СОВРЕМЕННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД УДМУРТОВ: ОСОБЕННОСТИ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Коробова Татьяна Васильевна
Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук
младший научный сотрудник, кандидат филологических наук

Аннотация
В данной статье предпринята попытка провести анализ современного состояния удмуртской свадьбы. Оставаясь одной из наиболее жизнеспособных традиций, её структура претерпевает закономерные изменения. Обычаи и ритуалы, изначально направленные на помощь участникам в адаптации к новым социальным ролям, теряют своё символическое значение. Многие из них воспринимаются как развлекательные мероприятия или исчезают вовсе. В то же время появляются новые ритуалы, которые становятся неотъемлемой частью свадебной церемонии и формируют новый тип свадьбы, обладающий определёнными особенностями и становящийся традиционным для современного общества.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Коробова Т.В. Современный свадебный обряд удмуртов: особенности и культурное значение // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/12/102866 (дата обращения: 01.05.2025).

История изучения удмуртской свадьбы насчитывает около четырёх столетий и начинается с конца XVIII века, когда по инициативе Петербургской Академии наук были организованы экспедиции по изучению народов Поволжья (удмуртов, татар, мордвы, коми, марийцев и др.) [1;2;3;4]. С тех пор собран богатейший материал по свадебной обрядности удмуртов. Ученые посвящают свои исследования как этнографическим, так и фольклорным аспектам этого обряда, уделяя особое внимание поэтическим текстам и музыкальным жанрам [5; 6; 7; 8; 9; 10]. Ряд работ посвящён изучению терминологического аспекта удмуртской свадьбы [11; 12; 13; 14; 15].

Современные исследователи также уделяют внимание сравнительному анализу традиций и нововведений в свадебном обряде [14; 16]. Однако этот вопрос остаётся недостаточно изученным и актуальным на сегодняшний день.

Изучение изменений обряда в исторической перспективе «позволяет наглядно увидеть динамику духовных ценностей общества, а также понять связь свадебных ритуалов с общекультурным опытом, этническими и конфессиональными особенностями и их трансформацией в социокультурной среде» [17, с. 1).

Таким образом, сосуществование традиционных элементов и нововведений в свадебной обрядности представляет собой живой процесс, формирующий уникальный вариант свадьбы, соответствующий своему времени и социальному строю общества.

Современный свадебный обряд удмуртов остаётся наиболее жизнеспособным среди всего традиционного обрядового комплекса и отличается высокой степенью сохранности многих элементов, но, являясь значимой частью жизни, он закономерно меняется. Сегодня в удмуртском свадебном обряде чётко прослеживается наложение трёх основных слоёв: традиционного обряда; компонентов советского периода и новых веяний, связанных с глобализационными процессами.

При сохранении традиционной трехчастной структуры (предсвадебный, свадебный и послесвадебный этапы) существенно изменилось содержание каждого из них. Произошло сокращение этапов обряда, изменились или исчезли функции участников, поменялось поэтическое и музыкальное сопровождение.

Предсвадебный этап почти лишён и обрядовой составляющей. Из всех досвадебных церемоний сохранилось лишь сватовство, которое теперь стало скорее желательным элементом и почти полностью утратило своё ритуальное значение. Всё реже используются удмуртские термины «ныл куран» (букв. «просить девушку») и «ныл юан» (букв. «спрашивать девушку»). Молодёжь предпочитает употреблять заимствованные из русского языка термины «помолвка» и «обручение».

Обычно современные молодые люди некоторое время встречаются и дружат перед тем, как вступить в брак. В некоторых случаях они могут жить вместе, особенно в городах. С родителями друг друга молодые люди обычно знакомятся заранее, поскольку в современном обществе не считается зазорным приходить в гости до сватовства. Если пара принимает решение о свадьбе, то молодые люди сообщают об этом своим родителям. Поскольку родители уже знакомы с выбором своего ребёнка, они обычно соглашаются и оказывают всяческую поддержку и помощь.

По прошествии определённого времени назначается день прибытия сватов. Подготовка к этому событию варьируется в зависимости от местных обычаев, семейных устоев, личных предпочтений молодых людей и их родителей.

В различных районах Удмуртии удмуртская культура сохраняется и популяризируется под воздействием множества факторов. В некоторых семьях к сватовству относятся с особым вниманием: заказывают пошив традиционных нарядов, готовят национальные блюда, проводят ремонт в доме.

На сватовство принято приглашать ближайших родственников и друзей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. В назначенный день жених, его родители и друзья прибывают в дом невесты. Традиция начинать сватовство с иносказаний сохраняется до сих пор. Обычно сваты начинают свою речь с таких фраз: «Ветылдэс вузаны малпаськоды шуыса кылӥм» (букв. «Слышали, что вы тёлочку свою продавать собираетесь»), «Ветылмы ышиз» (букв. «У нас телочка потерялась») и др. Родственники невесты отвечают в шутливой отвечают, что у них нет тёлочки, и они ничего не продают и т.д. Всё происходит в атмосфере веселья и радости, но каждый участник понимает, что это часть традиционного ритуала.

Родственники невесты приглашают гостей за стол. Обычно встреча проходит в атмосфере традиционного застолья, когда гости общаются, наслаждаются угощениями и напитками. Во время трапезы звучат удмуртские и русские песни, в основном народные, но также и современные хиты, известные молодёжи. На этой встрече происходит знакомство сторон, обсуждаются различные материальные и организационные вопросы.

После сватовства девушка переезжает к жениху в его дом. Она может оставаться там до самой свадьбы, как полноправный член семьи, или же вернуться домой, но не раньше, чем через три дня.

Подготовкой к свадьбе обычно занимаются сами молодые, но не без помощи родителей, родственников и друзей. Выбор времени и места для торжества, поиск ведущего и фотографа, оформление свадебного кортежа и банкетного зала — всё это требует немалых усилий и материальных ресурсов.

Покупка свадебного платья обычно ложится на плечи невесты. Часто ей помогают мать, сестра или подруга. Примерка свадебного платья остаётся табуированным обрядом. Считается плохой приметой, если жених увидит платье до свадьбы. Обручальные кольца, по традиции, покупает будущий муж.

Современная удмуртская свадьба, как правило, проходит в два дня и состоит из двух этапов. Первый день торжества проходит в доме невесты, а второй в доме жениха. Оба эти события объединяются одним словом «сюан» («свадьба»).

Утром первого дня в доме невесты начинается подготовка к встрече жениха. Невеста облачается в белоснежное свадебное платье, ей делают красивую причёску, а старшие женщины накрывают праздничный стол. Подруги и сёстры невесты готовят для жениха и его друзей творческие «испытания» и конкурсы.

В этот момент в доме жениха собираются участники его свадебного кортежа. Друзья жениха наряжают свои автомобили яркими лентами, наклейками и воздушными шарами. Автомобиль жениха и невесты считается главным в кортеже, поэтому ему уделяют особое внимание. Часто молодые люди заказывают услуги по украшению машины в специализированных организациях. Головной автомобиль должен выделяться среди остальных. В зависимости от материального достатка семей, его украшают множеством живых или искусственных цветов.

Одной из ярких черт современной свадьбы является стремление жениха и невесты выбрать самый лучший автомобиль. Если у них нет подходящей машины, они могут воспользоваться автомобилем своих родственников или друзей. Жители городов также имеют возможность взять автомобиль напрокат в специализированных салонах.

Перед приездом жениха в доме невесты закрывают ворота. Чтобы их открыть, жениху приходится пройти через необычное испытание: под воротами просовывают лопату, на которую он должен положить деньги. В этом ему помогают все присутствующие родственники и друзья. Этот момент сопровождается весельем и шутками. Родственники невесты подшучивают над женихом, говоря, что проверяют, сколько денег он готов отдать за возможность увидеться с невестой.

Войдя во двор, жених сталкивается с другими «испытаниями», подготовленными подругами невесты: выкупает угощения для родственников девушки (шоколад, конфеты, шампанское); ищет невесту по отпечаткам губ; произносит невесте нежные слова на каждом шагу, загадывает загадки, отвечает на вопросы и т. д.

Во время испытаний жениха невеста прячется в доме или во дворе. Жених отправляется её искать, но находит «подставную» невесту. Это может быть другая девушка, переодетый парень или мужчина, пожилая женщина. Исследователи объясняют этот игровой момент «представлением о переходе девушек в иной статус… Это один из способов «обезличивания» девушек, которые в этом статусе лиминальны, связаны с представлениями о нездешнем/потустороннем мире» [18, с. 194]. Другими словами, этот обряд призван оградить невесту от воздействия злых сил, порчи и сглаза. Безусловно, для современных людей этот элемент не несёт смысловой нагрузки и является лишь интересным моментом свадебного обряда.

Когда жених находит свою настоящую невесту, все заходят в дом. Родители или бабушка благословляют молодых, стоя перед ними с иконой. Они произносят небольшую речь, после чего молодожены целуют икону.

Для официального заключения брака молодые отправляются в ЗАГС, где церемония уже подготовлена и согласована с его работниками. Всё проходит в соответствии с установленными правилами. Сегодня некоторые ЗАГСы Удмуртии предлагают провести процедуру бракосочетания на удмуртском языке.

После официальной регистрации традиционно молодожены и участники свадьбы отправляются кататься в свадебном кортеже. Для жителей города и окрестностей посещение памятных является неотъемлемой частью современного свадебного ритула. Это определенные, «особые» точки, где производятся ритуальные действия. В катании обычно участвует только молодежь, в то время как гости старшего поколения встречают молодых за свадебным столом. Учёные считают, что посещение «свадебных достопримечательностей» служит для того, чтобы «сакрализовать современный свадебный обряд», а стремление к сакрализации обусловлено тем, что «свадебные обряды относятся к числу обрядов перехода» [19, с. 29].

В современной традиции сохраняется обряд, связанный с катанием молодых. Свадебный кортеж должен семь раз проехать по мосту через реку, при этом через последний мост жених переносит невесту на руках. В традиционной мифологии мост является одним из символов перехода [20]. Число 7 является суммой двух основных числовых параметров – 3 и 4, засвидетельствованных практически во всех традициях и поэтому становится ясным его сакральный характер (например, 7 как выражение идеи Вселенной, как полный состав пантеона, как константу в описании мирового дерева, как число дней недели и т.д.) [21, с. 139].

Вечером этого же дня все приглашённые собираются в кафе или в столовой, где уже все готово к празднованию: помещение украшено шарами и плакатами, накрыты столы. В современной традиции часто для украшения зала приглашают свадебных декораторов.

Перед входом молодых встречают родители или мать жениха с иконой и караваем в руках. После благословения жених и невеста должны откусить от каравая. Считается, что тот, кто откусит больший кусок, будет хозяином в доме.

Проведение свадьбы можно заказать у специалистов, которые составят сценарий праздника. В роли тамады или ведущего могут выступить и работники культуры, артисты, учителя или родственники. Современные ведущие свадебного застолья работают по сценарию, который включает в себя как празднично-развлекательную часть («игровую программу»), так и ритуально-обрядовую (знакомство породнившихся родов, вручение подарков молодым, обозначение нового семейного статуса для членов семей, порядок подачи блюд и др.). Важно отметить, что эти два аспекта гармонично переплетаются друг с другом [22, с. 48].

В городских условиях свадьба обычно празднуется один день, на следующий день собираются только близкие родственники.

В сельской местности, напротив, утром следующего дня все гости собираются в доме жениха. Здесь молодым проводят испытания, которые хоть и являются традиционными, в наши дни носят скорее игровой и развлекательный характер. Невеста должна испечь табани – традиционное удмуртское блюдо, принести воду из колодца или из другого источника воды, подмести мусор, который заранее разбрасывают, и собрать монеты. Задача жениха – расколоть чурку с вбитыми в нее монетами. Действия невесты высмеивались, а её работе всячески мешали родственники жениха. Такое поведение указывает на наличие бинарной оппозиции «свой/чужой» и призвано оградить жениха и невесту (семью) «от сглаза, от неудач в будущей совместной жизни» [23, с. 407].

Одной из особенностей современной удмуртской свадьбы является возможность проведения торжества в соответствии с народными традициями в специально оборудованных местах семейных парках, базах отдыха и др. Организаторы предлагают свои услуги по проведению различных обрядов для молодоженов.

Одним из самых масштабных мест в Удмуртии, где проводятся свадьбы в этническом стиле, является музей-заповедник под открытым небом «Лудорвай». Здесь молодожёны могут примерить традиционные удмуртские костюмы и пройти по свадебному маршруту, который включает в себя множество ритуальных действий, призванных оберегать и приумножать благополучие новой семьи. Среди них: игра на тангыре ударном музыкальном инструменте, похождение за живой водой к источнику, зажжение семейного очага, а также гуляния с гармошкой и другие развлечения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современная свадьба удмуртов существенно отличается от свадьбы, которую описывают исследователи XIX в. Старые обычаи и ритуалы, призванные помочь организации социальных перевоплощений участников свадьбы, приспособлению к новым жизненным ролям, теряют свое символическое значение. Многие ранее серьезно воспринимаемые обычаи со временем превращаются в свадебные розыгрыши, а другие исчезают совсем. Магическая функция преобразовалась в эстетическую и этическую.

Одна из причин изменений – изменившиеся этнографические реалии. Меняются предметы быта, пища, транспортные средства, что приводит к исчезновению или трансформации обычаев.

Другая причина изменение традиционного мировоззрения. Современный мир испытывает на себе влияние глобализации, которая обусловлена информационной революцией. Это революционное преобразование оказывает значительное воздействие на все сферы человеческой жизни, наделяя их качественно новыми чертами. Компьютеризация, Интернет и спутниковые коммуникации связывают воедино экономику, науку и культуру всех стран и регионов мира. В результате формируется массовое культурное сознание, которое охватывает всё большее количество людей. Сегодня свадьба проводится по универсальным сценариям, которые представляют собой набор эффектных ритуалов, уже ставших массовыми в контексте традиции. Однако подобные сценарии способствуют появлению новых традиций, передаваемых как устно, так и письменно. Несмотря на то что каждая часть свадебного обряда сохраняет свою трёхчастную структуру и ряд традиционных элементов, которые органично в неё входят и устойчиво сохраняются, каждая часть наполняется разнообразными ритуалами с переосмысленными и трансформированными элементами. Это позволяет утверждать, что современная удмуртская свадьба представляет собой устойчивую обрядовую традицию, исторически новый тип традиционной свадьбы, обладающий определёнными особенностями.


Библиографический список
  1. Рычков Н. П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году. СПб, 1770. 190 с.
  2. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768–1769 гг. Ч. 3, половина вторая. СПб, 1788.
  3. Миллер Г.Ф. 1791. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков, с показанием их жительства, политического учреждения, телесных и душевных дарований, какое платье носят, от чего и чем питаются, о их торгах и промыслах, каким языком говорят, о художествах и науках, о естественном и вымышленном их языческом законе, також о всех употребительных у них обрядах, нравах и обычаях: С прил. многочисл. слов на семи разн. яз., как-то на казан.-татар., черемис., чуваш., вотяц., мордов., перм. и зырян. и приобщ. пер. Господней молитвы Отче наш на черемис. и чуваш. яз. СПб, 1791. 100 с.
  4. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / предисл. и прим. В. А. Дмитриева. Перепеч. с изд. 1799 г. с испр. и доп.; изд. 2. СПб, 2007. 808 с.
  5. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998. 356 с.
  6. Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск, 1999. 272 с.
  7. Нуриева, Ирина 2004. Песни завятских удмуртов. Ижевск, 2004. Вып. 2. 332 с.
  8. Слесарева М. Т. Сравнительная поэтика обрядовых песен восточных финно-угорских народов (свадебные жанры): дис… канд. филол. наук; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М., 1983. 177 с.
  9. Ходырева М. Г. Песни северных удмуртов. Вып. 1. Ижевск: 1996. 120 с.
  10. Чуракова Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов, 1986. 148 с.
  11. Владыкина Т.Г. Атрибутивные и вербальные параллели в удмуртском и русском свадебном ритуалах // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: материалы I Межрегиональной конференции и VII Международной школы молодого фольклориста (Ижевск, 23–26 октября 2005 г.) / отв. ред. В. М. Гацак, Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2006. С. 50–57.
  12. Нуриева И. М. Удмуртская свадьба: структура, терминология, музыкальный код // Финно-угорский мир. 2016. №2. С. 101-105.
  13. Окунева Т.В. Терминология участников удмуртской свадьбы // Татарская фольклористика: исследования молодых. Сб. материалов чтений школы молодых фольклористов. Казань, 2010. С. 99–106.
  14. Окунева Т.В. Терминология удмуртской свадебной обрядности как культурная информация // Social Science. Общественные науки. Всероссийский научный журнал. М., 2012. С.107–111.
  15. Коробова, Татьяна 2023. Термины родства и свойства в удмуртских свадебных песнях / Т.В. Коробова, Т.И. Панина // Russian Linguistic Bulletin. – 2023. – №12 (48). – URL: https://rulb.org/archive/12-48-2023 december/10.18454/RULB.2023.48.44 (дата обращения 25.10.2024).
  16. Дорофеева, Марина 2008. Удмуртская свадьба: история и современность // Материалы докладов I-ой Всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь и наука на Севере» (в 3-х томах). Том II. Сыктывкар: Республика Коми. 14–18 апреля 2008. Сыктывкар, 2008. С. 119–120.
  17. Чиркова Н. В. Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S6. URL: http://e-koncept.ru/2017/470083.htm (дата обращения 24.10.2024).
  18. Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал монография / УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск, 2018. 298 с.
  19. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 28–39.
  20. Топоров В.Н. Мост // Мифы народов мира. М., 1991. С. 176–177.
  21. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М., 2010. 496 с.
  22. Матлин М. Г. Современные свадебные обычаи и обряды русского населения города Ульяновска // Традиционная культура. 2003. № 1. С 41–50.
  23. Глухова Г.А. Ряженье в системе удмуртской традиционной свадьбы // «Ми ум вераське – лул-сюлэм вера…» = «Не мы говорим – душа говорит…»: коллективная монография / Т.Г. Владыкина [и др.]; сост. и отв. ред. Т.И. Панина, Е.В. Ложкина. Ижевск, 2023. С. 402-407.


Все статьи автора «Коробова Татьяна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: