У дошкольников со стёртой формой дизартрии нарушения фонематического слуха могут носить вторичный характер, так как имеется патологическая симптоматика в артикуляционном аппарате и как следствие нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом [5].
Монологическая речь – это процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю.
Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
Овладение связной монологической речью – важная задача речевого развития дошкольника, владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Нормальное развитие ребенка зависит от социального окружения, речевой среды, семейного благополучия, познавательной активности дошкольника, индивидуальных особенностей личности, комфортной обстановки, стабильности.
Наиболее полная и разноуровневая диагностика позволит выявить существующие проблемы в развитии фонематических процессов у дошкольников с дизартрии и стать первоначальным этапом на пути эффективного коррекционного воздействия. Р. Е. Левина указывала в своих работах на необходимость тщательного обследования фонематических процессов с целью установления тончайших нарушений, способных повлиять на речевое развитие ребенка [6].
В настоящее время в методической литературе представлено достаточное количество методик, направленных на выявление различных нарушений развития речи у детей с дизартрией.
Методика обследования связной речи Глухова В.П.
Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности [3]. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика диагностики связной речи, предложенная Филичевой Т.Б.
Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». При обследовании связной речи, рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок [4].
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование.
Предлагаемый вариант обследования является одной из многочисленных модификаций нейропсихологической диагностической системы А. Р. Лурия. Предлагаемая методика охватывает наиболее значимые для нейропсихологического статуса фрагменты высших психических функций человека (ВПФ) [2]. Описание тестов составлено так, чтобы оно было одинаково доступным специалистам разных профилей — нейропсихологам, логопедам, врачам. В каждом пункте схемы содержатся примерные инструкции и комментарии, ориентирующие исследующего в диагностических критериях.
Особое внимание уделено обследованию речевой функции. В клинической картине при каждой из ее форм выделен первичный дефект и системные расстройства. Указана локализация очага поражения.
Иллюстративный материал, необходимый для обследования, легко подбирается специалистом, а его часть взята из альбома: В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Г.М. Насоновская. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992.
Шкала оценок результатов выполнения теста (в баллах).
Методика исследования словесно-логического мышления (по й. Ерасеку).
Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.
Целью является определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли. Для обследования необходим бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
Таблица 1. Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Вопросы | Правильный ответ | Неправильный ответ | Другие ответы |
Какое из животных больше – лошадь или собака? | 0 | -5 | |
Утром люди завтракают. А вечером? | 0 | -3 | |
Днем на улице светло, а ночью? | 0 | -4 | |
Небо голубое, а трава? | 0 | -4 | |
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | +1 | -1 | |
Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? | Города +1 | -1 | Станции 0 |
Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт, физкультура +3 | 0 | Игры, упраж. +2 |
Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ? | Щенок, жеребенок +4 | - 1 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
Почему у всех автомобилей тормоза? | 2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 | -1 | Названа одна причина
0 |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | 0 | Назван один признак +2 |
Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | 0 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 |
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением признаков подобия) 0 | На курицу – 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 2 признака +3 | 0 | 1 признак +2 |
Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | Ничего не названо или неправильно 0 | 3 наземных средства |
Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 0 | 1-2 признака +2 |
ИТОГО: |
Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 – высокий
III уровень – от 0 –13 – средний
IV уровень – (- 1) – (-10) – низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.
Троллейбус, автобус, трамвай -
Шкаф, тумбочка, кровать -
Волк, медведь, заяц -
Синий, красный, зелёный -
Каша, хлеб, конфеты -
Роза, гвоздика, ландыш –
Дуб, береза, липа –
Сыроежка, мухомор, подберезовик –
Сом, карась, окунь –
Капуста, картошка, лук –
Ручка, карандаш, фломастер –
Рука, нога, голова -
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:
Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:
I уровень – 13 баллов – высокий
II уровень – 11-13 – средний
III уровень – 7-11 – низкий
IV уровень – менее 7 – очень низкий.
Методика “Последовательность событий”
Методика предложена А.Н. Бернштейном (см. С.Я. Рубинштейн, 1970, 1986), но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности [1]. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.
Инструкция испытуемому: “Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено”.
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Бывают случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
1) не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);
4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате не получается рассказа;
5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Такие методики требуют индивидуального подхода педагога, логопеда или другого субъекта образовательной деятельности, а также внимательного наблюдения за речевым поведением ребенка.
Библиографический список
- Городилова С.А., Артемьева Е.О. Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1.
- Самылова Ольга Анатольевна, Папина Ольга Валентиновна. Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1.
- Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. – М.: В. Секачев 2014-537с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.
- Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. – М.: В. Секачев, 2005. -24с.
- Бернштейн А.Н. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие/ сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006- 146с.