ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Антонова Ольга Владимировна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Проблема организации школьного питания является сегодня основой воспитания здорового члена общества и в дальнейшем формировании полноценного участника рынка труда.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Антонова О.В. Проблемы организации питания в школе на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/04/101899 (дата обращения: 03.05.2025).

Для каждого, кто имеет детей школьников проблема рационального, полноценного питания является актуальной. Организация питания, которое является сбалансированным по содержанию основных пищевых веществ будет способствовать соответствию физического и умственного развития организма школьника, повысит его возможности в освоении школьной программы. Важно чтобы меню школьника включало продукты питания, которые бы в полной мере соответствовали возрастным физиологическим потребностям детей, соблюдение режима питания, соблюдение правил технической обработки пищевых продуктов, санитарно-гигиенических требований.

Какие проблемы возникают с питанием в школе, каковы пути решения, связанные с решением этих проблем?

Проблема первая – дети все разные, что проявляется в особенностях восприятия пищи (аллергия на продукты), вкусовые привычки, воспитанные в семье, дети с разным аппетитом, плохим и хорошим.

Проблема вторая – качество и безопасность питания.

В настоящее время в школы в основном привозят уже готовую пищу, или в лучшем случае, полуфабрикаты. Эта пища не в полной мере удовлетворяет потребности детей, и иногда не соответствует и качеству и безопасности питания, так как школьникам необходима свежая, только что приготовленная пища. Школьное питание также участвует в тендерах на поставку питания в образовательные учреждения. Проблема тендеров заключается в том, что, образовательное учреждение получает продукты не всегда достойного качества, так как зачастую акцент делается на более дешевое сырье для приготовления пищи, и что является следствием того, что школьники жалуются на некачественную, невкусную еду.

Третья проблема состоит в том, что у образовательных организаций не хватает финансирования на оснащение пищеблоков современным оборудованием и не всегда есть возможность платить достойную зарплату работникам кухни. Вследствие этого возникает ротация проблема кадров.

Четвертая проблема – особенности организации питания в отношении потребления соли в пище школьника.

Ни для кого не секрет, что употребление неумеренного количества соли формирует неправильные пищевые привычки, что в будущем будет иметь отрицательные последствия для здоровья.

Общеизвестно, что избыточное потребление соли является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний.

«Нормой для человека считается 1,5 г соли в день. Сегодня люди потребляют соль в количествах, в 2–4 раза превосходящих реальную суточную потребность. По данным статистики в среднем по 32 странам потребление соли в сутки составляет 9,9 г, а в некоторых потребление соли превышает 15 г. Так например, в России жители Москвы и Твери потребляют в сутки в среднем 12 г поваренной соли.

В каких же продуктах соли больше всего?

Большую часть соли (60–70%) человек получает, употребляя в пищу колбасы, сосиски, копчености, консервы, сыры и т.д.»[1] Вспомним, как часто наши школьники получают в качестве второго блюда сосиски, фастфуд.
Ответ означен не реже двух раз в неделю, и добавим еще любимые сосиски на завтрак дома!
Проблема пятая – организация профилактического просвещения о правильном питании и здоровом образе жизни.

Эта проблема актуальна как для школы, так и для всего родительского сообщества. Усилия в этом направлении должны быть совместными. Зачастую родители идут на поводу у детей, которые отказываются от централизованного питания организованного в образовательном учреждении под предлогом, что ребенку не нравится школьная пища, и он ее не ест. Дети употребляют в пищу какой-либо перекус, булочки, жареные пирожки, пиццу, газированные напитки, что явно не относится к здоровой пище.

Важно понимать, что в данном случае нужно работать с родителями, педагогами и самими детьми. Несомненно, полезными будут опросы детей о предпочтениях в питании, но с разумным акцентом, объясняя им важность рационального и правильного питания, что это напрямую связано с их здоровьем, а затем и возможностью выбора ими в дальнейшем профессии , к которой предъявляются соответствующие требования в отношении здоровья.

Седьмая проблема-использование различных добавок в пищу.

Во многих регионах нашей страны существует проблема йододефицита, селена. Недостаток вышеназванных веществ восполняется в большинстве случаев посредством пищевых добавок или таблеток. Безусловно, что боле полезным было бы включение в рацион питания школьников продукты, содержащие йод и селен. Во многих образовательных учреждениях широко используются фито-чаи разного наполнения ( противопростудные, укрепляющие иммунитет и др.).

Организация правильного, здорового питания является важной стратегической проблемой современного общества. На рынок труда должны приходить здоровые, работоспособные сотрудники, и поэтому привычки рационального и полезного питания целесообразно закладывать в семье, детском саду, школе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей не превышает 10%, число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями, не снижается.

«Важным фактором формирования здорового образа жизни у детей и подростков является семья, поскольку именно благодаря семье формируется установка на ведение ЗОЖ, закладываются основы индивидуального здоровья. Задача родителей не только беседовать с детьми о важности занятий физической культурой и спортом, отказа от вредных привычек, соблюдения режима, принципов здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ», — рассказывает главный врач центра общественного здоровья и медицинской профилактики Саратовской области Римма Яхина.

Евгений Тимаков инфекционист, вакцинолог и педиатр акцентирует внимание на том, что «Образ жизни, здоровое питание играют важную роль в отношении здоровья. В дальних регионах всё-таки более здоровое питание плюс воздух. То есть влияют окружающая обстановка, экологическая обстановка, отсутствие мегаполисов, активный образ жизни, семейные традиции. Активные прогулки, здоровое питание — когда люди сами выращивают продукты. Плюс экология — меньше загазованность, меньше промышленных зон.»[2]

Таким образом, задача государства, общества, образовательного сообщества, семьи состоит в том , чтобы совместными усилиями сделать все необходимое в формировании у наших детей правильного пищевого поведения, организации полноценного здорового питания в образовательных учреждениях, воспитании здорового образа жизни в сознании обучающихся.


Библиографический список
  1. По материалам сайта “ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ” https://здоровое-питание.рф Дата обращения: 22.04.2024
  2. https://news.ru/russia/nazvany-regiony-rossii-s-samymi-zdorovymi-shkolnikami/ Дата обращения: 22.04.2024


Все статьи автора «author7432»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: