ИЗУЧЕНИЕ ГРЕБНЕЙ КАК КОМПОНЕНТА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУРКМЕН И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Чарыева Огулбиби
Туркменский государственный педагогический институт им. С.Сейди
преподаватель

Аннотация
Гребни являются одним из самых важных предметов в жизни человека. На протяжении всей истории всевозможные гребни делались из разных материалов и совершенствовались. В исторических источниках сохранилась информация о том, что первые использованные гребни были сделаны из кости и дерева. Археологические раскопки выявили остатки таких гребней, относящихся к бронзовому веку. Они были сделаны из кости, их зубья точились и надевались на стержень. В те времена кость служила основным сырьем для изготовления многих орудий труда и предметов домашнего обихода.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Чарыева О. Изучение гребней как компонента этнокультурного наследия туркмен и их отражение в народном творчестве // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101780 (дата обращения: 25.04.2024).

Сохранившиеся деревянные гребни были сделаны с использованием художественной резьбы. На лицевой части некоторых из них искусно были изображены даже человеческие фигуры. А зубчики были не в виде насадок, а вырезались из самого дерева. Костяные гребни были дороже деревянных, ибо изготовление гребня из кости требовало больше труда, чем изготовление его из дерева.

Со временем гребни стали изготавливать из различных металлов. Примером тому может служить найденный в скифском захоронении золотой гребень (курган Солоха) [15., с.152]. В те времена на ручки гребней наносили изображения различных предметов (Рис.1). Размещенные в них изображения дают возможность получить информацию о социально-экономических, политических событиях и верованиях того времени.

Одним из материалов, используемых для изготовления гребней, была слоновая кость. Люди верили, что предметы из слоновой кости не только красивы, но и очень полезны для здоровья. Гребень для волос из слоновой кости «баш дарак» был также найден в Гонурдепе, столице Маргуш. Оно относится к III-II тысячелетию до н.э. и был изготовлен в Бактрии и Маргуше [10., с.78]. Этот гребень односторонний, а его ручка была украшена круглыми узорами в форме бусинок-оберегов «гёзмонджук».

Парфянские ритоны свидетельствуют о широком использовании слоновой кости еще во времена Парфянского царства. (Рис. 2). Эту мысль подтверждает и книга палеонтолога Амана Нигарова Древние слоны Туркменистана о костных останках слонов, обитавших в туркменских землях в древности.

Костяные гребни и в последующие времена не вышли из употребления. В частности, ширмайиские гребни «баш дарак» более славились тем, что были незаменимым предметом в жизни туркмен. В толковом словаре туркменского языка слово «ширмайи» поясняется как «изделие из слоновой кости (гребень, рукоять ножа и т.п.)» [14,с.363]. Причина, по которой этот тип гребня считался ценным, может быть связана с тем, что слоновая кость была редким товаром.

В Туркменистане встречаются разные виды гребней, такие как гребни-колотушки для ковроткачества «докма дарак», гребни для расчесывания шерсти «йун дарак», гребни для волос «баш дарак», а также гребни, используемые для различных инструментов.

Гребень-колотушка для ковроткачества «докма дарак» и гребень для расчесывания шерсти «йун дарак», являются произведениями столярного искусства. Можно с уверенностью сказать, что история гребней «докма дарак» и «йун дарак» восходит к до нашей эры. Уникальный образец первого в мире шерстяного ковра, сохранившийся на Пазырыкской возвышенности Горного Алтая, и остатки белого войлока – яркое тому подтверждение. Тот факт, что пазырыкский ковер не утратил своей первоначальной формы и структуры, свидетельствует о том, что инструменты, использованные для его ткачества, уже в то время находились на высоком уровне. (Рис.4).

Фрагмент ковра, найденный в 70-х годах ХХ века в ущелье Сумбарской долины археологической группой под руководством ученого И.Н. Хлопина, также свидетельствует о том, что ткацкие инструменты берут свое начало во времена, предшествующие нашей эре.

Гребень-колотушка («докма дарак») – это инструмент с деревянной ручкой, которым уплотняют и выравнивают узелки шерстяных ниток и укрепляют уточную нить-«ойдум» при ковроткачестве. Гребень-колотушка насчитывает 10-12 металлических зубьев и имеет слегка искревленную форму. От силы удара ковровщицы таким гребнем по узелкам зависит долговечность, плотность и вообще качество ковра. Издалека были слышны громкие удары гребня-колотушки. (Рис.5). Стук металлическим дараком по коврам девушек-мастериц воспевался в девичьих песнях (ляле).

(Потекут, да потекут,)

(Красные камни бьются)

(Моя подруга Акджагюль)

(Придёт и поможет расчесать шёрсть) [5,с.323].

(В сторону запада я смотрю,)

(Работаю я гребнем ковровым)

(Не увижу милую подругу)

(Растаяв, потеку я) [5,с.336].

Вот отчего ковровщиц хвалили за то, что они усердно стучали докма дараком по ковру:

(Ускоряй свой темп, мой гребень)

(Радуйся моё сердце)

(Радуйся, радуйся, моё сердце)

(Среди цветов радуйся.)

В туркменских народных пословицах и сказках отражены труд, выполняемый гребнем «докма дарак», использование его в укреплении ковровых узелков, внешний вид дарака, громкие звучные удары, характеристика, выполняемая им работа:

(Растянули пять сот верёвок,)

(Железной лапой ударили,)

(Вселенную наполнили мелодией.) (Dokma, dokma darak) [12,с.51].

(Среднего роста молодой,)

(Место займи, приди.)

(Кривоногая палочка)

(Идёт, играя на бубне.) (Dokma darak) [12,с.58].

(Струны мои звучат,)

(А ручка в моей руке.) (Dokma darak) [12,с.59].

(Длинные мои стропа,)

(Держу их концы в своей руке,)

(Волосы в моей руке,)

(Железная лапа в руке.) (Dokma, dokma darak)[12,с.60].

А сохранившиеся пословицы, такие как: («Мать моя умерла, остался ее дарак мне»), указывают на прочное и искусное его производство, на бесценность гребня. Докма дарак сохранялся как наследие, как святость.

Информация о наличии различных видов гребней нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества туркмен. Например в основе следующей загадки положена информация о гребне для расчесывания шерсти:

(Сарай состоит из двух досок,)

(На голове шестьдесят корон.) (Ýüň darak) [12,с.56].

Это связано с тем, что гребень для расчесывания шерсти «йун дарак» изготавливается путем установки двух рядов длинных железных зубьев на верхние части твердых древесин, укрепленных на плоской широкой доске в виде треугольной формы. Каждая линия гребней имеет около 30 острых зубцов длиной около 10-12 см. Его нижняя доска должна немного выступать из боковых стоек, так как эти гребни предназначены для вычесывания шерсти. Этот выступ прижимается ногой по мере вычесывания шерсти. Йун дарак часто делают из ивы и тутового дерева. Чтобы зубья гребня не повредились, не сломались и долго служили, его покрывали в специальный футляр. На местных наречиях и диалектах его называют: «дарак башлык», «дарак башы», «гапма», «говзак», «келпеки» (т.е. шляпка дарака или покрытие). (Рис. 6)

Мастера-изготовители гребней украшали свои поделки красивыми резными узорами. С одной стороны, узор придавал гребням красоту, декоративность, а с другой –узоры показывали талант, мастерство умельца. Узорыбыли связаны с различными суевериями. Они различаются в зависимости от региона. Например, узор «Гочбуйнуз» (т.е. бараньи рога) у туркмен-човдуров помещен на поверхности соединенных к друг-другудвух боковых досок гребня «йун дарак». Узор вырезается из жести и крепится к доске специальными гвоздями. Човдуры этот узор называют «Буйнуз гочак». На самом деле, большинство узоров являются символическими отметинами животных, и люди имеют разные представления о них. Эта ситуация отражается и на гребнях «йун дарак». Такие гребни по-прежнему широко используется в наше время девушками и невестками для ковроткачества и валяния.

Исторические корни гребней «йун дарак» могут быть подтверждены археологическими находками. И хотя находок относительно гребней для расчесывания шерсти не было, найденные глиняные пряслицаручного веретена позволяют предположить, что для выполнения роли этого инструмента использовался какой-то иной инструмент. Поскольку ранние люди сперва использовали изделия из кожи, то они были знакомы с шерстью. Поэтому прядение пряжи из шерсти считается атрибутом первоначальной профессии, первого занятия. С современной точки зрения, вычёсывание шерстина гребне «йун дарак» считается необходимым этапом работы перед прядениемшерстяной нити. Такой гребень необходим также для расчесывания и придания шерсти гладкости. Этот гребень обеспечивает ровность подготавливаемой пряжи, устранения в ней узлов и неровностей.

Археологические находки глиняных пряслиц показывают, что шерсть использовалась еще до нашей эры. Глиняные пряслица были частой находкой в Анев нижнем слое памятника (Анев I). И это свидетельствует о том, что уже в эпоху энеолита у местных жителей было умение прясть шерсть, и они в полной мере пользовались ими. Такие пряслица найдены также в Сумбарской долине и памятниках Маргуша.

Обнаружение пряжи не только на туркменских землях, но и в археологических памятниках других регионов мира являются доказательством вышесказанному. Это подтверждается также нахождением костяной иглы с шерстяной нитью среди богатых находок из курганов, относящихся к афанасьевской культуре (III тыс. до н.э., Сибирь) [16,с.83]. Данные обстоятельства дают основание говорить о том, что гребни для расчесывания шерсти играли важную роль в жизни людей того времени при прядении шерстяной пряжи и шитье.

Широкое использование нашим народом гребней «йун дарак» обусловило создание пословиц и загадок. В них очень умело отражены сравнения, характеризующие этих гребней:

(В соединённой крепости,)

(Слышен голос воссмидесяти сестёр).(Ýüň darak) [12,с.55];

(Шёл я тот день, тогда)

(В руках тамарисковая палка)

(Увидел нечто прекрасное,)

(На одной голове тысячи ушей). (Ýüň darak) [12,с.90];

(На той стороне заноза,)

(С этой стороны –заноза,)    

(В середине–)

(Железная заноза). (Ýüň darak) [12,с.50];

(Корень в теле,)

(Борода на темени). (Ýüň darak) [12,с.53].

Оборудования называемые «дарак» использовались в качестве составного компонента в некоторых других инструментах. Примером этому является широко использованный в ткачестве древний ткацкийстанок «тара». Вткацком деле гребень, служащий основным инструментом станка тара, используется для отбивки утка ткани. Гребень в тара имеет большое значение в обеспечении прочности и плотности тканого полотна.

Различные виды гребней, доставшиеся нам в наследство от наших предков, не утратили своего значения и по сей день. Гребни различного назначения с давних времен отличались своей бесценностью.

Виды гребней использовались в качестве инструментов или оборудований ткацкого ремесла, которое не утратило своего значения и в наши дни. Об этом свидетельствует тот факт, что узоргребняв разных отображениях, нанесенный на многие виды рукодельных изделий, называется «дарак». Узор «дарак» зачастую ткалина красные мешки для зернения-чувалы. Вот почему их назвали «даракчи чувал» (т.е. гребенной мешок).

Гребни для волос «баш дарак» являются одним из древнейших предметов, активно используемых в жизни человека. Они напрямую связаны с культурой ухода за собой. В рамках этой культуры люди заботились о своей внешности – лице, глазах, бровях, ресницах, волосах, бороде, усах, одежде и т.д. Ухоженный и опрятный вид человека предоставлял ему возможность правильно и легко строить взаимоотношения с другими людьми, достигать своих целей, завоевывать благосклонное отношение окружающих, а также служил поддержанию личной гигиены.

Исследователь национального наследия Атамурат Шагулыев отмечает: «Если закопать маленькую верблюжью кость с мелким углем на несколько месяцев, то из нее можно сделать гребень «баш дарак», приятный для головы и подходящий для волос. Ширмайи-дарак» Известно, что верблюд в жизни туркмен считается дозволенным по исламским нормам, т.е. халяльным, и полезным для здоровья человека. Скелет рыбы, очищенный от его мяса, подходил для расчесывания волос. Лингвист А. Язмурадов, проводивший научный анализ слов, относящихся к ширмайискому гребню, называет использованный для раннего гребня рыбий скелет «ребристым хребтом рыбы».

Гребни «баш дарак», изготовленные искусными мастерами туркменского народа, использовались для украшения волос и придания красоты внешности девушек и невест.

Деревянные виды гребней тоже широко использовались в повседневней жизни. Для их изготовления в основном использовались деревья ясень, тутовник и урюк. В создании гребней были привлечены специальные умельцы-мастера. Для изготовления таких гребней они использовали традиционные инструменты. Работа по их созданию совершалась в нескольких этапах, необходимо были тонкие приемы работы. Умельцы изготавляли гребни с односторонними и двусторонними зубьями. У гребней с двусторонними зубьями одна сторона была мелкозубчатая, а другая – крупнозубчатая. Такие гребни широко использовались и во второй половине ХХ века. По сей день наши прабабушки хранять таких гребней.

Гребни делались из таких деревьев, которые, как считается, положительно влияют на здоровье человека в зависимости от природной среды каждого региона. Например, гребни из тутового дерева, проходя через волосы, помогали регулировать кровообращение в кровеносных сосудах кожи головы. Гребни украшались в соответствии с национальными особенностями каждого региона. Существовали такие виды туркменских гребней «баш дарак», основу которых покрывали позолотой и украшали серебрянными вставками и драгоценными камнями фирюзой и сердоликом. Это свидетельствует о существовании искусных мастеров-ювелиров и о развитии туркменского национального ювелирного искусства. (Рис.3).

В прошлом в быту туркменского народа широко использовался гребень под названием «сыдыргы». Сыдыргы – это обычный деревянный гребень. Свое название он получил благодаря дальнейшему изменению своего назначения. На зубья гребня последовательно наматывали нить. Таким гребнем расчесывали волосы только один раз. Для вторичного использования гребня «сыдыргы» следовало занова намотать на его зубья у нить. Это было сделано в основном из-за того, что в прошлом женщины мыли волосы кефиром или кисломолочным продуктом, и была необходимость удалить оставшиеся на волосах их остатки. А это требовало дополнительного труда. Несмотря на это использование гребня «сыдыргы» показывает, что наши девушки и невесты заботились о своей гигиене и здоровье.

В связи с насущностью гребней в туркменском быту до наших дней дошли связанные с ними легенды. Одна из них – легенда окрасивейшей птице туркменской природы – удоде-«хуйпюпик». Языковед С. Атаныязов происхождение этой легенды связывает с религиозными воззрениями. Ученый отмечает: «В то время, когда дочь пророка Соломона расчесывала волосы, никто не должен был ее видеть, а если и увидит, то девушка должна была превратиться в птицу. Однажды, когда девушка расчесывала волосы, внезапно пришел мужчина. Гребень тут же прилип к ее макушке, и она превратилась в хуйпюпик и улетела. Название птицы «гызларгуш» в туркменских наречиях тоже связано с этой легендой». В некоторых туркменских диалектах хуйпюпик (удод) называют «дараклыгуш» (т.е. птица с гребнем) [3,с.199].

По-всякому называли «гребень» на разных этапах жизни туркмен. На самом деле «дарак» – это тюркское слово, и считается, что это название происходит от глагола «дарамак» (т.е. расчесывать). В диване Махмыда Кашгарлы слово «дарак» встречается в форме «таргак» [1,с.113]. В туркменских народных дестанах, а также в стихах поэтов-классиков можно встретить исторические сведения о том, что слово «гребень» использовалось в виде «шана». Это подтверждается такими строками из туркменских дестанов:

(Окрашены белые руки хной)

(Каждое утро расчёсывает локоны шаной (гребнем из слоновой кости) [2,с.55];

(Разноцветьем украшены, миной розовой)

(Изумрудное зеркало, золотая шана) [6,с.708];

(Сокола увидел на возвышенности,)

(Расчёсывает золотой шаной локоны) [11,с.100].

У туркменского народа сохранились различные традиции и суеверия, связанные с гребнем. Настоящим примером этому свидетельствует связанная с региональными особенностями туркмен древняя традиция класть в приданое невестки специально сшитый матерчатый конверт – «букджа» – для предметов по уходу за волосами. В прошлом у туркменок непременно была «букджа» для небольшого зеркальца и гребня. Вместе с ними в этом конверте бережно хранили выпавшие во время расчесывания волосы.

Или существовали суеверия типа: «Не стоит расчесывать волосы гребнем для бороды – волосы выпадут от оскорбления», «Если кто-то во сне даст вам расческу – ждите несчастья».

Значимость гребня «баш дарак» в жизни туркмен привело к созданию нескольких загадок и пословиц. Примером тому служат пословицы:

(На одной горке,)

(Зайчонок один)

(Подпрыгивая играет) (Başdarak) ) [ 12,с.76];


(Рта нет, зуб много)

(В траве-мураве дел много) (Darak) [12,с.72]

Изучать, сохранять, пропагандировать и передавать будущим поколениям древние образцы нашего богатого национального наследия – первостепенная задача, поскольку жемчужины древнего наследия являются бесценным сокровищем в воспитании подрастающего поколения в национальном духе.


Рис. 1. Гребень из кургана Солоха [https://pulse.mail.ru/article/zolotoj-skifskij-greben-iz-soloha-]


Рис. 2. Ритон [https://www.google.com/search?q=ритон+из+нисы&oq=&aqs=chrome]


Рис. 3. Расчёска с драгоценными камнями.


Рис. 4. Ковёр, найденный в
Пазырыка [
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пазырыкская_культура]


Рис. 5. Ткацкий гребень.

[https://www.turkmenistan.gov.tm/tk/habar/50540/dowlet-muzeyinin-sergisi-haly-sungatynyn-sahyranalygy -]


(Рис. 6) Гребень для расчесывания шерсти. [Сведения из (с сайта) Туркменметбугат]


Библиографический список
  1. Ahally S. Mahmud Kaşgarynyň sözlügi we türkmen dili. –A.: TSSR Ylymlar akademiýasy, 1958.
  2. Asly – Kerem. – A.: Miras, 2004.
  3. Atanyýazow S. Türkmen diliniň sözköki (etimologik) sözlügi. – A.: Miras, 2004.
  4. Garajaoglan. – A.: Miras, 2006.
  5. Gelin-gyzlaryň şahyrana döredijiligi. – A.:Miras, 2005.
  6. Görogly. – A.: TDNG, 2012.
  7. Magtymguly. – A.:Ylym, 2013.
  8. Mätäji. – A.:Turan, 1991.
  9. Mollanepes. – A.: TDNG, 2010.
  10. Sarianidi W. Marguş. – A.: TDNG, 2009.
  11. Şasenem – Garyp. – A.: Türkmenistan, 1979.
  12. Türkmen halk matallary. – A.: Miras, 2005.
  13. Türkmen halk nakyllary. – A.: Miras, 2005.
  14. Türkmen diliniň düşündirişli sözlügi. II tom. – A.: TDNG, 2016.
  15. Авдусин. Д.А. Археология СССР. – М.: Высшая школа, 1967.
  16. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. – Л.: Изд.Наука, 1979.
  17. Şagulyýew A. Halk mirasynyň dürdäneleri //  Türkmen dili. 2016. 12 oktýabr.
  18. Ýazmyradow A. Gadymdan gelýän söz düzümleri // Türkmen dili. 2013. 16. ýanwar.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация