СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ БИМАРИСТАН И ИСЛАМСКИЙ МИР ВОСТОКА

Аннагылыжов Байрамгелди
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
преподаватель

Аннотация
В древних письменных источниках говорится, что первая исламская больница была создана Пророком Мухаммедом, когда во время сражения Хендек для раненого Саад ибн Муаза и другим раненым был создан мобильный военный госпиталь. Больницы, которые начали строить в период Омейядов, получили большое развитие в период Аббасидов. Когда заболел основатель города Багдада, второй аббасидский халиф Мансур, в Багдад был приглашен Джурджуш ибн Бахтишу, известный врач из больницы Гундишапура, действующей со времен Сасанидов. Врачи, подготовленные после его приезда в этой больнице, оказали большое влияние на развитие исламской медицины и госпиталей. В этой статье анализируются и вводятся в научный оборот сведения о строительстве первых больниц и об исламском мире Востока.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аннагылыжов Б. Строительство первых бимаристан и исламский мир востока // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102143 (дата обращения: 02.10.2024).

В древних письменных источниках говорится, что первая исламская больница была создана Пророком Мухаммедом, когда во время сражения Хендек для раненого Саад ибн Муаза и другим раненым был создан мобильный военный госпиталь: «Хезрети Пророк поместил раненого Саад ибн Муаза в шатёр своей мечети, принадлежащего женщине по имени Руфейди аль-Енсария из племени Еслем. Руфейди исцеляла больных. Посвятила себя раненым и больным мусульманам. Когда Саад ибн Муаз получил ранение в сражении Хендек, Пророк Мухаммед сказал своим приближённым: «Отведите его к шатру Руфейди. Время от времени буду справляться о его здоровье».

Макризи отмечает, что до мусульманской веры первая больница была открыта правителем Египта Манакюсом (Менакиюш ибн Ушмун) или знаменитым греческим врачом Гиппократом под названием Ихсинидюкиюн (Хенодокеион) возле своего дома, а первая больница в исламском мире была открыта в 88г. (707) в Дамаске омейядским халифом Велид ибн Абдулмаликом.

Табари также подтверждает эту информацию. По легенде Кутейбе ибн Муслим, отправившийся в Хорасан, встречает в Балхе врача, буддийского священника, по имени Бермек и привозит его в Дамаск, чтобы лечить омейядского халифа. Затем, Абдулмалик под влиянием Бармека построил больницу в Дамаске. В этом госпитале было велико влияние индийской медицины.

Макризи рассказывает, что халиф привез в эту больницу нескольких врачей и платил им зарплату, чтобы предотвратить хождение в общественных местах больных с проказой приказал их изолировать, что он удовлетворял ежедневную потребность больных с проказой и слепых в пище и в одежде. Но в источниках нет точной информации о предоставлении медицинского образования в данной местности.

Больницы, которые начали строить в период Омейядов, получили большое развитие в период Аббасидов. Когда заболел основатель города Багдада, второй аббасидский халиф Мансур, в Багдад в 148 (765) году был приглашен Джурджуш ибн Бахтишу, известный врач из больницы Гундишапура, действующей со времен Сасанидов. Врачи, подготовленные после его приезда в этой больнице, оказали большое влияние на развитие исламской медицины и госпиталей. Джуржус ибн Бахтишу, работая дворцовым врачом, по-новому организует здравоохранение этой местности.

Нам известно, что правителем Сасанидов Шапуром I была построена Гундишапурская медицинская школа в 250-х годах и Шапуром возле нее – больница в 350-х годах, которая действовала до конца Х века. В период правления Хосрова I Ануширвана (532-579 гг.) эта больница добилась больших успехов, а в развитии медицинской школы сыграли большую роль изгнанные из Византии в 489 году несторианские врачи и индийская медицина, добившаяся большого прогресса со времен Будды.

Ахмет Иса Бей указывает, что Гундишапурская больница и медицинская школа были одной из первых исламских больниц. Но согласно недавним исследованиям выявили, что для того, чтобы закончить здесь медицинскую школу, было условие принадлежности к несторианской вере. В результате, доказано, что ошибочно связывают эту организацию здоровья с исламом.

Но несомненным фактом остается, что влияние этого места на мусульманскую медицину и на строительство исламских больниц было велико. Потому что Харун Рашит (786-809), пригласив Джебрайиля ибн Бухтишу ибн Джурджуси из рода Бухтишу в Багдад, на берегу канала Керхая строит больницу как в Гундишапуре и руководителем ставит известного Гундишапурского врача Абу Юханна ибн Масавейха, а затем на его место переходит его сын Абу Зекерия Юханна ибн Масавейх.

Кроме этого, в исторических источниках описывается, что семейство визиря Бермеки строят больницу в Багдаде, связанную с их именем, что из-за большого интереса к индийской медицине, руководителем больницы он назначает индийского врача Ибн Дехн и поручает ему перевод медицинских трудов с санскрита на арабский.

Приглашенный индийский врач Менкехе (Манках) из Гундишапура для обследования здоровья Харуна Решита (786-809), основавшего первую больницу в Багдаде, показывает, что перевод труда известного индийского врача Чанкая (Шанка), а также известного индийского трактата Сушрута-Самхита в то время оказало большое влияние на мусульманскую медицину наряду с древнегреческой и несторианской медициной.

Среди врачей, работавших в этой больнице, помимо семьи Бахтишу был Юханна ибн Масевейх, приехавший из Гундишапура. Он перевел греческие медицинские труды на арабский язык. Он пишет труд о глазных болезнях. Надо отметить, что в этих исторических источниках нет данных об обеспечении организованного медицинского образования в этих больницах. Следует отметить, что неизвестно, как долго действовали основанные Харун Решидом больницы. Но несомненно, построенная им больница в Багдаде была образцом для бирамистанов в других городах.

Во время правления халифа аль-Мамуна в Багдаде по примеру больницы Гундишапур в 830 году была основана академия под названием Бейт аль-Хикма. Из исторических источников можно удостовериться, что в Бейт аль-Хикма, основанной по совету Джибриля ибн Бахтишу из Гундишапура (8-9 века), была школа переводов, библиотека и обсерватория, но медицинское образование не осуществлялось, как в Гундишапуре.

Число госпиталей, созданных в Багдаде и других местах, увеличилось после основания Фатхом ибн Хаканом, одним из визирей халифа Мутаваккиля из туркменских полководцев из рода Фергалана, бимаристана в Каире в 861 году и визирем Али ибн Исы ибн Джарром в 914 году бимаристана в районе Харбия в Багдаде. ХХ век становится периодом расцвета мусульманской медицины.
Помимо больниц Багдада, Али ибн Иса поручает известному врачу Абу Осман Саид ибн Якуп ад-Дымашкия управлять бимаристанами в Мекке и Медине. До этого, во время правления халифа Мутазида Биллаха (892-902), его раб Бадр основал бимаристан в районе Мухаррем на восточном берегу реки Тигр в Багдаде.

Бимарыстанус-сейдийе, построенный в честь матери Меджидуддовли из рода Бувейхилер в районе «Су:ку Йахя» в Багдаде известным врачом Синан ибн Сабитом, начал работать 1 числа месяца мухаррем 306 г. (14 июня 918 г.). Ежемесячные расходы этой больницы составляла 600 динаров.

По совету врача Синан ибн Сабита халиф Муктедир Биллах в 918 г. со стороны Бабушшам г. Багдада строит Бимаристан аль-Муктедир своего имени и в год выделяет 200 динар на расходы. Один из визирей Муктадир-Биллаха был Ибн аль-Фурат строит больницу в районе Дербулмуфаддал на восточной стороне Багдада. После этого в 925 году визирь Хакани назначает врача Сабит ибн Синан ибн Сабита руководителем.

Эмирул-Умера Абул-Хасан Бейкем, туркмен по происхождению, по совету врача Синана ибн Сабита в 941 году с даруззиафе из Васита основал больницу своего имени на западном берегу реки Тигр в Багдаде на невысоком холме, где раньше находился дворец Харуна Рашида.

В 1005 году Фатими халиф аль-Хаким также основал в Каире свою академию наук под  названием Бейтуль-ильм. В сведениях Аль-Макризи уточняется, что здесь никакой больницы, связанной с медицинским образованием, не было. В те времена получавшие базовое образование в медресе при мечетях и желающие быть врачами, отправлялись в большие города, чтобы получить уроки медицины у врачей-наставников. Получившие теоретические знания ученики, работая с врачами в больницах больших городов, набирались опыта.

В исторических источниках приведены сведения, что в IX веке в Египте в мечети Джума Ибн Толуна давали медицинские образование. В этой мечети на странице 86 книги «Табакат аль-муфассирин» в библиотеке Сулеймание упоминается, что Музаффер ад-Дин Махмут Элемшати, известный врач в мусульманском мире, получил медицинское образование в IX веке.

Информацию, связанную с медицинским образованием, можно найти в «Китаб аль-Мулук», медицинском труде, переведенном на латынь Али Аббасом аль-Маджуси (?-994) под названием «Liber Regius» (Книга королей). В этой работе Аль-Маджуси утверждает, что первые теоретические знания студенты-медики должны получать путем запоминания работ предыдущих преподавателей-медиков, чтобы при утере работ информация запоминалась. В труде описано, как закрепить эти теоретические знания путем накопления опыта работы в больницах:

«В этом искусстве одним из основных обязанностей студента является, прежде всего, длительно работая в больницах, принимать во внимание состояние пациентов этих мест и ​​ больничные условия. Выполняя эти задачи вместе с самыми опытными наставниками, наблюдая за симптомами пациентов и прочно запоминая то, что он видел и слышал, должны извлечь хорошие или плохие эндикационы. Если студент будет делать так, то в этом искусстве он достигнет высокого уровня…».

Ибн Сина, умерший в 1037 году, также описан в старых исторических источниках как получивший теоретические знания в области медицины от известных учителей, а затем закрепивший их практикой в ​​больницах.


Библиографический список
  1. Сорокина Т.С. История медицины. В двух томах. Том 1. М., 2018.
  2. Corci Zeydan. Islam medeniyeti tarihi. Trj. Zeki Megamiz, j.3. Stambul, 1973
  3. Terzioğlu Arslan. Selçuklu hastaneleri ve Avrupa Kültürine tesirleri. Malazgirt armağanı. Türk Tarih Kurumu. Ankara, 1972
  4. Turan Osman. Selçuklular tarihi ve türk islam medeniyeti. 8.baskı. Boğaziçi yayınları. İstanbul, 1993.
  5. Brown E.G. Arabian Medicine. Cambridge, 1921


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: