Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в период воспитания и обучения – это главная и важная задача, которая стоит перед педагогом. Необходимость внедрения в рабочий процесс учителя-логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится очень актуальным. Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи – это очень важно, так как зачастую, вместе с речевым нарушением, у них наблюдается сниженный уровень развития мелкой и общей моторики, заниженные показатели психических функций – внимания, мышления, памяти, и в целом эти дети часто болеют (соматически ослаблены). В связи с этим появляется потребность в совершении комплексной оздоровительно-коррекционной деятельности с такими дошкольниками, которая состоит из мышечной релаксации, дыхательной гимнастики, логоритмика, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки, а также упражнения на развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и упражнения для профилактики зрения.
В последнее время в логопедической работе стали широко использовать здоровьесберегающие практики. Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда становятся очень актуальным средством коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР. Данные методы коррекционной деятельности относятся к числу эффективных средств коррекции. Данные методы применяют в специальной педагогике, они помогают достичь максимально результатов в решении как речевых трудностей, так и общего оздоровления детей. В комплексной логопедической помощи данные технологии совершенствуют процесс коррекционной работы с детьми-логопатами и приводят к оздоровлению организма ребенка в целом.
Давайте разберемся, что мы будем понимать под понятием «здоровьесберегающие технологии» [3]. Итак, здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Следовательно, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение у дошкольника высокого уровня общего оздоровления, вооружившись его имеющимся запасом знаний, умений, навыков, которые будут нужны для ведения здорового образа жизни, тем самым воспитывая него общую культуру здоровья.
Теперь коснемся правил здоровьесберегающих технологий, а они выглядят следующим образом:
- правило «Не навреди!»;
- правило целостности здоровьесберегающего процесса;
- правило общего развития личности;
- правило осознанности;
- правило доступности и индивидуальности
- правило систематичности;
- правило постепенности воздействий;
Оздоровительные технологии в процесс обучения и коррекции в детском саду должны вводиться в условиях здоровьеразвивающей и здоровьесберегающей среды [2].
Вопрос о внедрении в работу здоровьесберегающих технологий, т.е. так организованного образовательного процесса обучения, в котором качественное воспитание, обучение и развитие дошкольников идет без вреда их здоровью, помогает его укреплению. Новые факторы, способствуют созданию положительного эмоционального фона, помогают вовлечь в деятельность сохранные и активировать нарушенные психические функции.
В работе с детьми с ТНР широко использую традиционные и инновационные здоровьесберегающие компоненты и методы логопедисечкой помощи.
Для начала необходимо выделить разные виды гимнастик: дыхательная, артикуляционная, гимнастика для глаз.
1. Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха [1].
Данные упражнения способствуют закреплению навыков диафрагмального – речевого дыхания (такой тип дыхания наиболее правильный). В данной гимнастики идет коррекционная деятельность над развитием плавности, силы и длительности выдоха. По мимо, оздоровительного эффекта – работа над правильным дыханием нужна для последующей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание оказывает влияние на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса в целом. Так же, данный вид гимнастики оказывает на организм дошкольника комплексное лечебное влияние.
2. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которые направленны на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе [6].
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует:
- улучшению кровоснабжения органов артикуляции и их иннервацию;
- улучшению мобильности органов артикуляции;
- укреплению мышечной системы губ, языка, щёк;
- уменьшению напряжённости артикуляционных органов.
Целью артикуляционной гимнастики является формирование полноценных, правильных движений и определённого положения органов артикуляции, которые нужны для правильного произношения звуков.
Данная гимнастика состоит из упражнения направленных на подвижность и переключаемость органов, проработке определённых положений языка, губ, верного произношения всех звуков, так и для каждого звука определенной группы.
1. Гимнастика для глаз – это особые упражнения для глаз, способствующие профилактике нарушения зрения, развивающие подвижности глаз, восстанавливающие бинокулярного зрения, снимающие усталость с глаз, расслабляющие зрительную систему, позитивно влияющие на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, а также создающие позитивный эмоциональный фон, что приводит к увеличению работоспособности дошкольников и увеличивает их познавательную активность. Такие упражнения применяют и как часть общей релаксации [1].
Коррекционными здоровьесберегающими технологиями считаются упражнения на развитие мелкой моторики, логоритмика, физкультминутки.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Данной технологии на занятиях уделяю отдельное внимание, в связи с тем, что этот вид деятельности помогает умственному и речевому развитию, она способствует формированию главных элементарных умений и графических навыков.
Речевая моторика и движения организма имеют общие механизмы, в связи с этим развитие мелкой моторики рук прямо влияет на развитие речи. Из-за вышесказанного пальчиковая гимнастика занимает один из важных этапов на занятиях с дошкольниками.
Дети с ЗРР имеют плохую координацию мелкой моторики пальцев рук. Из-за чего у них, как правило, развивается дисграфия (нарушение письма). Развивая мелкую моторику, мы готовим основу для последующего развития речи. На практике можно сочетать задания по развитию пальцев рук с речевыми упражнениями.
- Логоритмика – очень известная и продуктивная здоровьесберегающая технология [4]. В следствии использования логоритмических упражнений повышается четкость движений, ритмичность, плавность. Это технология сочетает двигательные упражнений (рук, ног, головы, корпуса) совместно с произнесением речевого материала. Задания способствуют нормализации речевого дыхания, формируют способность изменять высоту и силу голоса, правильно произносить звуки и сочетать их, формируют способность контролировать темп речи.
- Физкультминутки или как еще их называют, оздоровительные паузы. Проводятся, как правило, в середине занятия. Так же можно отнести к здоровьесберегающей технологии.
Они способствуют нормализации мышечного тонуса, коррекции неправильных поз, заучивании последовательности серий движений.
К инновационным здоровьесберегающим технологиям можно отнести: массаж и самомассаж, су-джок терапия и психогимнастика.
1. Су – джок терапия – это направление медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Су Джок –терапия воздействует на биоэнергитические зоны для того, чтобы активизировать защитные функции организма. Данная терапия направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. В коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на руках и стопах ног при помощи различных приспособлений (массажные мячики, шарики, колючие валики, грецкие орехи).
2. Логопедический массаж и самомассаж.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.
В общей системе коррекционной деятельности логопедический массаж предшествует артикуляционной, голосовой и дыхательной гимнастики. Грамотный набор массажных комплексов помогает нормализировать мышечный тонус органов артикуляции, улучшить их моторику. Всё это оказывает коррекционное воздействие на произносительную сторону речи.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим дошкольником, имеющим речевые нарушения, это повторяющиеся артикуляционные упражнения, которые вызывают эффект, похожий на массаж. Самомассаж артикуляционных органов повышает кровообращение в области губ и языка.
3. Психогимнастика, в первую очередь, направлена на обучение элементам техники четких, ритмичных движений и на воспитание эмоций и чувств [5].
Психогимнастика помогает дошкольникам справиться с трудностями в общении, лучше узнать себя и окружающих, снимает психическое напряжение, создаёт возможность для эффективного обучения всех детей.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:
- улучшают обучаемость, внимание, память и восприятие. Дошкольники научаются слышать, рассуждать и видеть;
- изменяется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется умение переносить полученные навыков при изучении предметного материала.
Изучив приемы и методы по здоровьесбережению и возможности их применения на практике, напрашивается вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты:
- уменьшается заболеваемость;
- увеличивается работоспособность;
- эффективно развиваются психические процессы;
- улучшается зрение;
- складываются правильные двигательные умения и навыки, (правильная осанка);
- развивается общая и мелкая моторика;
- увеличивается уровень речевой активности и социальной адаптации.
Следовательно, использование оздоровительных элементов способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию дошкольника.
Библиографический список
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2023.
- Иванова, Л.А., Казакова, Щ.Ф., Гавриш, Г.И. Реализация здоровьеформирующей технологии в ДОУ через новые формы двигательной активности // Olympus – 2021. – №1 (1) – С. 123-128.
- Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А.Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2022г.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». – М., 2022.
- Прохорова, Г.Е. Технологии сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса / Г.Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ – 2021. – №6. – С.15-20.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2021.