В древних письменных источниках говорится, что первая исламская больница была создана Пророком Мухаммедом, когда во время сражения Хендек для раненого Саад ибн Муаза и другим раненым был создан мобильный военный госпиталь: «Хезрети Пророк поместил раненого Саад ибн Муаза в шатёр своей мечети, принадлежащего женщине по имени Руфейди аль-Енсария из племени Еслем. Руфейди исцеляла больных. Посвятила себя раненым и больным мусульманам. Когда Саад ибн Муаз получил ранение в сражении Хендек, Пророк Мухаммед сказал своим приближённым: «Отведите его к шатру Руфейди. Время от времени буду справляться о его здоровье».
Макризи отмечает, что до мусульманской веры первая больница была открыта правителем Египта Манакюсом (Менакиюш ибн Ушмун) или знаменитым греческим врачом Гиппократом под названием Ихсинидюкиюн (Хенодокеион) возле своего дома, а первая больница в исламском мире была открыта в 88г. (707) в Дамаске омейядским халифом Велид ибн Абдулмаликом.
Табари также подтверждает эту информацию. По легенде Кутейбе ибн Муслим, отправившийся в Хорасан, встречает в Балхе врача, буддийского священника, по имени Бермек и привозит его в Дамаск, чтобы лечить омейядского халифа. Затем, Абдулмалик под влиянием Бармека построил больницу в Дамаске. В этом госпитале было велико влияние индийской медицины.
Макризи рассказывает, что халиф привез в эту больницу нескольких врачей и платил им зарплату, чтобы предотвратить хождение в общественных местах больных с проказой приказал их изолировать, что он удовлетворял ежедневную потребность больных с проказой и слепых в пище и в одежде. Но в источниках нет точной информации о предоставлении медицинского образования в данной местности.
Больницы, которые начали строить в период Омейядов, получили большое развитие в период Аббасидов. Когда заболел основатель города Багдада, второй аббасидский халиф Мансур, в Багдад в 148 (765) году был приглашен Джурджуш ибн Бахтишу, известный врач из больницы Гундишапура, действующей со времен Сасанидов. Врачи, подготовленные после его приезда в этой больнице, оказали большое влияние на развитие исламской медицины и госпиталей. Джуржус ибн Бахтишу, работая дворцовым врачом, по-новому организует здравоохранение этой местности.
Нам известно, что правителем Сасанидов Шапуром I была построена Гундишапурская медицинская школа в 250-х годах и Шапуром возле нее – больница в 350-х годах, которая действовала до конца Х века. В период правления Хосрова I Ануширвана (532-579 гг.) эта больница добилась больших успехов, а в развитии медицинской школы сыграли большую роль изгнанные из Византии в 489 году несторианские врачи и индийская медицина, добившаяся большого прогресса со времен Будды.
Ахмет Иса Бей указывает, что Гундишапурская больница и медицинская школа были одной из первых исламских больниц. Но согласно недавним исследованиям выявили, что для того, чтобы закончить здесь медицинскую школу, было условие принадлежности к несторианской вере. В результате, доказано, что ошибочно связывают эту организацию здоровья с исламом.
Но несомненным фактом остается, что влияние этого места на мусульманскую медицину и на строительство исламских больниц было велико. Потому что Харун Рашит (786-809), пригласив Джебрайиля ибн Бухтишу ибн Джурджуси из рода Бухтишу в Багдад, на берегу канала Керхая строит больницу как в Гундишапуре и руководителем ставит известного Гундишапурского врача Абу Юханна ибн Масавейха, а затем на его место переходит его сын Абу Зекерия Юханна ибн Масавейх.
Кроме этого, в исторических источниках описывается, что семейство визиря Бермеки строят больницу в Багдаде, связанную с их именем, что из-за большого интереса к индийской медицине, руководителем больницы он назначает индийского врача Ибн Дехн и поручает ему перевод медицинских трудов с санскрита на арабский.
Приглашенный индийский врач Менкехе (Манках) из Гундишапура для обследования здоровья Харуна Решита (786-809), основавшего первую больницу в Багдаде, показывает, что перевод труда известного индийского врача Чанкая (Шанка), а также известного индийского трактата Сушрута-Самхита в то время оказало большое влияние на мусульманскую медицину наряду с древнегреческой и несторианской медициной.
Среди врачей, работавших в этой больнице, помимо семьи Бахтишу был Юханна ибн Масевейх, приехавший из Гундишапура. Он перевел греческие медицинские труды на арабский язык. Он пишет труд о глазных болезнях. Надо отметить, что в этих исторических источниках нет данных об обеспечении организованного медицинского образования в этих больницах. Следует отметить, что неизвестно, как долго действовали основанные Харун Решидом больницы. Но несомненно, построенная им больница в Багдаде была образцом для бирамистанов в других городах.
Во время правления халифа аль-Мамуна в Багдаде по примеру больницы Гундишапур в 830 году была основана академия под названием Бейт аль-Хикма. Из исторических источников можно удостовериться, что в Бейт аль-Хикма, основанной по совету Джибриля ибн Бахтишу из Гундишапура (8-9 века), была школа переводов, библиотека и обсерватория, но медицинское образование не осуществлялось, как в Гундишапуре.
Число госпиталей, созданных в Багдаде и других местах, увеличилось после основания Фатхом ибн Хаканом, одним из визирей халифа Мутаваккиля из туркменских полководцев из рода Фергалана, бимаристана в Каире в 861 году и визирем Али ибн Исы ибн Джарром в 914 году бимаристана в районе Харбия в Багдаде. ХХ век становится периодом расцвета мусульманской медицины.
Помимо больниц Багдада, Али ибн Иса поручает известному врачу Абу Осман Саид ибн Якуп ад-Дымашкия управлять бимаристанами в Мекке и Медине. До этого, во время правления халифа Мутазида Биллаха (892-902), его раб Бадр основал бимаристан в районе Мухаррем на восточном берегу реки Тигр в Багдаде.
Бимарыстанус-сейдийе, построенный в честь матери Меджидуддовли из рода Бувейхилер в районе «Су:ку Йахя» в Багдаде известным врачом Синан ибн Сабитом, начал работать 1 числа месяца мухаррем 306 г. (14 июня 918 г.). Ежемесячные расходы этой больницы составляла 600 динаров.
По совету врача Синан ибн Сабита халиф Муктедир Биллах в 918 г. со стороны Бабушшам г. Багдада строит Бимаристан аль-Муктедир своего имени и в год выделяет 200 динар на расходы. Один из визирей Муктадир-Биллаха был Ибн аль-Фурат строит больницу в районе Дербулмуфаддал на восточной стороне Багдада. После этого в 925 году визирь Хакани назначает врача Сабит ибн Синан ибн Сабита руководителем.
Эмирул-Умера Абул-Хасан Бейкем, туркмен по происхождению, по совету врача Синана ибн Сабита в 941 году с даруззиафе из Васита основал больницу своего имени на западном берегу реки Тигр в Багдаде на невысоком холме, где раньше находился дворец Харуна Рашида.
В 1005 году Фатими халиф аль-Хаким также основал в Каире свою академию наук под названием Бейтуль-ильм. В сведениях Аль-Макризи уточняется, что здесь никакой больницы, связанной с медицинским образованием, не было. В те времена получавшие базовое образование в медресе при мечетях и желающие быть врачами, отправлялись в большие города, чтобы получить уроки медицины у врачей-наставников. Получившие теоретические знания ученики, работая с врачами в больницах больших городов, набирались опыта.
В исторических источниках приведены сведения, что в IX веке в Египте в мечети Джума Ибн Толуна давали медицинские образование. В этой мечети на странице 86 книги «Табакат аль-муфассирин» в библиотеке Сулеймание упоминается, что Музаффер ад-Дин Махмут Элемшати, известный врач в мусульманском мире, получил медицинское образование в IX веке.
Информацию, связанную с медицинским образованием, можно найти в «Китаб аль-Мулук», медицинском труде, переведенном на латынь Али Аббасом аль-Маджуси (?-994) под названием «Liber Regius» (Книга королей). В этой работе Аль-Маджуси утверждает, что первые теоретические знания студенты-медики должны получать путем запоминания работ предыдущих преподавателей-медиков, чтобы при утере работ информация запоминалась. В труде описано, как закрепить эти теоретические знания путем накопления опыта работы в больницах:
«В этом искусстве одним из основных обязанностей студента является, прежде всего, длительно работая в больницах, принимать во внимание состояние пациентов этих мест и больничные условия. Выполняя эти задачи вместе с самыми опытными наставниками, наблюдая за симптомами пациентов и прочно запоминая то, что он видел и слышал, должны извлечь хорошие или плохие эндикационы. Если студент будет делать так, то в этом искусстве он достигнет высокого уровня…».
Ибн Сина, умерший в 1037 году, также описан в старых исторических источниках как получивший теоретические знания в области медицины от известных учителей, а затем закрепивший их практикой в больницах.
Библиографический список
- Сорокина Т.С. История медицины. В двух томах. Том 1. М., 2018.
- Corci Zeydan. Islam medeniyeti tarihi. Trj. Zeki Megamiz, j.3. Stambul, 1973
- Terzioğlu Arslan. Selçuklu hastaneleri ve Avrupa Kültürine tesirleri. Malazgirt armağanı. Türk Tarih Kurumu. Ankara, 1972
- Turan Osman. Selçuklular tarihi ve türk islam medeniyeti. 8.baskı. Boğaziçi yayınları. İstanbul, 1993.
- Brown E.G. Arabian Medicine. Cambridge, 1921