Аквааэробику необходимо рассматривать как одну из инновационных физкультурных и оздоровительных технологий, поскольку данный вид физической нагрузки отличается рядом положительных преимуществ.
Целью данной статьи выступает описание благоприятных результатов в физическом здоровье студентов от занятий аквааэробики.
Обстоятельствами, которые могут повысить улучшить самочувствие и здоровье от занятий в воде, можно назвать гравитационную разгрузку опорно-двигательного аппарата, стойкий закаливающий эффект, в том числе улучшение функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, обменных процессов, компонентного состава тела и психоэмоционального состояния.
Занятия в воде отличаются значительным снижением нагрузки на суставы и позвоночник, нормализацией артериального давления, предоставлением возможности выполнять различные упражнения с уменьшением массы тела за счет водной среды, снижением вероятности приобретения расширения вен. Занятия аквааэробикой показаны при низком и среднем уровне физической подготовленности, сколиозах, избыток веса, любыми проблемами с опорно-двигательным аппаратом, беременным, реабилитации после травм и т.д.
Аквааэробика отлично подходит для занятий со студентами всех медицинских групп, а также для тех, кто не умеет плавать. Плотность воды в 775 раз больше плотности воздуха, следовательно, при выполнении упражнений происходит затруднение движений и увеличение энергозатрат (250-500 ккал/ч); увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов и гемоглобина. «Зная свойства воды, можно существенно увеличивать или снижать уровень нагрузки при занятиях в воде» [1].
Одной из важнейших составных частей занятия является музыкальное сопровождение, характер и темп которого должен совпадать темпу и ритму выполняемых упражнений. По мнению Орловой Н.В. и Бочковской В.Л., «благодаря многообразию танцевально-гимнастических комбинаций в аквааэробике возможно избирательное воздействие на определённые мышечные группы, а использование элементов ходьбы и бега в воде помогает дозировать нагрузку, разнообразить движения, сделать их более привлекательными» [2]. Хорошо подобранное музыкальное сопровождение благотворно влияет на психоэмоциональную сферу студентов на занятии, которая составляет психологическую сторону здоровья.
В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Занимающиеся студенты не испытывают неприятных ощущений, связанных с перегревом за счет охлаждающих свойств воды. Аквааэробика, равно как и плавание, оказывает закаливающее воздействие на организм студентов [3].
В воде создается массажный и тонизирующий эффект, благоприятно влияющий на кожу, которая становиться более упругой и эластичной. Водная среда способствует процессу закаливания организма, что в свою очередь положительно воздействует на нервную систему, улучшает сон, повышает работоспособность, устраняются последствия переутомления и стрессов. Занимаясь аквааэробикой, не создается чувство усталости, как после тренировок в спортивном зале. Это объясняется низким наличием в мышцах молочной кислоты после тренировок.
Этот вид физической нагрузки очень благоприятный для всего организма обучающихся. Оздоровительный эффект получают все системы и органы организма. При этом физические нагрузки безопасные, поэтому практически не имеет никаких противопоказаний.
Водные упражнения оказывают уравновешивающее действие на вегетативную нервную систему, умеренно снижая ее симпатического отдела и повышая активность парасимпатического. Занятия данным видом упражнений способствуют оптимизации регулирующей функции центральной нервной системы. Поэтому водные занятия показаны для студентов с функциональными нарушениями деятельности ЦНС. Таким образом, под влиянием этих занятий происходит перестройка и совершенствование всего организма студента, а главное совершенствуется деятельность центральной нервной системы.
Упражнения этого вида физической культуры влияют на самоосознавание в движении, расширение самоощущений, развитие тактильной чувствительности. Данные занятия позволяют исследовать свое тело, обнаружить новые для себя ощущения, восстановить и повысить чувствительную ориентацию в своем теле и окружающем пространстве; получить новый сенсорный опыт, на основе которого в последствии осуществляется перестройка представлений о себе, окружении, контактах. В результате расширения возможностей нейромышечной системы и ее привычных границ повышается самопринятие, интеграция личности. Уменьшается аутоагрессия и тревожность, связанные с низкой самооценкой.
Библиографический список
- Соловьева Н.В. Синякова С.И. Методические рекомендации для проведения занятий в воде со студентами элективного направления «Аквааэробика» // E-SCIO. – 2019. – 3(30). – С. 23-28.
- Орлова Н.В. Бочковская В.Л. Средства аквааэробики в физическом воспитании студентов // Инновационные направления развития физической культуры и спорта. – 2022. – С. 152-155.
- Трифонова А.О. Аквааэробика как способ закаливания организма, улучшение внешних и физических данных // Студенческий. – 2019. – 40-3(84). – 44-45.