нарушений речи», Институт детства

Аннотация
В статье исследуются методы и пути логопедической коррекции, направленные на формирование словообразовательных умений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией. Изучение данной проблемы имеет важное значение для ранней коррекционной работы со словесным материалом и формирования лексико-грамматических категорий.
Акцент делается на индивидуальном подходе и постепенном введении упражнений в зависимости от уровня освоения материала ребенком и степени выраженности дизартрических нарушений.
Результаты исследования и предложенной коррекционной работы демонстрируют значимое улучшение владения словообразовательными структурами у дошкольников с дизартрией, что подтверждает эффективность разработанных методик.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гребенюк А.С. Пути логопедической коррекции словообразовательных умений у детей с дизартрией дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102250 (дата обращения: 11.06.2025).

Научный руководитель – Абрамова Ксения Вадимовна
канд. филол. наук, доцент кафедры логопедии и детской речи

Эффективная коммуникация и социальное взаимодействие в значительной степени зависят от развития у детей навыков ясного выражения своих мыслей и чувств. Для детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией, проблема четкой артикуляции и формирования слов становится барьером, влияющим на их способность к коммуникации и когнитивное развитие. Таким образом, развитие словообразовательных способностей, являющихся важной составляющей языковой компетенции ребенка, должно стать фокусом коррекционной работы специалистов [5,с.86].

Изучение и решение этой проблемы не только способствует повышению качества коррекционной работы, но и указывает на направления для будущих исследований в сфере развития детской речи. В условиях постоянно расширяющихся знаний важно разрабатывать инновационные технологии и методы, которые помогут формировать и исправлять словообразовательные умения. Данный вопрос является актуальным и перспективным для современной логопедии.

В рамках нашего исследования были выделены ключевые этапы в работе специалиста, начиная от диагностики и до практической реализации индивидуализированных методик коррекции словообразовательных способностей у детей. Работа с детьми, страдающими дизартрией, требует комплексного подхода, основанного на точном понимании механизмов речи и особенностей её нарушений.

Коррекционная деятельность должна включать самые современные обучающие методы и стратегии восстановления.

Первый шаг в такой работе – это опора на свежие научные достижения в областях патологии речи, психолингвистики и нейрофизиологии. Вводя эти знания в практику, мы можем предоставить ребенку наиболее эффективную поддержку.

Во-вторых, значение артикуляционной базы для языкового развития нельзя недооценивать. Дизартрия затрудняет координацию мышц, влияющих на артикуляцию, что препятствует нормальному словообразованию. Понимание процессов развития артикуляционных навыков жизненно необходимо для успешной коррекции.

Третье же – каждый ребенок представляет собой индивидуальный случай, и методы, эффективные для одного, могут быть бесполезны или менее эффективными для другого. Такая индивидуализация подхода необходима для достижения наилучших результатов в коррекции дизартрии и связанных с ней нарушений словообразования [1,с.99].

Индивидуальные программы коррекции должны учитывать не только специфику речевых нарушений, но и личные особенности ребёнка, его поведенческие и эмоциональные реакции, социокультурный контекст и многое другое. Это требует от специалиста не только глубоких знаний в различных областях, но и способности к эмпатии и творческого подхода к каждому индивидуальному случаю.

Разработка персонализированных планов коррекционной работы с детьми выходит за рамки простого устранения языковых препятствий. Такой план должен быть основан на детальном понимании не только речевых дефектов, но и уникальных черт личности ребёнка, включая его поведение, эмоциональный отклик и социально-культурную среду. Это подразумевает под собой наличие у специалиста-логопеда не только многообразных знаний, но и эмпатии и творческого взгляда на решение поставленных задач [2,с.153].

Детальность анализа, необходимая для такого подхода, включает использование диагностических методов оценки, наблюдение за вербальным и невербальным поведением, а также сотрудничество с другими экспертами – неврологами, психологами, педиатрами. Подход к коррекции должен быть динамичным, способным подстраиваться под изменения в развитии ребёнка и возникающие трудности. При этом ключевую роль играет участие семьи и окружения ребёнка, создающих благоприятные условия для раскрытия потенциала и закрепления навыков.

Комплексная логопедическая коррекция при дизартрии требует интегрированного подхода, знаний, ориентированных на нужды каждого маленького пациента.

Чтобы успешно корректировать речевые нарушения, необходима тщательная диагностика.

Фонематический анализ выступает ключевым инструментом для уточнения проблем с речевым восприятием и активностью звуков у детей. Он помогает выявить как общую картину трудностей, так и их конкретные проявления в различении, дискриминации, артикуляции и репродукции звуков. Эти данные становятся отправной точкой для формулирования индивидуального плана коррекции.

Следующим шагом логопед ставит конкретные цели, нацеленные на устранение выявленных недочетов. Основываясь на диагностических данных, выбирается подходящий комплекс упражнений, направленных на улучшение речи ребенка.

Процесс диагностики включает в себя анализ типовых ошибок, с которыми сталкивается ребенок. Это дает возможность модифицировать учебные программы с учетом личных потребностей малыша, что, в свою очередь, помогает добиться оптимальных результатов.

Ключевым аспектом логопедической работы является комплексность подхода. Она включает не только фонематические упражнения, но и задания для развития моторики, внимания, памяти и других когнитивных функций, связанных с речью. Чтобы сделать коррекцию максимально эффективной, используются методы, направленные на развитие сенсорных способностей, улучшение артикуляции и дыхательных навыков, а также стимулирование словообразовательной гибкости [4,с.96].

Особое внимание уделяется возрастным особенностям, интересам и мотивации ребенка, что облегчает вовлечение в образовательный процесс с помощью игровых техник.

В игровой форме также предлагаются задания для развития словообразовательных навыков, например, игры “Составь слово” или “Найди пару”, которые помогают детям лучше понять и освоить различные словообразовательные процессы.

Таким образом, такой всесторонний подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого воспитанника, необходим для коррекции серьезных речевых нарушений, включая дизартрию. Он предполагает систематическую работу логопеда и нацелен на эффективное развитие навыков словообразования.


Библиографический список
  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический подход в логопедии: от теории к практике / Т.В. Ахутина, М.А. Корнилова, Л.Ф. Обухова и др. — М.: МГЛУ, 2020. — 312 с.
  2. Балакшина Т.В. Коррекция дизартрии у детей дошкольного возраста: метод. пособие для логопедов / Т.В. Балакшина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. — 178 с.
  3. Власова Р.З. Логопедия: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.З. Власова. — М.: Издательский центр «Академия», 2023. — 384 с.
  4. Гвоздева Е.Б. Коррекционная работа логопеда в дошкольных образовательных учреждениях / Е.Б. Гвоздева. — М.: ВЛАДОС, 2019. — 128
  5. Зайцева Л.С. Дизартрия у детей: диагностика, коррекция, консультация родителей / Л.С. Зайцева. — М.: Аркти, 2022. — 256 с.
  6. Корнева М.М. Логопедия: Конспект лекций / М.М. Корнева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. — 144 с.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа по коррекции дизартрии: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. — М.: Сфера, 2019. — 96 с.
  8. Шаховская С.А. Словообразование в структуре речевой деятельности детей с дизартрией / С.А. Шаховская. — М.: Флинта, 2019. — 211 с.


Все статьи автора «Гребенюк Алена Станиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: