ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Горицкая Ксения Георгиевна
СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
преподаватель безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В данной статье освещены вопросы обучения безопасности в местах массового скопления людей, обучающихся в рамках дисциплин ОБЖ и БЖ. Недостаточно внимательное отношение к данному вопросу приводит к очень негативным результатам, а именно шокирующим фактам несчастных случаев с участием детей. С каждым годом актуальность этого вопроса только возрастает, поэтому в статье предложен годовой план мероприятий на данную тему.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горицкая К.Г. Подготовка обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей во внеклассной работе // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/02/101531 (дата обращения: 27.04.2024).

В условиях города – мегаполиса количество чрезвычайных ситуаций неуклонно возрастает. Одной из актуальных проблем городов с высокой численностью проживающих является большое количество мест массового скопления людей и обеспечение безопасности населения в этих местах. К ним можно отнести общественный транспорт, который пользуется большой популярностью, как и у граждан, так и у туристов и различные места для проведения культурного досуга всей семьи. Общественным местом называются все объекты, в которые вы можете пройти беспрепятственно или на территории которых могут быть нарушены права граждан со стороны окружающих людей. Основным критерием отнесения общественных мест к той или иной категории является количество людей, которые при определенных условиях могут одновременно находиться на их территории. В местах массового скопления людей существует множество угроз для жизни и здоровья человека, именно поэтому данной теме стоит серьезно уделять внимание в процессе обучения детей. Большое внимание изучению проблемы личной безопасности в местах массового скопления людей уделяли такие ученые как Михайлов Л.А., Белов С.В. и др. [1,2]

На обеспечение безопасности правительство городов затрачивает много сил и средств, но для достижения главной цели, а именно, максимальной безопасности населения, необходима результативная работа целой системы. На мой взгляд, одним из ключевых компонентов этой системы должно быть обучение всего населения и, особенно детей, правилам безопасного поведения в местах массового скопления людей. Недостаточно внимательное отношение к данному вопросу приводит к очень негативным результатам, а именно шокирующим фактам несчастных случаев с участием детей. Не понадобится много времени, чтобы найти подобные новостные сводки и убедиться в актуальности данного направления безопасности.

В программе школьного обучения данные вопросы рассматриваются в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [3,4]. Предмет ОБЖ очень обширен, динамичен и особенно практико-ориентирован, он состоит из большого количества направлений безопасности, которые рассматривают опасности со всех сторон для личности и общества в целом.  Именно поэтому необходимо в его преподавании использовать разнообразные формы и методы обучения. В модуле личной безопасности, а именно в процессе изучения темы «Безопасное поведение в местах массового скопления людей» необходимо проводить не только уроки, но и внеклассную и внеурочную деятельности. Ученики должны максимально погрузиться в данную проблему и осознать ее актуальность. Ведь только погружение и настоящая заинтересованность сможет максимально раскрыть весь учебный потенциал каждого ребенка. В итоге это принесет максимальный результат в освоении знаний, формировании умений и навыков безопасного поведения. Для большего углубления знаний по какому-то направлению программы отлично подойдет проведение внеклассных мероприятий [5].

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как «деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях». Эта работа помогает педагогам обнаружить у своих учеников учебные и творческие возможности и интересы, а также помочь ребенку их реализовывать.

Внеклассная работа в рамках ОБЖ, тесно связанная с урочной деятельностью дисциплины, помогает учащимся расширить знания по предмету и способствует повышению мотивации в освоении новых умений и навыков, т.е. формирует у обучающихся потребность и интерес в изучении предмета. Главной целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в совокупности с обязательным курсом [6,7].

В процессе исследования данной темы мной был разработан план мероприятий на год по подготовке обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей, который представлен в Таблице 1. Данный план мероприятий, рассчитанный на 1 год, позволит обучающимся всесторонне проработать тему «Безопасное поведение в местах массового скопления людей». В него включены мероприятия, тема которых минимально или вообще не представлена в учебниках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

План состоит из нескольких внеклассных мероприятий, которые в совокупности с учебными часами позволят обучающимся наиболее широко изучить актуальную тему безопасности в местах массового скопления людей. Нельзя не отметить, что в план мероприятий включены тренировки, которые не являются внеклассными мероприятиями, так как проводятся в учебное время и являются обязательными для всех участников учебного процесса. Именно подобные тренировки позволяют всем обучающимся отработать практические навыки эвакуации в различных чрезвычайных ситуациях в местах массового скопления людей.

Таблица 1. План мероприятий по безопасному поведению в местах массового скопления людей

Месяц

Мероприятие (форма, название)

Сентябрь Кино-игра «Личная безопасность в кино»
Октябрь Тренировка эвакуационных действий при пожаре
Ноябрь Викторина «Что мне за это будет? Митинги и политические акции в современном мире»
Декабрь Научно-практическая конференция «Безопасность в местах массового скопления людей»
Январь Экскурсия «Мы в безопасности!» («Молодежный театр на Фонтанке», спектакль «Метро»)
Февраль Тренировка эвакуационных действий при террористическом акте
Март Беседа с приглашенным гостем. Тема: «Моя безопасность в метро»
Апрель Круглый стол «Проблемы фанатского движения и его последствия»
Май Игра по станциям «Толпа-страшная сила!»

Рассмотрим более подробно некоторые внеклассные мероприятия, которые представлены в плане.

Например, внеклассное мероприятие «Викторина «Что мне за это будет? Митинги и политические акции в современном мире»», целью которого является изучение обучающимися законодательства РФ о митингах и других формах политической деятельности. Актуальность темы викторины обусловлена сложной политической обстановкой на территории России, количество политических акций, в которые втягивают несовершеннолетних детей с каждым годом становится все больше. Участие в несанкционированных политических акциях представляет угрозу здоровью и жизни человека. Обучающимся необходимо знать об этой опасности и учитывать все возможные последствия от участия в них.  Данное мероприятие не потребует никакого специального оборудования, необходимы только канцелярские принадлежности и подготовленные методические материалы с заданиями, так же необходим мультимедийный проектор. Викторина состоит из привычных нам 3 этапов: подготовительный, основной и этап подведения результатов. В Приложении 2 представлены полные методические рекомендации по проведению викторины, а также включены задания, которые при желании могут меняться.

Мероприятие, на которое стоит обратить особое внимание — это экскурсия «Мы в безопасности!». Вообще данная экскурсия может проходить в любом месте массового скопления людей, при выборе места стоит учитывать желания обучающихся. Главная цель этого мероприятия – проанализировать возникновение возможных опасностей в местах массового скопления людей.  Так как мы живем в городе Санкт-Петербурге, обращаю ваше внимание на спектакль «Метро» в «Молодежном театре на Фонтанке». Данный спектакль с помощью художественных приемов отражает тему личной безопасности в метро. Соответственно, обучающиеся смогут не только внимательно изучить и проанализировать безопасность театра, как место массового скопления людей, но и в самом спектакле отметить важные нюансы безопасности в обществе. Одним из самых важных этапов мероприятия является подробное обсуждение с обучающимися их самостоятельного анализа обстановки и впечатления от спектакля.

В Санкт-Петербурге, да и во всем мире, остро стоит вопрос о фанатских движениях и их опасность для общества. Для обучающихся понятие «фанат», скорее всего, не будет новым, но все нюансы и риски, связанные с ним, чаще всего остаются незамеченными. Мероприятие «Круглый стол «Проблемы фанатского движения и его последствия»», целью которого является формирование своей точки зрения по теме фанатских движений, а также получение знаний об опасностях, которые встречаются на массовых спортивных мероприятиях, поможет всесторонне изучить данную проблему. В программе дисциплины ОБЖ тема фанатских движений почти не раскрыта, поэтому проведение мероприятия на данную тему необходимо, особенно для старших учеников, по причине их особого интереса к различным группировкам.

Сценариев проведения круглых столов существует несколько, но стоит выбирать тот сценарий, в котором обучающиеся под четким руководством преподавателя самостоятельно анализируют полученную информацию, а также формируют свое личное мнение к проблематике. Преподаватель заранее продумывает проблемные вопросы по теме и освещает их для своих учеников. Это можно сделать заранее, чтобы участники мероприятия смогли самостоятельно найти и проработать информацию. Например, к нашей теме «Проблемы фанатского движения» вопросы могут звучать подобным образом: «Какова главная задача фаната?», «Всегда ли фанаты безопасно поддерживают свою команду?», «Что движет фанатов на массовые беспорядки?» и т.д. В процессе мероприятия, с помощью подготовленных небольших презентаций, участники обсуждают вопросы, педагог разъясняет важные моменты, и также, опираясь на законодательство РФ и свои знания, совместно с участниками учувствует в дискуссии. Данный сценарий позволяет совместной работой учеников и учителя ответить на важные вопросы, тем самым расширить свои знания.

Далее рассмотрим научно-практическую конференцию «Безопасность в местах массового скопления людей». Основная цель конференции – выявление потенциала обучающихся, как творческого, так и научного, а также побуждение их к научной проектной деятельности. К важным задачам конференции можно отнести:

  • мотивирование обучающихся к научной и творческой работе;
  • накопление навыков самостоятельной работы;
  • развитие творческих связей между обучающимися, объединенными общими учебными и научными интересами.

Подобную конференцию можно проводить внутри учебного заведения среди учеников разных классов, а также возможен вариант привлечения других школ.


Библиографический список
  1. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л. “Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов”— изд. Питер 2005 год
  2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н.: Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Латчук В. Н., Миронов С. К. Вангородский С. Н. М. – ДРОФА, 2010.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Поурочные разработки. Пособие для учителя / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2017
  5. Дурнев, Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие/Р.А. Дурнев. – М.: Дрофа, 2013
  6. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова. – М., 2008
  7. Внеклассная и внешкольная работа: Учеб. -метод. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина ; Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – Москва: Просвещение,1972


Все статьи автора «Горицкая Ксения Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация