ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ВЗГЛЯД НА МИР И ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ

Васюк Елизавета Витальевна
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Аннотация
В статье исследуется связь между философией и наукой, рассматривая их роль в понимании мира и развитии человечества. Освещаются основные направления и роль философии в поиске истины. Рассматривается научный метод и его значение для научных исследований, включая роль наблюдения, эксперимента и логики. Анализируются исторические и философские аспекты фундаментальных понятий в физике на примере работ Ньютона и Декарта, а также рассматривается их влияние на современные научные представления. Работа заключается обсуждением значимости философского анализа для научного мышления и его вклада в развитие науки и культуры.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Васюк Е.В. Философия и наука: взгляд на мир и путь к пониманию // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101908 (дата обращения: 10.07.2024).

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Лобастова Вера Алексеева

 

В современном мире философия и наука играют ключевые роли в понимании окружающего нас мира и его явлений. Философия стремится к поиску ответов на глубокие вопросы о смысле жизни, природе реальности, морали и этики, в то время как наука стремится к объективному пониманию природы, ее законов и явлений через наблюдения, эксперименты и логический анализ. Обе дисциплины играют важную роль в формировании нашего мировоззрения и понимания окружающего мира.

Изучение взаимосвязи философии и науки проистекает из их взаимодополняющих характеров и имеет огромное значение, так как обе дисциплины стремятся к пониманию различных аспектов реальности. Понимание философских концепций помогает науке лучше понять цели и значения своих исследований, а наука, в свою очередь, обогащает философию новыми знаниями и перспективами. А их объединенные усилия создают более полное представление о мире и помогают сформировать нашу картину реальности.

Философия – это познание универсума, мира в целом, исследование познавательных способностей человека; учение об отношении человека к миру, вопрошание о бытии сущего [1];

Наука о смысле жизни, познании и ценностях включает в себя различные направления, каждое из которых предлагает уникальные методы исследования основ мысли и знания. Среди основных направлений можно выделить 8 основных:

  1. онтологию (учение о бытии)
  2. антропологию (учение о человеке)
  3. гносеологию или эпистемологию (учение о природе и возможности познания)
  4. аксиологию (учение о ценностях)
  5. социальную философию
  6. этику (учение о принципах и нормах морали)
  7. логику (науку о правильном мышлении и рассуждении)
  8. метафизику (основы реальности за пределами наблюдаемых явлений) [2].

Философия играет важную роль в поиске истины и понимании мира, в развитии научного мышления, способствуют развитию критического мышления и улучшению качества научных исследований, предоставляя фундаментальные основы и методологические принципы для научных исследований. Размышляя человек начинает задавать глубокие вопросы о своем существовании, раскрывая новые аспекты реальности и помогая открывать новые пути мышления. Многие энтузиасты, желая понять устройство мирового порядка и законы окружающей среды, задаются вопросами мироздания, а в попытках найти объяснение этим вопросам, становятся исследователями, учеными, теоретиками.

Например, философ Декарт выдвинул концепцию математического описания природы, которая вдохновила Ньютона на разработку математической физики. Физик применил декартовский подход к построению математических моделей, описывающих законы движения и гравитации. Два закона о движении, сформулированные Декартом в своих Принципах философии, аналогичны первым двум законам Ньютона, так же, как и третий закон Декарта подходит под третий закон Ньютона:

1. Первый закон Ньютона (Закон инерции): Каждое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не действует внешняя сила.

Первый закон природы Декарта: Каждая вещь, насколько это возможно, всегда пребывает в одном и том же состоянии; и поэтому то, что когда-то было в движении, всегда продолжает двигаться.

2. Второй закон Ньютона (Закон движения): Изменение движения тела пропорционально приложенной силе и происходит в направлении этой силы.

Второй закон природы Декарта: Всякое движение прямолинейно; и, следовательно, любое тело, движущееся по кругу, всегда стремится удаляться от центра круга, который оно описывает.

3. Третий закон Ньютона (Закон взаимодействия): для каждого действия существует равное и противоположно направленное противодействие [3].

Третий закон природы Декарта: если тело сталкивается с другим телом, которое сильнее его самого, оно не теряет своего движения, но если оно сталкивается с более слабым телом, оно теряет количество движения, равное тому, которое передает другому телу [4].

Несмотря на то, что Ньютон сформулировал свои законы независимо от Декарта, их работы в значительной степени совпадают в своих основополагающих принципах. Влияние идей Декарта на научное сообщество своего времени также предполагает, что Ньютон мог быть знаком с его идеями через общение с другими учеными и философами своего времени, а также через широкое распространение декартовской философии в Европе.

Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности [5]. Он основан на строгой логике и эмпирических наблюдениях. Основные принципы научного метода включают:

  • Эмпиризм: Основа для научного познания составляют наблюдения и опыты, а не только рассуждения.
  • Фальсификация: Теории должны быть проверяемы и подвержены опровержению. Научное знание всегда открыто ревизии на основе новых данных.
  • Объективность: Научные исследования должны быть независимы от личных предубеждений и влияния внешних факторов.
  • Репродуцируемость: Результаты научных исследований должны быть воспроизводимы другими исследователями для подтверждения их достоверности.
  • Теоретическая основа: Научные выводы должны быть поддержаны теоретическими моделями, которые объясняют наблюдаемые явления.[6]

Существенной составляющей научного метода, необходимой для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Сведения, даже если они представлены авторитетными учеными, не признаются автоматически достоверными. Для обеспечения независимой проверки осуществляется документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других исследователей всех начальных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путем воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов относительно проверяемой теории.

Очевидно, что наука играет ключевую роль в прогрессе человечества. Наука оказывает неоценимое влияние на развитие общества, технологий, медицины и других областей. Ее воздействие простирается на все аспекты жизни, начиная от промышленного производства и сельского хозяйства и заканчивая средствами связи и передвижения. Научные исследования не только обогащают знания человечества о мире, но и стимулируют экономический рост, способствуют созданию новых рабочих мест, улучшают качество медицинского обслуживания, повышают эффективность производства и содействуют решению глобальных проблем, таких как изменение климата и охрана окружающей среды.

Взаимосвязь между философией и наукой представляет собой фундаментальный аспект интеллектуального развития человечества. Тесная взаимосвязь философии и науки, проявляется на различных уровнях, как:

  1. Научное мировоззрение: Философские идеи о природе реальности, познании и методах исследования оказывают влияние на формирование научного мировоззрения. Например, платоновская концепция идей влияла на абстрактные теории в науке, а эмпирический подход аристотелизма способствовал развитию наблюдательной науки.
  2. Научная методология: Философия обуславливает основы научной методологии, определяя, как мы формулируем гипотезы, тестируем их и интерпретируем результаты. Например, определяет концепции объективности, рациональности и методологических подходов, которые лежат в основе научной работы.
  3. Научные открытия как основа для философских размышлений: Научные открытия и результаты исследований часто вызывают обсуждения о природе реальности, человеческого познания и моральных норм. Например, вопросы о природе времени, пространства, сознания и морали, как правило, выходят за пределы прямых научных исследований и требуют философского анализа и применения.
    Кроме всего прочего, научные открытия могут предложить новые подходы к традиционным философским проблемам или даже изменить понимание этих проблем. Например, теория относительности Эйнштейна изменила представление о пространстве и времени, что вызвало пересмотр некоторых философских концепций.
  4. Этические и социальные аспекты: Наука может стимулировать философские дискуссии о социальной справедливости, этике и последствиях использования научных открытий. Например, вопросы о биоэтике, технологическом развитии и экологии активно обсуждаются в философии науки.

Философия обеспечивает науку теоретической основой и методологическими принципами, в то время как наука предоставляет философии эмпирические данные и примеры для анализа и обсуждения.

Философия и наука представляют собой две различные, но взаимосвязанные сферы знания, каждая из которых играет важную роль в поиске истины и понимании мира. Философия занимается основными вопросами о смысле жизни, природе реальности и ценностях, тогда как наука стремится к объективному исследованию фактов и закономерностей в природе и обществе.

Тем не менее, философия и наука взаимодействуют и взаимообогащают друг друга. Философские идеи могут вдохновлять на создание новых научных теорий и концепций, а также помогать исследователям лучше понимать значение и последствия своих открытий. Наука, в свою очередь, может предложить эмпирическую базу для философских аргументов и помогать в уточнении концепций.


Библиографический список
  1. Кузин В.И. Что такое философия? // Идеи и идеалы. 2023. [№1-1. Стр. 2]
  2. Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. [Стр. 9]
  3. Newton I. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica Axiomata, sive Leges Motus// Societati Regali 1687. [Стр. 16]
  4. Descartes R. Principles of Philosophy. 1644. In Cottingham, J., Stoothoff, R. and Murdoch, D., eds. The Philosophical Writings of Descartes, Volume I. 1985. [Стр. 240]
  5. Редакционная статья Научный метод// MetalJournal 2021. [Стр. 1]
  6. Дмитриева Н. В. Основные методы научного исследования// Научное издательство «СибАК» 2020.


Все статьи автора «Васюк Елизавета Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация