ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У ДЕВУШЕК

Пальцева Екатерина Олеговна
Воронежский государственный университет
студент 2 курса магистратура направление 37.04.01 Психология

Аннотация
В статье проводится теоретический анализ гендерных особенностей личности и их отражение в системе представлений о материнстве. Автор уделяет внимание понятиям «маскулинность», «фемининность», «андрогинность», обращаясь к их определению в гендерной психологии. В статье проанализированы данные эмпирических исследований женщин с выраженными гендерными особенностями в условиях материнства. Автор делает вывод о наличии гендерной специфики представлений о материнстве у девушек. Статья будет полезна студентам, педагогам-психологам в организации и проведении просветительской работы в области материнства.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пальцева Е.О. Гендерные особенности представлений о материнстве у девушек // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/12/102791 (дата обращения: 21.04.2025).

В современном обществе прослеживается усиление гендерной лиминальности, изменение роли женщины в социуме, проявляющейся в стремлении к лидерству, реализации в профессиональной сфере. Женщины активно участвуют в общественной деятельности, успешно конкурируют с мужчинами. Социально-экономические изменения, которые сопровождают эти процессы, приводят к значительным социокультурным сдвигам, включающим переориентацию жизненных ролей мужчины и женщины, изменение стереотипов маскулинности и фемининности. Установка на независимость и личностный успех как ключевые концепты современного общества продолжают укрепляться, что ведет к ослаблению института семьи, откладыванию материнства на более поздний возраст, уменьшению количества детей в семье [1, 9]. Таким образом, в современном мире наблюдается маскулинизация женщин, особенно ярко это проявляется у молодого поколения, находя отражение в стиле одежды, повседневном поведении, мировоззрении.

В юношеском возрасте происходят существенные изменения в системе личности, которые способствуют дальнейшему ее переходу к взрослой жизни. Данный возрастной период характеризуется высокой познавательной мотивацией и социальной активность, развиваются значимые психологические новообразования, продолжается становление системы ценностных ориентаций и идентичности. Юношеский возраст представляет собой ближайший репродуктивный резерв общества и один из наиболее важных этапов становления материнства [4].

Итак, зададимся вопросом: «Как гендерные особенности находят отражение в системе представлений о материнстве?».

Представление о материнстве – это наглядный образ материнства, возникающий на основе имеющегося опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В сознании девушек существуют некоторые образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, когнитивные модели планирования жизненного уклада, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом в контексте материнства. Представления о материнстве формируются прижизненно на основе личных и социокультурных факторов, которые иерархически организованы и проявлены на нескольких уровнях: макросистема – уровень влияний общества; мезосистема – уровень влияния родительской семьи; микросистема – уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности [8].

Остановимся подробнее на уровне конкретной личности: нас интересуют гендерные особенности как часть системы психологических свойств и качеств личности, которые находят отражение в системе представлений о материнстве.

Впервые в научный оборот понятие «гендер» введено американским психоаналитиком Р. Столлером во второй половине ХХ века [11], который определил его, как социальный пол человека, характеризующийся особыми психологическими свойствами, поведением и отношением в обществе. «Гендер» представляет собой набор символов, норм и законов, формируемых обществом в процессе своего развития и регулирующих жизнь человека и общества, следовательно, он является искусственным, социально сконструированным.

В каждом обществе в определенный исторический период устанавливается своя система символов, ролей и норм, которые определяют понятия «женственность» и «мужественность» и предписывают мужчинам и женщинам поведение, соответствующее этим ценностям, проявляясь в общественном сознании в форме стереотипов. Гендерные стереотипы – это «стандартизированные представления о моделях поведения и особенностях характера, которые отвечают понятиям «мужское» и «женское» [5]. Стереотипы осознаются и приобретаются индивидом в процессе социализации в группе, к которой он принадлежит (семья, друзья, учителя, СМИ и др.). Согласно теории гендерной схемы С. Бэм [2], гендерные стереотипы усваиваются в процессе первичной социализации в соответствии с половой самоидентификацией ребенка. Ориентируясь на взрослых людей, дети воспринимают и упорядочивают внешнюю информацию в соответствии с нормативными представлениями о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях, в дальнейшем конструируя свое поведение в соответствии с освоенными стереотипами – гендерными схемами.

И. С. Клецина выделяет несколько групп гендерных стереотипов [6]: в стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, такие как уверенность в себе, логическое мышление, агрессивность, доминантность, способность к лидерству и другие. Фемининность рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», что проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Социально значимой ролью для женщины считается роль домохозяйки и матери. Мужчинам предлагается активное участие в общественной жизни, стремление к профессиональному успеху и ответственность за обеспечение семьи. Традиционно женский труд должен быть исполнительным и обслуживающим, относящимся к экспрессивной сфере деятельности. Мужчинам же доступны творческие и руководящие должности, их работа связана с инструментальной сферой деятельности. Таким образом, гендерные стереотипы могут ограничивать самореализацию мужчин и женщин, ставя преграды на пути развития их индивидуальности.

Т. В. Бендас понятия «маскулинность» и «феминность» определяет следующим образом [3]: «Маскулинность –  набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. д. Фемининность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. д.».

Вплоть до XIX века маскулинность и фемининность считались взаимоисключающими качествами, появление и развитие феминизма оказало влияние на изменение прав и свобод женщин, на переосмысление традиционных гендерных ролей, функции женщины в семье и в обществе.  Появившаяся в 1974 г. концепция андрогинии С. Бем получила широкое распространение во всем мире. Согласно этой концепции, мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики, таким образом, под андрогинией понимается «баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт» [2]. Андрогиния, как со­четание традиционно женских и мужских черт – значимая психоло­гическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации. Она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. В условиях современного общества формируется новый взгляд на содержание маскулинности/ фемининности и отношения полов, в рамках которого происходит отказ от жестких стереотипных женских и мужских характеристик, что способствует формирование андрогинного типа идентичности представителей полов.

Обратимся к исследованиям материнства в контексте гендерных особенностей личности. Н. Н. Федулова в ходе анализа динамики личностных особенностей маскулинных и фемининных женщин в период беременности сделала следующие выводы: с первого по третий триместр у беременных женщин с выраженными маскулинными чертами наблюдается ухудшение качества общения, самооценки и усиление агрессивности. Маскулинные женщины становятся более раздражительными, нестабильными в эмоциональном плане и склонными к депрессии. У беременных женщин с выраженными фемининными чертами возрастает потребность в общении, повышается самооценка и активность, что говорит о позитивном прохождении фемининной женщиной периода беременности [10].

Исследование Ю. С. Невядомской показало, что гендерный тип матери влияет на особенности ее родительского отношения. Матери с андрогинным гендерным типом демонстрируют более сбалансированный стиль воспитания по сравнению с матерями с выраженной маскулинностью или фемининностью. Андрогинные матери обладают высокой эмпатией, чувствительностью к потребностям ребенка и менее авторитарны, в большей степени стремятся к сотрудничеству со своими детьми, проявляют к ним заинтересованность, стремятся участвовать в их делах. Матери с преобладанием маскулинного гендерного типа отличаются директивностью, выстраивают отношения с ребенком по типу авторитарной гиперсоциализации, ощущают жертвенность себя в роли матери, чувствуют себя неудовлетворенными при выполнении только функций домохозяйки. Матери с фемининным типом личности предъявляют детям меньше требований и в воспитании применяют методы гиперопеки и потакания их желаниям. Они акцентируют внимание на детских качествах ребенка, что может привести к формированию у него чувства зависимости. Матери с доминирующими фемининными чертами больше сосредоточены на интересах семьи и сохраняют подчинённую позицию, не стремясь к самостоятельности [7].

Таким образом, проведенное нами теоретическое исследование, основанное на эмпирических данных, подтвердило наличие гендерной специфики представлений о материнстве. Возможно применение полученных результатов в консультационной работе с девушками, направленную на повышение компетентности в вопросах материнства, гармонизацию представлений о материнстве у девушек с учетом гендерных особенностей.


Библиографический список
  1. Баженова О. В. Готовность к материнству : Выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова,О. А. Копыл // Синапс. – 1993. –  № 4. – С. 35–42.
  2. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Л. Бем. – Москва : РОССПЭН, 2004. – 331 с.
  3. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 431 с.
  4. Долгих А. Г. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском возрасте / А. Г. Долгих, Е. И. Захарова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – № 2. – С. 89–99.
  5. Козлов В. В. Гендерная психология / В. В. Козлов, Шухова Н. А. –  Москва : ИП Петросян, 2022. – 296 с.
  6. Клецина И. С. Гендерная психология. 2-е изд. / И. С. Клецина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 496 с.
  7. Невядомская Ю. С. Особенности родительского отношения матерей с разным гендерным типом: ВКР (Магистерская диссертация) по специальности 37.04.01 «Психология» / Ю. С. Невядомская. – Тольятти : ТГУ, 2023. – 82 с.
  8. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  9. Серебрякова Т. А. Эмпирический подход к изучению гендерных особенностей представлений о родительстве / Т. А. Серебрякова, И. А. Конева, В. Э. Семенова, Л. Э Семенова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2 (34). – С. 99–109
  10. Федулова Н. Н. Динамика личностных особенностей маскулинных и феминных женщин в период беременности / Н. Н. Федулова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 5. – С. 355–360.
  11. Stoller R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity / R. J. Stoller. – New York: Science House, 1968. – 383 p.


Все статьи автора «Пальцева Екатерина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: