За прошедшие два десятилетия экономическая взаимосвязь между Мексикой и Соединенными Штатами заметно усилилась. Подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), увеличение североамериканских инвестиций в экономику Мексики, рост числа мексиканцев, работающих в США, и увеличение внешнего долга Мексики перед банками данной страны лишь увеличили взаимозависимость между этими государствами. В марте 2010 года США и Мексика заключили соглашение о экспорте мексиканского цемента в США, что положило конец 16-летним торговым спорам между двумя странами, связанным с цементной торговлей [1, с.49]. Роб Портман, торговый представитель США, отметил, что в настоящее время в районах, атакованных ураганом на побережье Мексиканского залива активно ведутся реставрационные работы, что увеличивает потребность в цементе. Подписание упомянутого соглашения способствовало увеличению поставок цемента на американский рынок. Об этом сообщает телеканал «Bloomberg» [1, c.198]. По данным за десять месяцев 2010 года, объем торгового оборота между Мексикой и США достиг рекордной суммы в размере 278 миллиардов 263 миллиона долларов. Эти данные были предоставлены мексиканским информационным агентством Нотимекс [2, c.154].
За время президентства Обамы произошло значительное восстановление двусторонней торговли после кризиса 2008 года. С 2009 по 2016 годы объем экспорта из США в Мексику практически удвоился, в то время как импорт из Мексики в США вырос на почти треть, достигнув отметки в 271 миллиард долларов по сравнению с 177 миллиардами долларов. Общий объем товарооборота с момента вступления Обамы в должность президента в 2009 году до окончания его мандата вырос более чем в полтора раза. Кроме того, значительно возрос объем поставок природного газа из Техаса в Мексику, увеличившись с 333 тысяч кубометров в 2010 году до более чем 1 миллиона кубометров к 2015 году. Взаимоотношения между Соединенными Штатами и Мексикой развивались в рамках соглашения между президентами Энрике Пенья Ньето и Бараком Обамой о разработке всесторонней повестки дня с целью превращения Северной Америки в конкурентоспособный и процветающий регион. В мае 2013 года был инициирован «Экономический диалог высокого уровня» (DEAN), направленный на стимулирование экономического роста обеих стран и создание рабочих мест для успешной конкуренции на мировой арене» [6, c.49] Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное 1 января 1994 года и действовавшее до 30 июня 2020 года, представляло собой региональную экономическую структуру, объединявшую Соединенные Штаты Америки, Канаду и Мексику. НАФТА, до появления мегарегиональных торговых соглашений, занимала ведущее положение в мировой экономике как крупнейшая зона свободной торговли. Создание НАФТА было обусловлено устойчивыми связями между корпорациями США, Канады и Мексики, а также высокими уровнями взаимной торговли и инвестиций. Каждая из этих стран обладает собственными сравнительными преимуществами: Мексика предлагает доступную рабочую силу, Канада располагает разнообразными природными ресурсами, а США отличаются передовыми технологиями. В результате соглашения НАФТА к традиционно высокоинтегрированным отраслям североамериканской экономики, таким как машиностроение и оборонная промышленность, добавились такие отрасли как электроника, фармацевтика, авиастроение и другие.
Среди основных позитивных экономических последствий членства в НАФТА можно выделить рост занятости, взаимной торговли и привлекательности для инвестиций. Соглашение также способствовало стимулированию промышленного производства, как в трудоемких отраслях мексиканской экономики, так и в капиталоемких отраслях американской и канадской экономик. За прошедшие два десятилетия экономическая взаимосвязь между Мексикой и Соединенными Штатами заметно усилилась. Подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), увеличение североамериканских инвестиций в экономику Мексики, рост числа мексиканцев, работающих в США, и увеличение внешнего долга Мексики перед банками данной страны лишь увеличили взаимозависимость между этими государствами.
Говоря о политическом сотрудничестве США и Мексики, следует, что вступление Обамы в должность президента в 2009 году породило широкие надежды на изменение внешнеполитического курса США по отношению к Мексике [5, c.114]. После напряженных отношений между республиканцем Дж. Бушем и мексиканскими президентами В. Фоксом и Ф. Кальдероном ожидалось, что приход демократа в Белый дом принесет позитивные изменения. Специалисты предполагали, что ключевым отличием в политике Обамы от его предшественника будет переход от односторонней политики, основанной на применении силы для утверждения гегемонии США, к многосторонней политике, основанной на проведении переговоров о международном сотрудничестве, так называемой политике «мягкой силы».
В Мексике преобладает мнение о том, что миграция в США благоприятно сказывается на экономике северного соседа. Однако наиболее консервативные круги в Соединенных Штатах рассматривают нелегальную иммиграцию как угрозу национальной безопасности. Они считают, что мигранты устраняют рабочие места у американцев, а незаконное переселение напрямую связано с незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями, что было подтверждено заявлениями Дональда Трампа. В августе 2010 года шесть из десяти американцев поддержали закон штата Аризона, который предпринял наиболее жесткие и обширные меры за последние десятилетия против нелегальных иммигрантов. Закон устанавливал, что пребывание иностранца на территории штата Аризона без необходимых регистрационных документов, предусмотренных федеральным законодательством, признавалось государственным преступлением [4, c.48].
В 2009 году вопрос иммиграции стал актуальным после принятия местными законодательными органами штата Аризона закона, который разрешил уголовное преследование нелегальных мигрантов на его территории. Президент Обама публично выразил свое несогласие с данными положениями, и под давлением федерального правительства наиболее спорные аспекты закона были аннулированы в связи с явным вмешательством в компетенцию федерации. Особенно значимым стал случай принятия закона «Мечта» (Dream Act) конгрессом в конце 2010 года, который направлен на легализацию пребывания в США тысяч молодых людей мексиканского происхождения, въехавших в страну еще в детском возрасте. Однако данная инициатива не была поддержана Сенатом Соединенных Штатов, несмотря на широкую общественную поддержку концепции «американской мечты для детей мигрантов». Еще одним дискуссионным вопросом, который стал источником напряженности в двусторонних отношениях, стала политика массовых депортаций, начатая администрацией Буша и изначально критиковавшаяся Обамой. Небольшое смягчение политики произошло в 2009 году, когда министр внутренней безопасности США Джанет Наполитано внесла значительное изменение, согласно которому мексиканцы, устроенные на работу, не подлежали депортации. Однако миграционная политика Обамы столкнулась с трудностями, в частности из-за его зависимости от мнения других заинтересованных сторон. Важным моментом стала речь Барака Обамы о необходимости реформы миграционного законодательства. Он сказал: «Реформа миграционного законодательства является необходимым условием для восстановления американской экономики. Администрация продолжит усиливать охрану государственной границы с Мексикой, препятствуя потоку нелегальных мигрантов. Необходимо реформировать действующее законодательство, чтобы открыть путь к получению американского паспорта для 11 миллионов человек, проживающих в США нелегально. Многие из этих людей трудятся на благо США и заслужили право называться гражданами страны. В апреле 2011 года Обама встретился с предпринимателями, представителями профсоюзов, губернаторами, мэрами, конгрессменами и членами общественных организаций в попытке получить их поддержку для проведения миграционной реформы. В своем выступлении «О положении страны» 12 января 2016 года, в последний день его президентства, Обама обратил внимание на иммиграционную реформу, отметив необходимость ремонта системы для следующей американской администрации. Для мексиканских работников продолжали оставаться актуальными два основных вызова: дискриминационные законы в некоторых штатах, нарушающие их права и свободы, и угроза депортации.
В рамках давления на республиканцев по вопросу иммиграционной реформы, Обама инвестировал значительные средства в укрепление границы с Мексикой и увеличение числа лиц, подлежащих депортации, которое к концу его президентского срока составило почти 3 миллиона человек. Большинство из них были мексиканцами. Кроме того, количество депортаций под управлением Обамы увеличилось на 41% по сравнению с администрацией Буша-младшего. Это привело к серьезным трудностям для мексиканских семей, проживающих в Соединенных Штатах многие годы.
Отмечается, что администрация Энрике Пеньи Ньето проявила значительную пассивность в ответ на обсуждение иммиграционной реформы в США, утверждая, что это внутреннее дело соседней страны, и отказываясь оказывать влияние на ее результаты. Несмотря на это, следует отметить, что вопрос миграции стал предметом определенного прогресса в отношениях между Мексикой и США в последние годы. Например, усилено сотрудничество мексиканских властей с Службой гражданства и иммиграции США (USCIS). Также была оказана поддержка свыше 470 тысячам мексиканских бенефициаров программы «Отсроченные действия для детей, прибывших нелегально» (DACA). В настоящее время годовой поток нелегальных пересечений границы между Мексикой и Соединенными Штатами составляет около 1 миллиона человек. Из них примерно 80% прибывают для временного трудоустройства и возвращаются домой в течение полугода. Оставшиеся 20%, то есть 200 тысяч человек ежегодно, решают остаться на постоянное место жительства в США. Многие из них уже имеют родственников в США и стремятся присоединиться к ним с надеждой на получение грин-карты в будущем [3, c.46].
Также стоит затронуть проблему борьбы с незаконным оборотом наркотиков стала. Она стала камнем преткновения в мексикано-американских отношениях в начале президентства Обамы. Власти и общество США выражали тревогу по двум основным аспектам этой проблемы. Во-первых, они беспокоились о значительном объеме наркотических веществ мексиканского происхождения, поступающих в страну. Во-вторых, они опасались возможности распространения насилия, которое расколебало Мексику после начала войны с наркокартелями, и его перехода на территорию США. Американские власти начали выдвигать утверждения о вовлеченности государственных органов Мексики в наркоторговлю, подчеркивая, что коррупция проникла в самые высокие уровни власти. В ответ на такие обвинения Мексика указывала, что наркотрафик в основном определяется высоким спросом на наркотики в США, а отмывание денег проводится через американские банки, а не на мексиканской территории. Поток незарегистрированного оружия, согласно мексиканской стороне, начинается в США и только после этого попадает в руки мексиканских наркокартелей. Под руководством Обамы американские власти выразили готовность усилить сотрудничество с мексиканским правительством в борьбе с наркоторговлей, рассматривая эту проблему как национальную угрозу. При администрации Обамы произошли значительные политические изменения, которые выразились в более открытом признании высокопоставленными чиновниками Соединенных Штатов коллективной ответственности за сложившуюся ситуацию и в выражении доверия к мексиканским властям. Этому можно привести в качестве примера резкую критику и последующий отставку в 2011 году американского посла в Мексике Карлоса Паскуаля. Это произошло после публикации интернет-порталом «WikiLeaks» сообщений, в которых Паскуаль высказывал пренебрежительное отношение к действиям мексиканских властей в борьбе с преступностью, считая их малоэффективными и неопределенными [3, c.47].
Несмотря на изменение в отношении Соединенных Штатов к Мексике в целом, оставались некоторые спорные моменты, которые усиливали международные противоречия. Например, еще в 2009 году несколько консервативных представителей американских властных органов окрестили Мексику «неудавшимся» государством, лишившимся контроля над преступными группировками. Такие заявления, естественно, вызвали негодование как у правительства Кальдерона, так и у мексиканского общества [4, c.53]. Значимым событием был год 2012, когда американский сенат отклонил инициативу по ужесточению контроля над огнестрельным оружием, на которое рассчитывали мексиканские власти. Это отклонение могло привести к ухудшению дипломатических отношений между странами. Во второй президентский срок Обамы активно пытался ввести более строгие законы о ношении и хранении огнестрельного оружия, но не смог добиться успеха. Тем не менее, в 2015 году ему удалось провести ряд президентских актов, направленных на усиление проверок продавцов оружия, особенно на оружейных выставках, несмотря на оппозицию конгресса. Под руководством администрации Обамы проблема противодействия наркоторговле в связях с Мексикой получила определенную динамику, характеризующуюся сочетанием конфликтных и сотруднических аспектов. Попытки разрешения этой проблемы оцениваются как имеющие как успехи, так и неудачи.
Уделить стоит также внимание и процессам интеграции мексиканской и американской культур. Мексиканская и американская культуры тесно переплетены, создавая уникальное явление взаимопроникновения и влияния друг на друга. Подобное взаимодействие происходит как на уровне искусства, культурных традиций, обычаев, так и на политическом и социальном уровнях. Существуют культурные различия между Соединенными Штатами Америки и Мексикой, официально известной как Estados Unidos Mexicanos, несмотря на их близкое географическое соседство и значительное количество американцев и мексиканских иммигрантов, проживающих в США. Мексиканская культура в основном опирается на испанские и коренные культуры, в то время как американская культура сформировалась из смешения различных европейских, африканских, коренных американских и азиатских влияний. Эти культурные взаимодействия отразились на мировоззрении, ценностях, кулинарии, моде, технологиях, языке и архитектуре обеих стран. Эти влияния присутствуют как у коренного населения, так и у иммигрантов на протяжении всей истории обеих стран. Воздействие Соединенных Штатов на мексиканскую культуру, включая политическую сферу, также неоспоримо, несмотря на существенные различия в структуре избирательной системы и механизмах принятия государственных решений. США постепенно приходит к двуязычному статусу, и слово в этом процессе может как помогать, так и наносить вред. Нужно отметить, что испанский язык, являющийся официальным в Мексике, повлиял на американскую языковую среду. Многие слова и фразы из испанского языка вошли в американский английский, а также в американский сленг, что свидетельствует о глубокой интеграции мексиканского языка в американскую речь [4, c.52].
Мексиканская живопись, музыка и танцы, такие как мариачи и фламенко, оказали значительное влияние на американскую культуру. Произведения мексиканских художников, таких как Фрида Кало, получили мировое признание и стали символом американской художественной эстетики.
Американская же культура в большей степени повлияла на мексиканскую в таких сферах, как поп-культура и киноиндустрия. Голливудские фильмы и американская музыка широко распространены в Мексике и оказывают влияние на мексиканскую молодежь и поп-культуру в целом. Фильмы, музыкальные клипы и телешоу из США становятся частью мексиканского культурного ландшафта, формируя представления о моде, стиле и образе жизни. Мексиканцы интересуются, смотрят, подражают тому, что видят и слышат.
Таким образом, миграционные потоки оказывают значительное воздействие на демографическую структуру, экономическое развитие и социокультурные процессы обеих стран. Борьба с наркотиками, транснациональной преступностью и обеспечение безопасности на границе являются приоритетными задачами для США и Мексики. Важно разработать совместные стратегии и механизмы сотрудничества для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильности в регионе. Наконец, взаимопроникновение мексиканской и американской культур представляет собой сложный и многогранный процесс, который оказывает влияние на различные сферы общественной жизни обеих стран. Такой сложный процесс требует внимательного изучения и понимания для разработки более эффективных стратегий управления культурным разнообразием и содействия взаимопониманию между народами.
Библиографический список
- Баталов Э.Я. Антропология международных отношений. М.: Аспект Пресс, 2019. – 352 с.
- Костюченко Н.В. Анализ экономических отношений США и Мексики // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2020. – Т. 3. – № 12. – С. 152-156
- Косевич Е.Ю. Приграничные стены: безопасность или угроза для мексикано-американских отношений // Латинская Америка. – 2019. – № 6. – С.39-48.
- Лукашук А.А. Факторы развития взаимоотношений Мексики и США // Вестник Московского университета. – 2019. – № 1. – С. 47-54.
- Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2023. – 350 с.
- Hiemstra N. Pushing the US-Mexico border south: United States’ immigration policing throughout the Americas // International Journal of Migration and Border Studies. – Vol. 5. – № 1/2, 2019. – Р. 44-63