ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГИСТИКЕ

Навасарьян Екатерина Игоревна
Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
преподаватель

Аннотация
В данной статье рассматривается необходимость и возможность использования геймификации как инструмента повышения эффективности моделирования профессиональных ситуаций на практических занятиях по логистике на примере Института водного транспорта имени Седова. Автор исследует потенциал геймификации и реализацию данной технологии как инструмента стимулирования активного участия студентов в моделировании ситуаций на практических занятиях по логистике. Автор подчеркивает эффективность геймификации для повышения мотивации студентов, развития их практических навыков и углубления понимания теоретических основ логистики. Автор раскрывает смысл понятия имитационного моделирования и приводит примеры использования технологии геймификации в образовательном процессе, а также рекомендации по ее эффективной интеграции в основную образовательную программу по логистике.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Навасарьян Е.И. Геймификация как инструмент имитационного моделирования в процессе обучения логистике // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/11/102841 (дата обращения: 21.04.2025).

В современных вузах в настоящее время широко используется интерактивный формат обучения, что весьма актуально в эпоху цифровизации. Традиционные методы обучения, основанные на лекциях и семинарах, остаются, несомненно, эффективными, но не вызывают особого интереса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых методов, способных повысить эффективность обучения и привлечь внимание студентов. При реализации основных образовательных программ по логистике преподаватели вузов сталкиваются с необходимостью интеграции в учебный процесс новых методов обучения, повышающих мотивацию студентов, формирующих практические навыки и готовящих их к реальным вызовам профессии. Геймификация, как подход, использующий игровые механики в неигровых контекстах, является перспективным инструментом решения этой задачи.

Цель исследования: обосновать необходимость использования технологии геймификации в процессе обучения логистов и доказать ее эффективность на практических занятиях при имитационном моделировании.

В нашем исследовании мы считаем необходимым подробно изучить сущность понятий «геймификация» и «имитационное моделирование».

Теоретической и методологической основой исследования являются концепции и идеи таких авторов, как Дражан, Р.В. Статья: Владение цифровыми технологиями и знание английского языка в профессиональной деятельности судоводителя.

Концепция: В статье обосновывается актуальность освоения современных цифровых технологий в профессиональной деятельности судоводителя при работе на морских торговых судах, а также тесная связь цифровых знаний и знания морского английского языка. Авторы приводят примеры использования цифровых технологий на ходовом мостике и устанавливают связь между работой электронных устройств и морским английским языком.

Статья Кэп Хоган: «Геймификация по замыслу»

Концепция: Кэп Хоган в свой статье предлагает системный подход к геймификации, основанный на использовании “геймдизайна”.  Кэп Хоган предполагает использование игровой механики, динамики и эстетики для достижения целей вне игр.

Ян Боглар Статья: «Геймификация в образовании: обзор литературы»

Концепция: Ян Боглар исследует обзор литературы по геймификации в образовании, анализирует различные подходы и методы применения геймификации. И определяет ключевые факторы успеха и барьеры для использования геймификации в образовательном процессе.

Статья Юк Чой: «Структура геймификации в образовании»

Концепция: Юк Чой в своей статье разрабатывает структуру геймификации в образовании, включая этапы планирования, разработки и оценки геймифицированного обучения.

Сергей Терентьев, Статья: «Геймификация как инструмент мотивации и вовлеченности в образовании»

Концепция: Сергей Терентьев исследует в статье  роль геймификации в повышении мотивации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Анализирует влияние различных игровых механик на познавательную активность учащихся и успеваемость.

Себастьян Стерн. Статья: «Геймификация: обзор литературы и основа для будущих исследований»

Концепция:  Статья содержит многогранный  обзор литературы по геймификации и предлагает рамки для будущих исследований в этой области. Исследует  ключевые темы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Это лишь несколько примеров авторов и концепций в области геймификации. Есть много других исследователей, которые вносят свой вклад в эту область.

Как сделать обучение логистике  не просто  скучным  учебным процессом, а  увлекательным  приключением? Геймификация  -  это  не  просто  игра,  это  революция  в  образовании!

Мы  уверены,  что идею геймификации как игрового элемента в неигровом контексте, таком как преподавание, бизнес, маркетинг, автор пришел к выводу, геймификация  может  стать  ключом  к  успеху  в  обучении  логистике на практических занятиях по логистике для:

  • Повышения мотивации.  Представьте  себе:  студенты  становятся  руководителями логистических  компаний. Развитие практических навыков. Дaннaя технология может быть использована для имитирования реальных логистических задач, что позволит  студентам развивать практические умения и навыки принятия решений , оптимизации процессов и управления ресурсами , и в том числе взаимодействие с поставщиками .
  • Понимание теории: технология поможет студентам лучше понять системные  концепции логистики, применяя их на практике.
  • Создание конкурентной среды. Игры будут стимулировать конкуренцию между студентами и повышать их трудоспособность  и результативность .

Геймификация  предоставляет нам грандиозное множество  возможностей для улучшения качества обучения практическим навыкам.

Симуляторы представляют собой инструменты , которые помогают управлять виртуальными складами , оптимизировать логистические маршруты доставки груза морским транспортом ,контролировать запасы и выполнять массу других производственных задач.

  • Деловые игры : учащиеся могут выступать в роли менеджеров логистических компаний, решая реальные проблемы и принимая решения.
  • Виртуальные квесты: учащиеся могут выполнять виртуальные квесты, которые включают решение логистических задач, поиск информации и взаимодействие с другими участниками.
  • Игры с элементами соревнования. Студенты могут соревноваться в решении логистических задач, оптимизации процессов и т.д.

Геймификация является не только увлекательным , но и эффективным способом обучения логистики. Она повышает мотивацию студентов и способствует развитию практического мышления у будущих профессионалов. Благодаря  геймификации  процесс обучения превращается в захватывающую симуляцию, своего рода «тренировочный полигон». На котором студенты могут оттачивать свои навыки и знания , готовясь к реальной работе в сфере логистики .

Представьте, что вы — будущий логист, надеваете VR-гарнитуру и оказываетесь на виртуальном складе. Вокруг вас бурлит активная работа: роботы разгружают грузовики, дроны перемещаются с посылками, а виртуальные сотрудники ловко управляют тележками. Вы находитесь в самом центре виртуального хаба, где можете свободно проводить эксперименты, изменяя конфигурацию склада, перемещая оборудование и оптимизируя маршруты и процессы. Всё это происходит в реальном времени, без риска для настоящих ресурсов, что позволяет вам развивать навыки и приобретать ценный опыт в управлении логистическими процессами.

В процессе имитационного моделирования используются компьютерные модели для создания виртуальных реплик реальных процессов, которые затем подвергаются имитации. В безопасной виртуальной среде можно протестировать различные стратегии, такие как прогнозирование изменения спроса, оптимизация маршрутов доставки и управление запасами в условиях неопределенности. В ходе практических занятий будущие логисты могут развить следующие навыки:

Начинать эксперименты с минимальными рисками для реального бизнеса: изменяйте параметры и условия для тестирования различных идей на их эффективность, а также выбирайте наиболее оптимальный вариант.

Приобретение ценного практического опыта: применяйте теоретические знания на практике и развивайте навыки решения проблем в реальных ситуациях.

Благодаря моделированию студенты приобретают ценный практический опыт, который способствует их становлению более квалифицированными специалистами в области логистики. Примеры имитационных моделей в данной сфере включают:

Симуляторы склада:

Они предоставляют студентам возможность управлять виртуальным складом, оптимизировать процессы хранения, контролировать запасы и так далее. Например, симулятор склада позволяет учащимся планировать размещение товаров, оптимизировать маршруты для погрузчиков и управлять запасами с учетом колебаний спроса.

Преимущества  этих  симуляторов:  возможность  экспериментировать  с  различными  стратегиями  складирования,  отрабатывать  навыки  управления  запасами  и  оптимизировать  процессы  складирования  в  реальных  условиях.

Недостатки:  симуляторы  могут  быть  слишком  упрощенными  и  не  отражать  все  нюансы  реального  склада.

Транспортные симуляторы:

Они предоставляют студентам возможность планировать маршруты доставки, управлять транспортными средствами, оптимизировать процессы доставки и многое другое.

Симулятор транспортной доставки дает возможность студентам разрабатывать наилучшие пути доставки, учитывая состояние дорог, пробки и другие факторы, управлять парком транспортных средств и оптимизировать процессы доставки

Эти симуляторы предоставляют преимущества, такие как возможность тестировать различные стратегии доставки, тренировать навыки управления транспортом и оптимизировать процессы доставки в реальных ситуациях

Недостатки симуляторов заключаются в их простоте и невозможности учесть все сложности реальной доставки.

Симуляторы цепочки поставок:

Симуляторы позволяют студентам управлять виртуальной цепочкой поставок, координировать различные процессы и решать проблемы в условиях неопределенности.

Например, симулятор цепочки поставок позволяет студентам управлять виртуальной цепочкой поставок от производства до доставки товара конечному потребителю, координировать работу складов, транспорта и производства, решать проблемы в условиях меняющегося спроса и непредсказуемых событий.   Преимущества  этих  симуляторов:  возможность  построения с  различными  стратегиями  управления  цепочкой  поставок,  отрабатывать  навыки  координации  различных  процессов  и  решения  проблем  в  условиях  неопределенности.

Дополнительные виды имитационных моделей:

- Производственные симуляторы: используются для моделирования процессов производства и управления запасами на производственных предприятиях.

- Симуляторы розничной логистики: позволяют имитировать процессы доставки товаров в магазины и управления запасами в розничной сети.

- Логистические симуляторы в сфере услуг: используются для моделирования процессов предоставления услуг и управления ресурсами в сфере услуг

Использование имитационного моделирования в обучении логистике является важной частью современного учебного процесса. Оно помогает студентам получить практический опыт, развить необходимые навыки и знания, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Это делает обучение более интересным, практичным и эффективным, подготавливая студентов к успешной карьере и жизни. Автор призывает к широкому использованию имитационного моделирования в образовательном процессе для подготовки высококвалифицированных логистических специалистов.

Геймификация – эффективный способ улучшить процесс обучения основам логистики в университете. Она позволяет студентам приобрести практические навыки, повысить интерес к учебе и более глубоко усвоить теоретические основы предмета. Для успешной интеграции геймификации в учебный процесс необходимо тщательно спланировать ее применение, выбрать подходящие средства и разработать интерактивные сценарии, соответствующие целям обучения. Также важно понимать, что геймификация – это не просто игра, а инструмент, который помогает педагогам создавать более эффективные и увлекательные учебные проекты.


Библиографический список
  1. Цирулева Л.Д., Щербакова Н.Е. Геймификация в обучении: сущность, содержание, пути реализации технологии // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. № 3. С. 13-17
  2. Дражан, Р.В. Идеи и перспективы повышения качества профессиональной языковой подготовки в морском вузе / Р.В. Дражан // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2023. – Т. 15, № 2. – С. 48-54. – DOI 10.47370/2078-1024-2023-15-2-48-54. – EDN IHKEXE.
  3. Дражан, Р. В. Владение цифровыми технологиями и знание английского языка в профессиональной деятельности судоводителя: материалы конференции. / Р. В. Дражан, Я. Р. Бедный // Социально-педагогические проблемы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 131-132. – ISBN 978-5-907561-37-3.
  4. Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИГРОФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ стр.23-29
  5. Гейб Зихерманн, Кристофер Каннингем Геймификация по дизайну: внедрение игровой механики в веб- и мобильные приложения стр. 15–35 ISBN: 978-1449397678
  6. Офосу-Ампонг, К.: Переход к геймификации в образовании: обзор основных проблем. J. Education. Tech. System. 49(1), 113–137 (2020). https://doi.org/10.1177/0047239520917629


Все статьи автора «Навасарьян Екатерина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: