АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА С УЧЕТОМ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

Мусина Ирина Сергеевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу стратегических документов городского округа Верхняя Пышма Свердловской области. По результатам анализа выявлена проблема низкого уровня синхронизации целей и мероприятий, предусмотренных в стратегических документах с императивами развития Екатеринбургской агломерации, в которую входит анализируемое муниципальное образование.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусина И.С. Анализ документов стратегического планирования развития городского округа Верхняя Пышма с учетом проектного подхода // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102080 (дата обращения: 25.07.2024).

Поскольку в настоящее время вся деятельность органа исполнительной власти декомпозируется на Проекты и Процессы [3], в стратегическом планировании большая часть целей достигается именно через формирование проектов и их реализацию в рамках отдельных стратегических документов. При этом, проекты классифицируются на приоритетные, внутренние и внешние [3].

Сказанное обуславливает проведение анализа стратегических документов развития Городского округа Верхняя Пышма с точки зрения реализации проектного подхода. Согласно Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма (ГО Верхняя Пышма) на период до 2035 года [4], проектный подход в управлении развитием городского округа Верхняя Пышма реализуется по следующим стратегическим направлениям:

  • развитие экономического потенциала;
  • развитие человеческого потенциала;
  • развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство городской среды;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • экология и рекреация;
  • градостроительство и землепользование;
  • безопасность;
  • развитие эффективной модели местного самоуправления и гражданского общества.
Отдельно подчеркнем, документе отмечено, что: «…наряду с программным подходом, в целях реализации приоритетных проектов Стратегии пространственного развития ГО Верхняя Пышма [4], планируется достаточно широко использовать проектный подход – разработку и реализацию проектов межрегионального сотрудничества, инфраструктурных программ и проектов в сфере транспорта и энергетики, проектов создания инновационной и социальной инфраструктуры межрегионального, регионального и местного уровней» [5]. Сказанное позволяет обратить внимание на проектный подход в Стратегии уделяется второе место, вслед за программным.

Главной целью стратегии названо «создание благоприятных условий для обеспечения высокого качества жизни населения на основе опережающего развития высокотехнологичных производств, инженерного образования и социальной инфраструктуры» [4]. Структуру Стратегии изобразим схематично (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года [4]

В рамках каждого из выделенных стратегических направлений реализуется собственная совокупность программ и подпрограмм. В рамках каждой программы предусмотрены программные мероприятия. В настоящее время на территории городского округа Верхняя Пышма реализуется большое количество проектов различной направленности. Отдельно отметим, поскольку практически любые управленческие воздействия осуществляются в настоящее время посредством проектной деятельности, подсчитать точное количество проектов затруднительно. Представим схематично перечень программ в рамках стратегических направлений Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года (рисунок 2).

Отдельно охарактеризуем Раздел IV. Стратегия пространственного развития городского округа. В части пространственного развития муниципальных образований на территории Свердловской области, реализация социально-экономической политики на 2016 – 2030 годы по обеспечению сбалансированного развития территории Свердловской области осуществляется путем постановки и выполнения задач социально-экономической политики территории региона в рамках основного направления «Сбалансированное развитие территорий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» [1]. Целью реализации такого направления является обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Рисунок 2. Программы в рамках стратегических направлений Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года [4]

При разработке Стратегии развития городского округа Верхняя Пышма были учтены следующие реализуемые в рамках государственных программ Свердловской области проекты, предусмотренные в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области:

  • «Стратегии городов»;
  • «Управление агломерационными процессами»;
  • «Екатеринбург – глобальный город».

Стратегия пространственного развития городского округа Верхняя Пышма: «…документ, определяющий достижения вышеперечисленных целей в рамках Екатеринбургской агломерации, приоритеты пространственной политики, задачи пространственного развития применительно к ГО Верхняя Пышма, способы, меры и механизмы их эффективного достижения» [4].

Для реализации стратегических направлений планируется внедрение проектного управления для выполнения более ста различных проектов, предусмотренных Стратегией развития городского округа Верхняя Пышма. Стратегией пространственного развития городского округа Верхняя Пышма предусмотрено размещение приоритетных «флагманских» объектов и (или) проектов с условным разделением на проекты инновационно-инженерного комплекса, социально-инфраструктурного и культурно-рекреационного комплексов. Классификацию флагманских проектов в разрезе указанных направлений приведена в Проекте Стратегии [7].

На рисунке 3 представлена структура флагманских проектов, планируемых к реализации до 2035 года.

Однако, в рамках полевого этапа исследования произведен подсчет наиболее значительных и масштабных проектов, значимых для развития территории.


Рисунок 3. Флагманские проекты, планируемые к реализации и реализуемые в период до 2035 года в городском округе Верхняя Пышма [7]

В свою очередь, принципы, заложенные для определения стратегических направлений в части приоритетных «флагманских» проектов, являются основой, объединяющей деятельность всех субъектов городского планирования в единый комплекс:

1) функциональное и пространственное разнообразие, включающее повышение разнообразия выбора типов и классификации жилья, работы и видов досуга в пределах одной территории;

2) эффективное, рациональное и бережливое использование пространства (компактное развитие населенных пунктов);

3) сохранение природных рекреационных ландшафтов и использование потенциала развития зеленых зон в границах земель категории населенных пунктов;

4) развитие существующих и размещение новых научных локаций инвестиционно-привлекательных территорий и территорий приоритетных «флагманских» проектов (объектов), в том числе на территориях вне границ земель населенных пунктов;

5) приоритетное развитие комфортного общественного транспорта, включающего повышение качества общественного транспорта и уровня мобильности населения;

6) создание системы качественных современных общественных пространств, сформированных на принципах доступности, безопасности и комфорта, и учитывающих при этом интересы разных социальных групп;

7) баланс социальных и экономических интересов.

Конкретизируем перечень флагманских проектов, запланированных к реализации в рамках Пространственной стратегии городского округа Верхняя Пышма (рисунок 4). Следует отметить, что ряд проектов уже реализован (например, строительство трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма). Часть проектов находятся в состоянии реализации, в частности, идет активное строительство жилья в городском округе.

Реализация 21 флагманского проекта позволит создать более 5 тысяч рабочих мест и увеличить вклад в ВРП области более чем на 16 млрд руб.

Рисунок 4. Флагманские проекты в рамках Стратегии пространственного развития городском округе Верхняя Пышма [4]

Таким образом, анализ показал, что проектный подход в стратегическом планировании городского округа Верхняя Пышма является ведущим и реализуется в полной мере.

Вместе с тем, проанализированная деятельность не лишена проблем, связанных, в частности, с отсутствием стратегического видения пространственного развития ГО Верхняя Пышма в контексте агломерационных процессов, реализующихся в настоящее время.

В качестве обнаруженной по результатам анализа проблемы, укажем на недостаточную синхронизацию и включенность городского округа Верхняя Пышма в стратегическое планирование развития Екатеринбургской агломерации.

Только в Программе 4.3. Развитие транспортной инфраструктуры предусмотрена реализация транспортной политики городского округа, согласованной с развитием Екатеринбургской агломерации и учитывающей реконструкцию, строительство дорог регионального значения согласно стратегическим планам развития Свердловской области.

В описании приоритетного сценария пространственного развития упоминается усиление роли ГО Верхняя Пышма в Екатеринбургской агломерации в предоставлении социальных услуг населению.

К 2035 году по инновационному (базовому) сценарию ГО Верхняя Пышма, возможно, станет инновационным центром Екатеринбургской агломерации, на равных конкурируя с соседним мегаполисом за трудовые, финансовые и бюджетные ресурсы, в том числе посредством преобразования пространства на основе опережающего развития высокотехнологичных производств, инженерного образования и социальной инфраструктуры.

В разделе «Развитие территорий инновационно-инженерного комплекса в границах сельских населенных пунктов ГО Верхняя Пышма» упомянуто в качестве подцели «формирование на территории ГО Верхняя Пышма образовательного кластера, специализирующегося на подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, в том числе в рамках Екатеринбургской агломерации».

Таким образом, единственное направление, которое относительно подробно описано, регулируется и связывается с вхождением в Екатеринбургскую агломерацию – это транспорт.

В остальных случаях текст представляет собой абстрактные рассуждения на указанную тему. Таким образом, отсутствуют четкие ориентиры развития анализируемого городского округа в контексте агломерационных процессов (кроме транспортного направления).

Наличие указанной проблемы подтверждается сравнительным анализам Стратегий развития других городских округов, включенных в Екатеринбургскую, агломерация, например Полевского [5], Березовского [6] городских округов Свердловской области, также включенных в Екатеринбургскую агломерацию.

Сравнительный анализ показывает, что уже в разделе Глава 2. Миссия, цели и задачи Стратегии города позиционируют себя в контексте развития агломерации. Формулируются цели, риски, преимущества, сравнительный анализ с другими городами агломерации и др. В планировании задействованы сферы экологии, туризма, культура, человеческий потенциал, транспорт и др.

Следует отметить, что Полевской [5] и Березовский [6] встроили в свою стратегию развития перспективу участия в агломерации, в отличие от Верхней Пышмы.

Вместе с тем, следует отметить, что не смотря на существование в Стратегическом плане развития Екатеринбурга [2] указания на Стратегический проект «Екатеринбургская агломерация», данный документ не найден ни в интернете, ни в справочной правовой системе ГАРАНТ, ни на портале правовой информации, являющемся официальным источником, что говорит об отсутствии официального опубликования его Паспорта. Представляется, что указанный документ или иной востребованный в настоящее время стратегический документ по стратегированию развития Екатеринбургской агломерации смог бы упорядочить и унифицировать подходы к формированию стратегических документов городов-участников агломерации.


Библиографический список
  1. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. N 151-ОЗ. – Режим доступа: https://internet.garant.ru (дата обращения 28.03.2024)
  2. О Стратегическом плане развития Екатеринбурга: Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. N 40/6 // ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 11.05.2024)
  3. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 N 26Р-АУ // ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 11.05.2024)
  4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года: Решение Думы Городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 25 апреля 2019 г. N 10/1 //
  5. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2035 года: Решение Думы Полевского городского округа Свердловской области от 31 января 2019 г. N 153 // ГАРАНТ [Сайт]. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 11.05.2024)
  6. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа на период до 2035 года: Утвержден решением Думы Березовского городского округа от 27.12.2018 № 182 – URL: https://березовский.рф/396330/396684/
  7. Проект Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года. Режим доступа: https://storage.inovaco.ru/media/project_mo_261/44/19/91/b9/7b/d4/prezentatsiya-strategiya_2035-20181221.pdf (дата обращения 28.03.2024)


Все статьи автора «author4632»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: