С сентября 2022 года, начиная с первой встречи министров иностранных дел в рамках встречи «Партнёры в голубом Тихом океане», организованной госсекретарем США Энтони Блинкеном во время заседания Генеральной Ассамблеи, и заканчивая первым саммитом между Соединенными Штатами и Тихоокеанскими островными странами, Соединенные Штаты проявляют большой интерес к Южно-Тихоокеанскому региону. По итогам саммита президент США Джо Байден обнародовал Стратегию Тихоокеанского партнерства. Однако, судя по реакции и действиям стран Южно-Тихоокеанского региона, наиболее важных из заинтересованных сторон стратегии, процесс преобразования Тихоокеанского партнерства Соединенными Штатами на этот раз прошел не так гладко, как ожидалось ранее.
В стратегии Тихоокеанского партнерства 2022 года Соединенные Штаты предлагают четыре основные цели для обеспечения восстановления определенной степени влияния и контроля в Тихоокеанском регионе [1].
Основная и относительно трудная для реализации цель заключается в стабилизации партнерства между Соединенными Штатами и Тихоокеанскими островными государствами. Соединенные Штаты надеются завершить переговоры по различным истекающим контрактам с островными странами примерно в 2024 г. В то же время они также предложили развернуть больше дипломатических миссий в Тихом океане и усилить береговую охрану, чтобы обеспечить беспрепятственное проникновение американских войск в Тихий океан [2].
Относительно второстепенной целью является постепенное налаживание внешних связей в регионе и достижение единства, ядром которого является Форум Тихоокеанских островов [3]. Эта цель фактически указывает на существующую международную систему и межрегиональное сотрудничество в рамках международной системы, подчеркивая соответствующее повышение статуса островных государств в региональных рамках «Индо-Тихоокеанской стратегии».
Третья цель состоит в том, чтобы в полной мере использовать ведущую роль Соединенных Штатов в глобальном управлении и сотрудничать с тихоокеанскими островами в целях адаптации к изменению климата и другим глобальным угрозам и вызовам. В рамках этой цели Соединенные Штаты надеются улучшить доступ тихоокеанских островных стран к экономической и экологической помощи посредством Чрезвычайного плана президента по адаптации и устойчивости [4].
Последняя, скорее более побочная цель – поддержать тихоокеанские острова в достижении их цели – гарантировать, что каждый сможет полностью реализовать свой потенциал и стать «полноправным» членом общества. Соединенные Штаты заявляют о своей приверженности к расширению связей между людьми, позволяя Тихоокеанскому региону в полной мере воспользоваться возможностями 21 века и предоставляя возможности образования и развития жителям островов Тихого океана.
После окончания Холодной войны Тихоокеанский островной регион ушел на дальний план в интересах Соединенных Штатов на длительный период времени из-за отсутствия значимой стратегической роли. После выпуска последней версии «Индо-Тихоокеанской стратегии» в 2022 году Соединенные Штаты последовательно вновь заявляют о своем внимании к Южно-Тихоокеанскому региону посредством ряда региональных механизмов и стратегий, таких как инициатива «Партнёры в голубом Тихом океане» [5]. Мотивацией этого являются следующие соображения.
После вступления Байдена в должность он ускорил разработку «Индо-Тихоокеанской стратегии», которая ясно продемонстрировала важность, которую Соединенные Штаты придают реорганизации Тихоокеанского геополитического порядка, включая Южно-Тихоокеанский регион. Она направлена на сохранение доминирующего положения Соединенных Штатов в Южно-Тихоокеанском регионе и недопущение появления в регионе любого центра силы, который может бросить вызов гегемонии Соединенных Штатов.
В последнем «Отчете об Индо-Тихоокеанской стратегии» говорится, что Соединенные Штаты сосредоточат свое внимание на каждом уголке региона, от Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии до Южной Азии и Океании, включая тихоокеанские островные страны [6]. С тех пор сфера влияния в сфере безопасности, на которую надеялись в «Индо-Тихоокеанской стратегии» США, продемонстрировала полный охват от суши до моря.
В то же время корректировка разделения труда с союзниками также является важным фактором для внесения изменений в стратегию безопасности Соединенных Штатов. Соответствующие действия, предпринимаемые Соединенными Штатами, включают переброску вооруженных сил из других регионов в Тихий океан и оказание помощи союзникам в укреплении их собственного потенциала. Следовательно, основным геополитическим соображением Соединенных Штатов в отношении Южно-Тихоокеанского региона является «присоединение» к себе как союзников стран, расположенных во «второй цепи островов», тем самым укрепляя свой контроль над всем Тихоокеанским регионом.
Из публикации стратегии Тихоокеанского партнерства 2022 года нетрудно увидеть, что Соединенные Штаты официально рассматривают стратегию как естественное продолжение инициативы «Партнёры в голубом Тихом океане» в рамках «Индо-Тихоокеанской стратегии» Соединенных Штатов, а также как предупреждение некоторым странам Южно-Тихоокеанского региона, которые взяли на себя ведущую роль в региональном сотрудничестве в области безопасности с Китаем.
В докладе «Стратегия национальной безопасности США на 2022 год» США открыто рассматривают Китай как единственного конкурента, обладающего как способностью, так и намерением изменить международный порядок [7]. Соединенные Штаты считают, что деятельность Китая в Тихоокеанском регионе постепенно расширилась с экономической сферы на сферу безопасности в ключевых областях. Эта тенденция представляет реальную угрозу влиянию и контролю Соединенных Штатов в регионе.
Таким образом, Соединенные Штаты поддерживают Форум Тихоокеанских островов в региональных рамках, поощряют контакты с многосторонними организациями и повышают международный статус и стратегический статус Тихоокеанского региона. Фактически, это означает привлечение островных стран Южной части Тихого океана на свою сторону для противодействия Китаю и рассматривание региона как арену геополитического противостояния с Китаем.
При реализации стратегии Тихоокеанского партнерства Соединенные Штаты придают большое значение тому, может ли стратегия проявить инициативу в области местного общественного мнения. Однако, из-за неправильного выбора различных стратегий формирования общественного мнения и неудачного эффекта от реализации стратегии, преимущество общественного мнения было утрачено.
Намерение Соединенных Штатов контролировать Китай слишком очевидно, и вызывает негативную реакцию в местном общественном мнении. Особенно после подписания соглашения о безопасности между Китаем и Соединенными Штатами, Соединенные Штаты и Австралия неоднократно оказывали давление на местные власти на том основании, что Китай создаст военную базу на Соломоновых островах, и даже выступали с угрозами «военного вмешательства», что привело к охлаждению отношений между двумя сторонами. Фактически, Соединенные Штаты и Австралия всегда придерживались стратегии «сначала проявить доброту, а затем угрожать» при формировании общественного мнения островных стран Южной части Тихого океана. Идея «выбора стороны» вызывает негативную реакцию среди населения островных государств. Негативные комментарии о Китае в СМИ Соломоновых островов упали с 49% до 29%, положительные комментарии выросли с 8% до 41%, а негативные комментарии о Западе выросли с нуля до 18% [8].
Восстановление Соединенными Штатами Тихоокеанского партнерства предоставляет им важнейшую возможность скорректировать свою стратегию в отношении региона. Однако, вопрос о том, сможет ли стратегия Тихоокеанского партнерства выполнить свою миссию, которая заключается не только в том, чтобы «добиться того уровня дипломатического признания, которого она заслуживает в Тихоокеанском регионе», по мнению Соединенных Штатов, но и в том, чтобы поставить себя в положение, которое может наилучшим образом удовлетворить потребности тихоокеанских островных стран. Перспективы реализации этой стратегии и направление на будущее — это то, на что стоит обратить внимание.
Библиографический список
- Pacific Partnership Strategy // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/09/Pacific-Partnership-Strategy.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
- Compacts of Free Association // U.S. Department of the Interior. URL: https://www.doi.gov/oia/compacts-of-free-association (дата обращения: 26.05.2024).
- U.S. Pacific Islands Country Summit // United States Department of State. URL: https://www.state.gov/u-s-pacific-islands-country-summit/ (дата обращения: 26.05.2024).
- President’s Emergency Plan for Adaptation and Resilience (PREPARE) // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/10/Full-PREPARE-Plan.pdf (дата обращения: 26.05.2024).
- Readout of The Partners in the Blue Pacific (PBP) Ministerial // United States Department of State. URL: https://www.state.gov/briefings-foreign-press-centers/readout-of-pbp-ministerial (дата обращения: 26.05.2023).
- Indo-Pacific Strategy // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
- The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/10/12/fact-sheet-the-biden-harris-administrations-national-security-strategy/ (дата обращения: 26.05.2023).
- 2022年10月8日外交部发言人毛宁主持例行记者会 // 中华人民共和国外交部 (8 октября 2022 года официальный представитель МИД Мао Нин провел очередную пресс-конференцию // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики). URL: https://www.mfa.gov.cn/web/wjdt_674879/fyrbt_674889/202210/t20221008_10779681.shtml (дата обращения: 26.05.2023).