ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Комиссарова Анна Сергеевна
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева
студентка 3 курса, Институт экономики и управления

Аннотация
В статье проведен анализ эффективности реализации национальной программы «Цифровая экономика», направленной на интеграцию цифровых технологий в ключевые секторы экономики страны. В ходе исследования выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается государство в процессе реализации национальной программы, а также определены потенциальные перспективы ее дальнейшего развития. Для получения полной информации об эффективности реализации национальной программы для проведения анализа были рассмотрены несколько федеральных проектов, реализующихся в рамках данной национальной программы. У проектов были определены и проанализированы в динамике ключевые показатели, по которым производилась оценка уровня внедрения цифровых технологий в экономику и выявлены проблемные области, требующие проведения дополнительных мероприятий для повышения уровня цифровизации.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Комиссарова А.С. Оценка эффективности реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/05/102007 (дата обращения: 26.09.2024).

В 2019 г. в рамках определения ключевых направлений социально-экономического развития государства был обнародован национальный проект «Цифровая Экономика», основной целью реализации которого является создание безопасной и устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [1], которая в перспективе должна обеспечить высокоскоростную передачу, обработку и хранение больших массивов данных, т.е. создание условий для развития цифровой экономики.

Актуальность исследования заключается в том, что оценка эффективности реализации программы позволяет не только контролировать ход выполнения поставленных задач, но и оценивать вклад этой программы в развитие экономики.

Цель исследования – оценка эффективности реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Ряд исследователей отмечают сложности в ходе реализации национальной программы. Кочетков Н.Д. и Крапивенцев И.А. отмечают низкий уровень значений количественных и качественных показателей национального проекта «Цифровая экономика» и связывают это с низким исполнением средств федерального бюджета, которые заложены на его реализацию [2]. На это также указывают Черных С.И., Байбулатова Д.В. Они отметили, что к декабрю 2022 г. национальный проект «Цифровая экономика» исполнен менее чем наполовину [3, с.30]. Кроме того, указали на «цифровой разрыв», отражающий неоднородный уровень доступа к цифровым технологиям, относительно низкими цифровыми навыками населения различных административно-территориальных единиц [3, с.24].

В процессе исследования были использованы общенаучные методы (наблюдение, измерение, анализ) и специальные методы (синтез, группировка, индукция, дедукция).

В таблице 1 представлены сведения об исполнении национальной программы «Цифровая экономика».

Таблица 1. Сведения о финансировании национальной программы «Цифровая экономика»

Федеральный проект

Утверждено, тыс. руб.

Исполнено, тыс. руб.

Процент исполнения, %

2022

2023

2022

2023

2022

2023

Цифровое государственное управление [4, с.1608, 5, с.1767]

92804281,5

73602828,7

85794212,63

67894352,72

92,4

92,2

Кадры для цифровой экономики [6, с.29, 7, с. 11]

3091526,2

3520685,6

3091526,2

3511974,26

100,0

99,8

Информационная безопасность [8, с. 232, 9, с. 262]

7164198,2

6571065,3

5007381,12

6556431,59

69,9

99,8

Информационная инфраструктура [10, с. 111, 11, с. 110]

18007605,4

15622829,3

18482934,35

15559897,91

102,6

99,6

Согласно данным таблицы 1, мы можем говорить о том, что по ряду направлений в рамках национальной программы есть недоисполнение. Тем не менее процент исполнения высок.

С целью формирования суждения об эффективности реализации национальной программы, дальнейших перспектив ее развития, проведем анализ реализации нескольких федеральных проектов.

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на разработку унифицированной цифровой платформы, благодаря которой граждане смогут удобно и оперативно воспользоваться государственными и муниципальными услугами в онлайн-формате. В настоящее время ситуацию нельзя охарактеризовать однозначно: наблюдается долгая идентификация гражданина (28 сек.);  порядка 15 % граждан используют сервисы подписания документов на едином портале государственных услуг [ЕПГУ] при получении государственных и коммерческих услуг; меньше трети электронного документооборота юридических лиц осуществляется с использованием механизма обмена электронными данными; в электронном виде хранится небольшая доля документов (25%) [4, с. 22, 12]. По мнению авторов, цифровая трансформация требует более широкого использования электронных документов для повышения эффективности и удобства работы. Переход к полностью электронному формату позволит значительно ускорить процессы обработки информации, сократить бумажную бюрократию и сделать доступ к данным более удобным и безопасным.

Однако считаем важным отметить тот факт, что доля юридически значимых уведомлений, направляемых государственными органами исключительно в электронном виде увеличилась почти на 30 % в 2023 г., составив на конец отчетного периода 74 % [5, с.68, 12]. Кроме того, на конец 2023 г. 45 % данных по документам обязательной отчетности обрабатывается и хранится в электронном виде, тогда как в 2022 г. это показатель составлял порядка 11 % [4, с.23, 5, с. 68]. Такое увеличение связано с активным внедрением цифровых технологий в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Помимо прочего, в 2023 г. порядка 65 % граждан использовали сервисы ЕПГУ в целях получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, тогда как в 2021 г. около 13 % [5, с. 65, 12], что свидетельствует о том, что люди активнее начинают использовать электронные возможности для упрощения и ускорения процессов получения необходимых документов и услуг. Такой рост показателей может свидетельствовать о повышении уровня информированности граждан о существующих электронных сервисах, а также об улучшении качества и доступности самих сервисов.

Эффективное цифровое государственное управление требует наличия квалифицированных кадров, способных успешно применять цифровые технологии в своей работе. Для этого создан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», направленный на обучение и подготовку специалистов в области информационных технологий и цифровой экономики. В рамках оценки реализации эффективности реализации федерального проекта, также остановимся чуть более подробно на результатах, достигнутых к текущему моменту времени. Все показатели, связанные с цифровыми компетенциями, показывают высокие темпы роста. Например, в 2021 г. 11046 чел. прошли обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций, а в 2023 г. – уже 127 627 чел. [12, 13, с. 10]

Наиболее быстрыми темпами роста увеличивается количество принятых на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Так, за 2021-2023 гг. этот показатель вырос почти вдвое: с 226035 чел. до 470001 чел. [12]. Успешность данного федерального проекта обусловлена осознанием гражданами необходимости повышения квалификации в этой области. В настоящее время приобретение новых знаний становится ключевым фактором успешной трудовой деятельности, что, в свою очередь стимулирует людей активнее включаться в образовательные программы и использовать предоставляемые государством возможности для личностного и профессионального роста.

Кроме того, важным аспектом подготовки персонала для развития цифровой экономики является их обучение по вопросам информационной безопасности, что необходимо для гарантирования защиты и целостности данных в цифровых пространствах. В этом контексте активно осуществляется федеральный проект под названием «Информационная безопасность», цель которого – обеспечить защиту личных данных от несанкционированного доступа и непрерывно улучшать методы защиты информационных систем.

Однозначно оценить эффективность реализации федерального проекта «Информационная безопасность» нельзя. Пользователи до сих пор в ряде случаев находятся в уязвимом положении.  Время реагирования по блокировке распространения фишинговых сайтов, имитирующих работу сайтов органов государственной власти в 2023 г. составляло 11,8 ч., тогда как в 2022 г. – 14,2 ч. [8, с. 3, 9, с. 3]. Да, значение ключевого показателя эффективности проекта улучшилось, но угроза сохраняется: за это время мошенники могут нанести существенный ущерб, как финансовый, так и репутационный.

Защита отраслей экономики также мало эффективна: в 2023 г. только 3 отрасли имеют криптографическую защиту, а для 4 отраслей путем использования цифровых двойников организаций была проведена практика противодействия кибератакам и отработаны соответствующие навыки [9, с. 4, 12]. К концу 2023 г. лишь 37 государственных информационных систем были проверены на соответствие уровню защищенности данных, что составляет треть от общего числа [9, с. 4]. Отсутствие защиты может привести к утечке персональной информации миллионов граждан, а также к потере важных государственных данных.

Помимо вышеперечисленных сложностей, в рамках реализации федеральной программы можно заметить и положительные тенденции. Так, за 2021-2023 гг. число мошеннических телефонных вызовов в сети общего пользования, уменьшилось на 40,6 % [12]. Это указывает на то, что принятые меры по борьбе с мошенничеством приносят достаточно эффективные результаты.

Информационная безопасность отвечает за обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности информации в информационной инфраструктуре. Федеральный проект «Информационная инфраструктура» нацелен на формирование и расширение современных информационных технологий и цифровой среды в России. Он подразумевает обеспечение более широкого доступа к высокоскоростному интернету, цифровизацию различных сфер общественной жизни, улучшение качества предоставляемых государственных услуг, а также поощрение развития инноваций и цифровой экономики [14].

В основном данный федеральный проект реализуется эффективно. В 2021-2023 гг. все государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие программы начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования, подключены к единой сети передачи данных для обеспечения защищенного доступа к государственным и муниципальным информационным системам и безопасного использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [10, с. 3, 12]. Доля государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в помещениях которых установлен Wi-Fi, возросла в 3,9 раза: с 4 % в 2021 г. до 15,66 % в 2022 г. [10, с. 4, 12].

В 2021 г. в 23,27 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 чел., жителям была предоставлена возможность получить широкополосный доступ к сети «Интернет», а в 2023 г. – 26,17 тыс. населенных пунктов [12].

Тем не менее можно выделить и недостатки реализации данного проекта. Так, не все субъекты РФ имеют подключение по волоконно-оптическим линиям связи к единой сети электросвязи Российской Федерации, но их количество увеличивается: в 2021 г. подключены 83 субъекта, в 2023 г. – 84 [10, с.9, 12]. Также отсутствуют города с численностью населения более 1 млн. человек, на территории которых созданы сети 5G/IMT-2020 на отечественном оборудовании [10, с.10, 12]. По прогнозам экспертов, в крупных городах России с 2026 г. начнут активно размещать базовые станции с диапазоном 5G [15].

Заключение

В современных условиях национальный проект «Цифровая экономика» необходим государству для обеспечения возможностей достижения целей стратегического развития, среди которых следующие: 1) расширение вклада цифровизации в экономику страны и, как следствие, укреплению позиций России на мировой арене; 2) расширение доступа к передовым цифровым технологиям для всех слоев населения (включает в себя расширение зоны покрытия спутниковой связью, повышение скорости и качества интернет-соединения, а также развитие новых технологий, таких как мультисервисные сети и высокоскоростной интернет через спутник) для обеспечения равных возможностей каждого гражданина РФ, что в свою очередь, открывает новые возможности для образования и саморазвития; 3) улучшение качества жизни граждан путем обеспечения возможности получения различных услуг дистанционно, а также благодаря более эффективному взаимодействию с государственными структурами.

В целом национальный проект «Цифровая экономика» развивается достаточно эффективно в рамках отдельных федеральных проектов. Слабым местом является федеральный проект «Информационная безопасность», который реализуется менее эффективно, чем другие проекты. Однако, считаем важным отметить, что в сфере информационной безопасности проблемы носят достаточно сложный и многогранный характер, что требует более детальной проработки стратегий и подходов. Возможно, стоит уделить больше внимания развитию человеческих ресурсов и повышению уровня компетенций специалистов, что в итоге повысит эффективность проекта и обеспечит его устойчивое развитие в будущем.

Кроме того, финансирование отдельных проектом в рамках национальной программы неоднородно.


Библиографический список
  1. Правительство России. URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения 01.05.2024).
  2. Кочетков Н.Д., Крапивенцев И.А. Оценка реализации национального проекта «Цифровая экономика» // Вектор экономики. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46366657_18199593.pdf/ (дата обращения 01.05.2024).
  3. Черных С.И., Байбулатова Д.В. Национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации»: проблемы целеполагания и финансирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-proekt-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossiyskoy-federatsii-problemy-tselepolaganiya-i-finansirovaniya/viewer   (дата обращения 01.05.2024).
  4. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2022 года «(D6) Цифровое государственное управление». URL:  https://digital.gov.ru/uploaded/files/otchet-o-hode-realizatsii-fp-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie_Lh8Vgh1.pdf/  (дата обращения 28.04.2024).
  5. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2023 года «(D6) Цифровое государственное управление». URL:  https://digital.gov.ru/uploaded/files/14-otchet-o-hode-realizatsii-fp-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf/ (дата обращения 08.05.2024).
  6. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2022 года «(D3) Кадры для цифровой экономики». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/otchet-o-hode-realizatsii-fp-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki_exfMlGi.pdf/ (дата обращения 08.05.2024).
  7.  Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2023 года «(D3) Кадры для цифровой экономики». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/11-otchet-o-hode-realizatsii-fp-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf/ (дата обращения 08.05.2024).
  8. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2022 года «(D4) Информационная безопасность». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/otchet-o-hode-realizatsii-fp-informatsionnaya-bezopasnost_kMcLVMV.pdf  (дата обращения 28.04.2024).
  9. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2023 года «(D4) Информационная безопасность». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/12-otchet-o-hode-realizatsii-fp-informatsionnaya-bezopasnost.pdf/ (дата обращения 08.05.2024).
  10. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2022 года «(D2) Информационная инфраструктура». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/otchet-o-hode-realizatsii-fp-informatsionnaya-infrastruktura_CfuTH4y.pdf   (дата обращения 28.04.2024).
  11. Информация о ходе реализации федерального проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 31 декабря 2023 года «(D2) Информационная инфраструктура». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/10-otchet-o-hode-realizatsii-fp-informatsionnaya-infrastruktura.pdf/ (дата обращения 08.05.2024).
  12. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 28.04.2024).
  13. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL:https://der.kostroma.gov.ru/upload/medialibrary/d6d/gqsz6toxs7888yzbvi7lten3rkqh0ouo/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf/ (дата обращения 28.04.2024).
  14. Информационная инфраструктура: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870/ (дата обращения 28.04.2024).
  15. В России начнут активно размещать станции 5G с 2026 года –Рамблер/Новости. URL: https://news.rambler.ru/tech/52274615-v-rossii-nachnut-aktivno-razmeschat-stantsii-5g-s-2026-goda/ (дата обращения 28.04.2024).


Все статьи автора «Комиссарова Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: