В современных вузах в настоящее время широко используется интерактивный формат обучения, что весьма актуально в эпоху цифровизации. Традиционные методы обучения, основанные на лекциях и семинарах, остаются, несомненно, эффективными, но не вызывают особого интереса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых методов, способных повысить эффективность обучения и привлечь внимание студентов. При реализации основных образовательных программ по логистике преподаватели вузов сталкиваются с необходимостью интеграции в учебный процесс новых методов обучения, повышающих мотивацию студентов, формирующих практические навыки и готовящих их к реальным вызовам профессии. Геймификация, как подход, использующий игровые механики в неигровых контекстах, является перспективным инструментом решения этой задачи.
Цель исследования: обосновать необходимость использования технологии геймификации в процессе обучения логистов и доказать ее эффективность на практических занятиях при имитационном моделировании.
В нашем исследовании мы считаем необходимым подробно изучить сущность понятий «геймификация» и «имитационное моделирование».
Теоретической и методологической основой исследования являются концепции и идеи таких авторов, как Дражан, Р.В. Статья: Владение цифровыми технологиями и знание английского языка в профессиональной деятельности судоводителя.
Концепция: В статье обосновывается актуальность освоения современных цифровых технологий в профессиональной деятельности судоводителя при работе на морских торговых судах, а также тесная связь цифровых знаний и знания морского английского языка. Авторы приводят примеры использования цифровых технологий на ходовом мостике и устанавливают связь между работой электронных устройств и морским английским языком.
Статья Кэп Хоган: «Геймификация по замыслу»
Концепция: Кэп Хоган в свой статье предлагает системный подход к геймификации, основанный на использовании “геймдизайна”. Кэп Хоган предполагает использование игровой механики, динамики и эстетики для достижения целей вне игр.
Ян Боглар Статья: «Геймификация в образовании: обзор литературы»
Концепция: Ян Боглар исследует обзор литературы по геймификации в образовании, анализирует различные подходы и методы применения геймификации. И определяет ключевые факторы успеха и барьеры для использования геймификации в образовательном процессе.
Статья Юк Чой: «Структура геймификации в образовании»
Концепция: Юк Чой в своей статье разрабатывает структуру геймификации в образовании, включая этапы планирования, разработки и оценки геймифицированного обучения.
Сергей Терентьев, Статья: «Геймификация как инструмент мотивации и вовлеченности в образовании»
Концепция: Сергей Терентьев исследует в статье роль геймификации в повышении мотивации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Анализирует влияние различных игровых механик на познавательную активность учащихся и успеваемость.
Себастьян Стерн. Статья: «Геймификация: обзор литературы и основа для будущих исследований»
Концепция: Статья содержит многогранный обзор литературы по геймификации и предлагает рамки для будущих исследований в этой области. Исследует ключевые темы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Это лишь несколько примеров авторов и концепций в области геймификации. Есть много других исследователей, которые вносят свой вклад в эту область.
Как сделать обучение логистике не просто скучным учебным процессом, а увлекательным приключением? Геймификация - это не просто игра, это революция в образовании!
Мы уверены, что идею геймификации как игрового элемента в неигровом контексте, таком как преподавание, бизнес, маркетинг, автор пришел к выводу, геймификация может стать ключом к успеху в обучении логистике на практических занятиях по логистике для:
- Повышения мотивации. Представьте себе: студенты становятся руководителями логистических компаний. Развитие практических навыков. Дaннaя технология может быть использована для имитирования реальных логистических задач, что позволит студентам развивать практические умения и навыки принятия решений , оптимизации процессов и управления ресурсами , и в том числе взаимодействие с поставщиками .
- Понимание теории: технология поможет студентам лучше понять системные концепции логистики, применяя их на практике.
- Создание конкурентной среды. Игры будут стимулировать конкуренцию между студентами и повышать их трудоспособность и результативность .
Геймификация предоставляет нам грандиозное множество возможностей для улучшения качества обучения практическим навыкам.
Симуляторы представляют собой инструменты , которые помогают управлять виртуальными складами , оптимизировать логистические маршруты доставки груза морским транспортом ,контролировать запасы и выполнять массу других производственных задач.
- Деловые игры : учащиеся могут выступать в роли менеджеров логистических компаний, решая реальные проблемы и принимая решения.
- Виртуальные квесты: учащиеся могут выполнять виртуальные квесты, которые включают решение логистических задач, поиск информации и взаимодействие с другими участниками.
- Игры с элементами соревнования. Студенты могут соревноваться в решении логистических задач, оптимизации процессов и т.д.
Геймификация является не только увлекательным , но и эффективным способом обучения логистики. Она повышает мотивацию студентов и способствует развитию практического мышления у будущих профессионалов. Благодаря геймификации процесс обучения превращается в захватывающую симуляцию, своего рода «тренировочный полигон». На котором студенты могут оттачивать свои навыки и знания , готовясь к реальной работе в сфере логистики .
Представьте, что вы — будущий логист, надеваете VR-гарнитуру и оказываетесь на виртуальном складе. Вокруг вас бурлит активная работа: роботы разгружают грузовики, дроны перемещаются с посылками, а виртуальные сотрудники ловко управляют тележками. Вы находитесь в самом центре виртуального хаба, где можете свободно проводить эксперименты, изменяя конфигурацию склада, перемещая оборудование и оптимизируя маршруты и процессы. Всё это происходит в реальном времени, без риска для настоящих ресурсов, что позволяет вам развивать навыки и приобретать ценный опыт в управлении логистическими процессами.
В процессе имитационного моделирования используются компьютерные модели для создания виртуальных реплик реальных процессов, которые затем подвергаются имитации. В безопасной виртуальной среде можно протестировать различные стратегии, такие как прогнозирование изменения спроса, оптимизация маршрутов доставки и управление запасами в условиях неопределенности. В ходе практических занятий будущие логисты могут развить следующие навыки:
Начинать эксперименты с минимальными рисками для реального бизнеса: изменяйте параметры и условия для тестирования различных идей на их эффективность, а также выбирайте наиболее оптимальный вариант.
Приобретение ценного практического опыта: применяйте теоретические знания на практике и развивайте навыки решения проблем в реальных ситуациях.
Благодаря моделированию студенты приобретают ценный практический опыт, который способствует их становлению более квалифицированными специалистами в области логистики. Примеры имитационных моделей в данной сфере включают:
Симуляторы склада:
Они предоставляют студентам возможность управлять виртуальным складом, оптимизировать процессы хранения, контролировать запасы и так далее. Например, симулятор склада позволяет учащимся планировать размещение товаров, оптимизировать маршруты для погрузчиков и управлять запасами с учетом колебаний спроса.
Преимущества этих симуляторов: возможность экспериментировать с различными стратегиями складирования, отрабатывать навыки управления запасами и оптимизировать процессы складирования в реальных условиях.
Недостатки: симуляторы могут быть слишком упрощенными и не отражать все нюансы реального склада.
Транспортные симуляторы:
Они предоставляют студентам возможность планировать маршруты доставки, управлять транспортными средствами, оптимизировать процессы доставки и многое другое.
Симулятор транспортной доставки дает возможность студентам разрабатывать наилучшие пути доставки, учитывая состояние дорог, пробки и другие факторы, управлять парком транспортных средств и оптимизировать процессы доставки
Эти симуляторы предоставляют преимущества, такие как возможность тестировать различные стратегии доставки, тренировать навыки управления транспортом и оптимизировать процессы доставки в реальных ситуациях
Недостатки симуляторов заключаются в их простоте и невозможности учесть все сложности реальной доставки.
Симуляторы цепочки поставок:
Симуляторы позволяют студентам управлять виртуальной цепочкой поставок, координировать различные процессы и решать проблемы в условиях неопределенности.
Например, симулятор цепочки поставок позволяет студентам управлять виртуальной цепочкой поставок от производства до доставки товара конечному потребителю, координировать работу складов, транспорта и производства, решать проблемы в условиях меняющегося спроса и непредсказуемых событий. Преимущества этих симуляторов: возможность построения с различными стратегиями управления цепочкой поставок, отрабатывать навыки координации различных процессов и решения проблем в условиях неопределенности.
Дополнительные виды имитационных моделей:
- Производственные симуляторы: используются для моделирования процессов производства и управления запасами на производственных предприятиях.
- Симуляторы розничной логистики: позволяют имитировать процессы доставки товаров в магазины и управления запасами в розничной сети.
- Логистические симуляторы в сфере услуг: используются для моделирования процессов предоставления услуг и управления ресурсами в сфере услуг
Использование имитационного моделирования в обучении логистике является важной частью современного учебного процесса. Оно помогает студентам получить практический опыт, развить необходимые навыки и знания, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Это делает обучение более интересным, практичным и эффективным, подготавливая студентов к успешной карьере и жизни. Автор призывает к широкому использованию имитационного моделирования в образовательном процессе для подготовки высококвалифицированных логистических специалистов.
Геймификация – эффективный способ улучшить процесс обучения основам логистики в университете. Она позволяет студентам приобрести практические навыки, повысить интерес к учебе и более глубоко усвоить теоретические основы предмета. Для успешной интеграции геймификации в учебный процесс необходимо тщательно спланировать ее применение, выбрать подходящие средства и разработать интерактивные сценарии, соответствующие целям обучения. Также важно понимать, что геймификация – это не просто игра, а инструмент, который помогает педагогам создавать более эффективные и увлекательные учебные проекты.
Библиографический список
- Цирулева Л.Д., Щербакова Н.Е. Геймификация в обучении: сущность, содержание, пути реализации технологии // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. № 3. С. 13-17
- Дражан, Р.В. Идеи и перспективы повышения качества профессиональной языковой подготовки в морском вузе / Р.В. Дражан // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2023. – Т. 15, № 2. – С. 48-54. – DOI 10.47370/2078-1024-2023-15-2-48-54. – EDN IHKEXE.
- Дражан, Р. В. Владение цифровыми технологиями и знание английского языка в профессиональной деятельности судоводителя: материалы конференции. / Р. В. Дражан, Я. Р. Бедный // Социально-педагогические проблемы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 131-132. – ISBN 978-5-907561-37-3.
- Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИГРОФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ стр.23-29
- Гейб Зихерманн, Кристофер Каннингем Геймификация по дизайну: внедрение игровой механики в веб- и мобильные приложения стр. 15–35 ISBN: 978-1449397678
- Офосу-Ампонг, К.: Переход к геймификации в образовании: обзор основных проблем. J. Education. Tech. System. 49(1), 113–137 (2020). https://doi.org/10.1177/0047239520917629