АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Волчкова Катерина Сергеевна1, Гимадеев Ильдар Фаритович2
1Международный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи
2Отделение среднего профессионального образования Института компьютерных технологий и защиты информации (Колледж информационных технологий)

Аннотация
В данной статье рассматриваются вызовы и возможности активного обучения в контексте цифровых технологий для современной педагогики. Описываются основные принципы активного обучения и его определение в эпоху цифровых технологий. Анализируются вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при использовании активного обучения, включая разделение внимания, отсутствие навыков и недостаток инфраструктуры. Рассматриваются возможности активного обучения, включая использование интерактивных онлайн-инструментов, глобальное взаимодействие, персонализацию обучения и интерактивные электронные учебники. В заключении подчеркивается необходимость непрерывного обучения и адаптации педагогов к цифровой среде, чтобы успешно преодолеть вызовы и использовать возможности активного обучения в эпоху цифровых технологий.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Волчкова К.С., Гимадеев И.Ф. Активное обучение в эпоху цифровых технологий: вызовы и возможности для современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101619 (дата обращения: 20.07.2024).

В сегодняшнем информационном обществе цифровые технологии становятся все более существенными в различных областях, включая образование. Время цифровых технологий представляет как сложности, так и перспективы для современного образования. В данной публикации мы исследуем, как активное обучение может быть использовано в рамках цифровых технологий, а также проанализируем проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при применении этих подходов.

Активное обучение – это педагогический подход, который акцентирует внимание на активном вовлечении студентов в процесс обучения, включая работу в малых группах, коллективное исследование, индивидуальные проекты и использование различных ассимиляционных инструментов. Одним из вызовов, с которым сталкиваются педагоги, является необходимость адаптироваться к изменяющимся потребностям и интересам учащихся. Стандартные методы преподавания могут оказаться неэффективными в эпоху цифровых технологий, где доступ к информации стал более легким и мгновенным. В этой связи активное обучение предлагает новые возможности для вовлечения учащихся в учебный процесс.

Вызовы активного обучения в эпоху цифровых технологий:

1. Разделение внимания: с развитием цифровых технологий и доступностью онлайн-ресурсов студенты сталкиваются с большим количеством информации и соблазном отвлечься от задач обучения.

2. Отсутствие навыков: многие студенты не обладают необходимыми навыками для эффективного использования цифровых инструментов и критического мышления в контексте активного обучения.

3. Отсутствие инфраструктуры: не все учебные заведения обладают достаточной технической инфраструктурой и доступом к высокоскоростному интернету.

4. Непривычная роль преподавателя: активное обучение требует от преподавателя перехода от традиционной роли передачи знаний к роли фасилитатора и руководителя обучающих процессов.

Возможности активного обучения в эпоху цифровых технологий:

1. Интерактивные онлайн-инструменты: существует множество различных платформ и приложений, которые позволяют студентам активно взаимодействовать друг с другом и с материалами обучения.

2. Глобальное взаимодействие: цифровые технологии облегчают сотрудничество между студентами и преподавателями из разных стран, что расширяет их культурные горизонты и позволяет изучать предметы в глобальном контексте.

3. Персонализация обучения: цифровые инструменты позволяют адаптировать материалы и задания под индивидуальные потребности и темпы обучения студентов.

4. Интерактивные электронные учебники: такие учебники позволяют студентам в большей мере взаимодействовать с содержимым, включая видео, аудио, интерактивные страницы и тесты.

Студенты сегодня привыкли к постоянному доступу к информации и использованию гаджетов в повседневной жизни, что требует от педагогов поиска новых подходов к обучению. С другой стороны, цифровые технологии открывают перед современной педагогикой огромные возможности. Использование интерактивных онлайн-платформ, мультимедийных материалов, виртуальной реальности и других инновационных инструментов позволяет создавать увлекательные и эффективные учебные курсы [9]. Для успешной реализации активного обучения в эпоху цифровых технологий необходимо учитывать как вызовы, так и возможности этого подхода. Педагоги должны постоянно совершенствовать свои компетенции, осваивая новые технологии и методики обучения. Важным аспектом является также индивидуализация образовательного процесса, учитывающая потребности каждого студента.

Перспективы развития образования определяются инновационными подходами, где важным фактором является непрерывность образовательного процесса. В современной социо-культурной среде, характеризующейся постоянным притоком разнообразной информации, обновляющейся ежедневно, люди сталкиваются с проблемами устаревания знаний, необходимостью повышения квалификации и профессионального выгорания, с одной стороны, а с другой- с проблемами самоопределения, саморазвития, самовыражения, выбора пути к личному успеху, ценностями жизни. Они сталкиваются с такими вопросами, как формирование установок. Смещение акцента с формального и неформального обучения на ин-формальное становится все более заметным с точки зрения охвата населения. Эта тенденция уже подтверждается широким распространением дистанционного обучения. Ин-формальное образование становится все более массовым, и основная его сфера связана с непрерывным, но неуправляемым накоплением жизненного опыта [5].

Разрабатывается концепция Глобальной информационно-образовательной среды (ГИОС) для обеспечения непрерывной успешной образовательной деятельности. ГИОС — это пространство, где происходят образовательные процессы в контексте взаимосвязи с внешним миром, что побуждает к рефлексии над личными действиями и приводит к изменениям в осознании потребностей, внутренних стандартов и способностей. Суть ГИОС заключается в том, что пользователи интернета могут в реальном времени влиять на социальные процессы, оценивать действия других людей и видеть результаты своего воздействия.

На сегодняшний день можно утверждать, что современная педагогика разделилась на два направления: «сторонников внедрения новых, инновационных педагогических концепций и сторонников традиционных взглядов на педагогику» [7, с. 229]. Педагогический процесс – динамичный, многогранный, сложный, разнонаправленный процесс, на изменение которого влияет целый ряд факторов: культурный, социальный, религиозный.

Следовательно, перед педагогикой стоят сложные задачи, решение которых требует усилий не только педагогов, но и психологов, социологов, культурологов, философов, филологов, юристов и других специалистов. Только комплексный подход к личностно-ориентированной педагогике позволит эффективно реагировать на современные вызовы, с которыми она сталкивается. цифровые технологии предлагают множество возможностей для активного обучения в современной педагогике. Они помогают вовлечь учащихся в учебный процесс, развить навыки сотрудничества и коммуникации, а также обеспечить доступ к разнообразным ресурсам. Однако, педагогам также необходимо учитывать вызовы, связанные с развитием навыков цифровой грамотности и переосмыслением своей роли. Только путем постоянного развития и адаптации педагогической практики мы сможем максимально использовать возможности цифровых технологий для активного обучения.


Библиографический список
  1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_ polze.html
  2. Кудрявцев Л. Д.Современное общество и нравственность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37890.php
  3. Антонова А.Ф. Роль педагога в современном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/20n-03-29-09-03-14/145-projects-for-teachers/3928-2013
  4. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических систем в отечественной педагогике: автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 35 с
  5. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2 Fecsocman.hse.ru.
  6. Виленский М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. №2. С. 8-14
  7. Варфоломеева С.В. Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки 2019. № 5 с. 228-236
  8. Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 69-71; [Электронный ресурс] URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=7884
  9. Siemens, G. (2005). Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning, 2(1), 3-10.


Все статьи автора «Волчкова Катерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация