В настоящее время отсутствует единый стратегический документ, имеющий целью развитие кадров в государственном и муниципальном управлении. Следует отметить, что в текущий момент приняты отдельные отраслевые документы, отчасти намечающие развитие компетенций служащих в конкретной сфере, например, в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года целый раздел посвящен развитию кадрового потенциала и условий прохождения службы. Однако такая последовательность в управлении кадрами скорее исключение, нежели правило.
Отметим, что на уровне регионов также принимаются стратегические документы в сфере развития кадровой политики ГМУ. В частности, в Свердловской области принята и действует государственная программа Свердловской области «Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области до 2024 года», которая была принята путем внесения поправок в одноименную программу, рассчитанную до 2020 года (пролонгирована с некоторыми изменениями).
В Свердловской области также можно обнаружить ряд стратегических документов, опосредованно касающихся кадровой политики и развития кадров в системе государственного и муниципального управления.
При этом, можно обнаружить последовательную фиксацию одних и тех же проблем, на решение которых направлен основной стратегический документ, посвященный кадровой политике в Свердловской области.
В то же время, анализ указанного единственного относительно последовательного стратегического документа, посвященного кадровой политике муниципального уровня, позволяет отметить, что цели, задачи и показатели указанного документа направлены в большей степени на развитие государственной службы, а не муниципальной.
Предлагаем формализовать научно-методические и организационные подходы к профессиональному развитию муниципальных служащих в целом и кадрового состава Администрации города Екатеринбург в частности посредством их систематизации с помощью программно-целевого подхода. Исходя из проведенного анализа государственной программы отметим, что в рамках ее реализации была осуществлена попытка систематизировать управление кадрами и кадровым резервом.
Однако, отсутствует системный подход к развитию кадров:
-
не сформированы показатели профессионального развития;
-
нет общей идеологии развития кадровой системы;
-
отсутствует комплексный подход к развитию муниципальных служащих;
-
отсутствует конкретизация мер, направленных на развитие кадровой системы;
-
отсутствует конкретизация мер направленных на развитие муниципальных служащих;
-
отсутствует конкретизация мер, направленных на развитие и повышение эффективности использования кадрового резерва.
При этом, согласно Положению о Департаменте кадровой политики Администрации города Екатеринбурга в третьей главе «Основные функции», зафиксирована функция «…развитие муниципальной службы и основных направлений кадровой политики в Администрации города Екатеринбурга…».
Также следует указать на отсутствие методологических подходов, критериев и инструментария оценки эффективности деятельности муниципальных служащих, которые бы позволили выстраивать комплексную программу их развития. В настоящее время принят лишь перечень критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления, но не собственно муниципальных служащих.
Далее приведем обоснование необходимости разработки программы развития муниципальной кадровой системы посредством систематизации проблем, решение которых возможно используя программный подход. Ключевые проблемы, которые возможно решить, реализуя указанным подходом приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Совокупность проблем, решение которых возможно посредством применения программного подхода
Для решения указанных проблем предлагается разработка и принятие муниципальной программы «Развитие кадровой политики в системе муниципального управления города Екатеринбург до 2030 года».