Для каждого, кто имеет детей школьников проблема рационального, полноценного питания является актуальной. Организация питания, которое является сбалансированным по содержанию основных пищевых веществ будет способствовать соответствию физического и умственного развития организма школьника, повысит его возможности в освоении школьной программы. Важно чтобы меню школьника включало продукты питания, которые бы в полной мере соответствовали возрастным физиологическим потребностям детей, соблюдение режима питания, соблюдение правил технической обработки пищевых продуктов, санитарно-гигиенических требований.
Какие проблемы возникают с питанием в школе, каковы пути решения, связанные с решением этих проблем?
Проблема первая – дети все разные, что проявляется в особенностях восприятия пищи (аллергия на продукты), вкусовые привычки, воспитанные в семье, дети с разным аппетитом, плохим и хорошим.
Проблема вторая – качество и безопасность питания.
В настоящее время в школы в основном привозят уже готовую пищу, или в лучшем случае, полуфабрикаты. Эта пища не в полной мере удовлетворяет потребности детей, и иногда не соответствует и качеству и безопасности питания, так как школьникам необходима свежая, только что приготовленная пища. Школьное питание также участвует в тендерах на поставку питания в образовательные учреждения. Проблема тендеров заключается в том, что, образовательное учреждение получает продукты не всегда достойного качества, так как зачастую акцент делается на более дешевое сырье для приготовления пищи, и что является следствием того, что школьники жалуются на некачественную, невкусную еду.
Третья проблема состоит в том, что у образовательных организаций не хватает финансирования на оснащение пищеблоков современным оборудованием и не всегда есть возможность платить достойную зарплату работникам кухни. Вследствие этого возникает ротация проблема кадров.
Четвертая проблема – особенности организации питания в отношении потребления соли в пище школьника.
Ни для кого не секрет, что употребление неумеренного количества соли формирует неправильные пищевые привычки, что в будущем будет иметь отрицательные последствия для здоровья.
Общеизвестно, что избыточное потребление соли является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний.
«Нормой для человека считается 1,5 г соли в день. Сегодня люди потребляют соль в количествах, в 2–4 раза превосходящих реальную суточную потребность. По данным статистики в среднем по 32 странам потребление соли в сутки составляет 9,9 г, а в некоторых потребление соли превышает 15 г. Так например, в России жители Москвы и Твери потребляют в сутки в среднем 12 г поваренной соли.
В каких же продуктах соли больше всего?
Большую часть соли (60–70%) человек получает, употребляя в пищу колбасы, сосиски, копчености, консервы, сыры и т.д.»[1] Вспомним, как часто наши школьники получают в качестве второго блюда сосиски, фастфуд.
Ответ означен не реже двух раз в неделю, и добавим еще любимые сосиски на завтрак дома!
Проблема пятая – организация профилактического просвещения о правильном питании и здоровом образе жизни.
Эта проблема актуальна как для школы, так и для всего родительского сообщества. Усилия в этом направлении должны быть совместными. Зачастую родители идут на поводу у детей, которые отказываются от централизованного питания организованного в образовательном учреждении под предлогом, что ребенку не нравится школьная пища, и он ее не ест. Дети употребляют в пищу какой-либо перекус, булочки, жареные пирожки, пиццу, газированные напитки, что явно не относится к здоровой пище.
Важно понимать, что в данном случае нужно работать с родителями, педагогами и самими детьми. Несомненно, полезными будут опросы детей о предпочтениях в питании, но с разумным акцентом, объясняя им важность рационального и правильного питания, что это напрямую связано с их здоровьем, а затем и возможностью выбора ими в дальнейшем профессии , к которой предъявляются соответствующие требования в отношении здоровья.
Седьмая проблема-использование различных добавок в пищу.
Во многих регионах нашей страны существует проблема йододефицита, селена. Недостаток вышеназванных веществ восполняется в большинстве случаев посредством пищевых добавок или таблеток. Безусловно, что боле полезным было бы включение в рацион питания школьников продукты, содержащие йод и селен. Во многих образовательных учреждениях широко используются фито-чаи разного наполнения ( противопростудные, укрепляющие иммунитет и др.).
Организация правильного, здорового питания является важной стратегической проблемой современного общества. На рынок труда должны приходить здоровые, работоспособные сотрудники, и поэтому привычки рационального и полезного питания целесообразно закладывать в семье, детском саду, школе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей не превышает 10%, число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями, не снижается.
«Важным фактором формирования здорового образа жизни у детей и подростков является семья, поскольку именно благодаря семье формируется установка на ведение ЗОЖ, закладываются основы индивидуального здоровья. Задача родителей не только беседовать с детьми о важности занятий физической культурой и спортом, отказа от вредных привычек, соблюдения режима, принципов здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ», — рассказывает главный врач центра общественного здоровья и медицинской профилактики Саратовской области Римма Яхина.
Евгений Тимаков инфекционист, вакцинолог и педиатр акцентирует внимание на том, что «Образ жизни, здоровое питание играют важную роль в отношении здоровья. В дальних регионах всё-таки более здоровое питание плюс воздух. То есть влияют окружающая обстановка, экологическая обстановка, отсутствие мегаполисов, активный образ жизни, семейные традиции. Активные прогулки, здоровое питание — когда люди сами выращивают продукты. Плюс экология — меньше загазованность, меньше промышленных зон.»[2]
Таким образом, задача государства, общества, образовательного сообщества, семьи состоит в том , чтобы совместными усилиями сделать все необходимое в формировании у наших детей правильного пищевого поведения, организации полноценного здорового питания в образовательных учреждениях, воспитании здорового образа жизни в сознании обучающихся.
Библиографический список
- По материалам сайта “ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ” https://здоровое-питание.рф Дата обращения: 22.04.2024
- https://news.ru/russia/nazvany-regiony-rossii-s-samymi-zdorovymi-shkolnikami/ Дата обращения: 22.04.2024