НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА И РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
В статье автором описываются имеющиеся проблемы применения национальных проектов в городе Перми. Акцентируется внимание на то, что при управлении собственностью недостаточно применяются механизмы национальных проектов. Происходит это из-за уменьшения количества муниципальных предприятий и организаций располагаемых дотациями из вышестоящих бюджетов
По управлению муниципальной собственностью на территории отдельно взятого муниципалитета имеются свои особенности. Разница в системах управления такой особенностью относится к их уровню ответственности. А общие проблемы идентичны, это и старение зданий, которое может привести к авариям в системе ЖКХ при их эксплуатации, и невостребованности зданий и помещений. В особенности, ситуация по владению и использования зданий и помещений обостряется при односторонней их передачи от одного уровня собственности на другой.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Национальные проекты для благоустройства и развития города // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/11/102832 (дата обращения: 23.04.2025).

Во всём мире учёные говорят о необходимости применения новых цифровых технологий и в первую очередь это касается экономики, экономических процессов в промышленности и в обществе [17].

Анализ реализации цифровых процессов, приводит рейтинговое агентство IMD World Digital Competitiveness Ranking, которое в 2019 году проводило исследования внедрения цифровизации в разных странах, по итогам которого Россия была на 43 позиции в категории «Технологии», на 42 позиции в категории «Будущей готовности» и «Развитие цифровых навыков», в категории «Умное ЖКХ» город Москва на 6 позиции [7].

Информационная экономика современными учёными трактуется как форма развития современного переходного периода экономического развития от индустриального типа к постиндустриальному, повышением доли интеллектуальной собственности и т.д. [2].

Для достижения цели по цифровизации муниципального образования, не достаточно только выделения какой-то определённой суммы из бюджета, а необходима долгосрочная стратегия реализации нескольких подпрограмм по созданию «Умного города» [16].

Проблема заключается в недофинансировании федеральных проектов для развития муниципалитетов.

Объект исследования – национальные проекты.

Предмет исследования – муниципальное образование.

Цель исследования заключается в обобщении результатов анализа использования федеральных средств для развития города.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении конечной цели финансирования из федерального бюджета проектов, реализунмых на уровне муниципального образования.

Вопросы, связанные с изучением процессов по использованию нацпроектов изучались: Гомановой Т.К., Девятовских Е.М., Дондоковой Е.Б., Кондратович Д.Л., Максимовым Д.Г., Погосян А.З., Сахаровой Л.А., Солодиловым А.В. и другими учёными.

Основная часть

Мингазова З.Р. выделяет риски при реализации национальных программ в сфере цифровой экономики: трудности при подготовке и внедрении правил ведения предпринимательской деятельности, соответствующей критериям цифровой экономики; развитие бизнес-процессов в экономике, их усложнение и взаимовыгодное сотрудничество и т.д. [10].

Семенова М.А. отмечает, что не прозрачны для общества процессы внесения изменений в национальные проекты и мониторинга реализации национальных проектов, информация о которых практически отсутствует в открытом доступе, т.к. данная информация преимущественно носит служебный характер [20].

Тема пространственного развития территорий является актуальной. Но, на практике реализация планов и концепций встречается с множеством проблем, даже несмотря на осуществление национальных проектов и федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию регионов [11].

Приоритетный подход как инструмент государственного и муниципального управления в нашей стране нашёл своё отражение и реализацию в приоритетных национальных проектах, что имеет стратегическое значение для развития государства, поскольку применение данного подхода в рамках реализации приоритетных национальных проектов способствует повышению эффективного использования ресурсов, стимулированию инновационной напряжённости, а также дальнейшей модернизации страны[23].

Тенденции развития

Национальные проекты необходимы для решения комплексных задач и проблем, стоящих перед государством и обществом. Они направлены на достижение важных социально-экономических целей и улучшение качества жизни граждан. Национальные проекты способствуют развитию научно-технического потенциала, разработке инноваций и повышению конкурентоспособности страны [19].

Федеральные целевые программы представляют собой особую категорию государственных программ, которые охватывают широкий спектр приоритетных направлений развития страны. Они являются инструментом реализации национальных стратегий и целей, а также способом координации действий различных уровней власти, бизнеса и общественных организаций (рис. 1). [5].

Рис. 1. Аспекты Федеральных целевых программ [5]

Большое внимание уделяется удовлетворённости пользователей, получивших услуги и сервисы на цифровой платформе, которая сформулирована в паспорте нацпроекта как единственный индикатор качества (табл. 1).

Таблица 1. Индикаторы качества национального проекта* [12]

Показатель

Базовое значение

Период, год

Ед. изм.

дата

2020

2021

2022

2023

2024

Удовлетворённость пользователей, получивших услуги и сервисы на цифровой платформе

%

31.11.2019

0,00

50,0

60,0

70,0

80,0

* – Источник: [12]

Единственный показатель таблицы прописан условно, с ежегодным условным приростом в 10 % [12].

Не смотря на то, что на муниципальном уровне в сфере информатизации не сформированы механизмы и не отработана практика финансирования цифровизации процессов управления муниципальной собственностью из регионального бюджета, необходимо учитывать возможность получения денежных ассигнований из федерального бюджета в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [14].

К числу основных задач можно отнести необходимость разработки и реализации организационно – методических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в управлении [25].

С учётом типологии предлагаемой по методике ЦИСИ ИФ РАН, которая подразумевает два уровня модернизированности: индустриальная и информационная и по мнению учёных, мероприятия по индустриализации регионов нашей страны долны быть первоочередными, но не отставать от нововведений цифровизации [1]. Кризис управления и применения современных методов учёта и средств, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем и новых программных средств [4]. Целью методики является – обоснованное проведение оценки цифровизации управленческого сектора на основе ключевых параметров цифрового и электронного правительства [21].

Сегодня в России действуют федеральные программы, в соответствии с которыми в городах происходит снос ветхого и аварийного жилья. Правительством России утверждён перечень из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны. Их планируется реализовать в рамках федеральных проектов до 2030 года [15].

В 2021 году, автор статьи был кандидатом на должность мэра города Перми и представленный проект программы социально-экономического развития муниципального образования город Пермь затрагивал вопросы, связанные с носом ветхого жилья и комплексным строительством [13].

На уровне муниципального образования ежегодно актуализируются документы относящиеся к документам стратегии социально-экономического планирования, бюджетный прогноз, муниципальные программы и т.д. для полноценного развития города [3], а с учётом современных требований к «Умному городу» и его полной цифровизации.

Вероятность реализации национальной программы «Умный город» в муниципальных образованиях Пермского края представлена в табл. 2.

Таблица 2. Реализация программы «Умный» город в Пермском крае*

п/п

Наименование

города

Численность

населения

(тыс. чел.)

Вероятность

1

Пермь

1 048

Высокая (90 %)

2

Березники

141,2

Средняя (60 – 89 %)

3

Чайковский

104,3

Средняя (60 – 89 %)

4

Соликамск

108,5

Средняя (60 – 89 %)

*-составлено по:[15]

Как видно из таблицы 2, вероятность выполнения программы «Умный город» в регионе не велика. Основным «локомотивом» реализации программы является город Пермь и вероятность выполнения программы «высокая», в срок до 2024 года – 90 % [15].

Инициативы «умного города» используют технологии самыми разными способами. Платформы данных и облачные системы позволяют городам собирать всесторонние данные и принимать решения на основе данных, а сенсорные технологии и прогнозная аналитика помогают городам лучше согласовывать услуги с потребностями горожан [6].

К сферам «умного города» относят различные сектора городского развития, классифицируемые следующим образом: люди, экономика, управление, мобильность, окружающая среда и т.д. [22].

Определённая доля городских земельных участков вовлекается в оборот (табл. 3)

Таблица 3. Показатели программы «Управление земельными ресурсами города Перми»[18]

п/п

Объёмы и источники финансирования

2021

2022

2023

1 Общий объём финансирования (млн. руб.)

320933,61

17531,2

16819,0

1.1 в т.ч. бюджет города Перми (млн. руб.)

35933,61

17531,2

16819,0

2 Показатели конечного результата:
2.1 Доля площади земельных участков, вовлечённых в оборот, в общей площади территории Пермского городского округа, за исключением городских лесов, %%

55,4

56,1

56,8

Как видно из таблицы 3, доля площади городской земли вовлечённой в оборот – год от года увеличивается, на 2021 год – это 55,4 %, в 2022 году запланировано – 56,1 %, а в 2023 году – 56,8% [18].

Развитие крупных городов методом точечной застройки практически исчерпало себя, и в основном при развитии городов, говорят о методе комплексной застройки. Реализация проектов по комплексной застройке позволит решить проблемы по созданию современной и качественной городской среды проживания [24]. Основная цель комплексного проектирования заключается в том, чтобы создать действенные предпосылки для широкой индустриализации массового жилищного строительства [8]. Строительство большого жилого комплекса, и что не маловажно, на большом участке земли, является с экономической точки зрения эффективнее, чем строительство серии индивидуальных объектов [9].

Вывод

Применение денежных ассигнований на развитие муниципального образования город Пермь, видится перспективным. Несколько статей автора посвящены этой проблеме. Реализация нескольких национальных проектов на территории города Перми уже происходит.

Такие национальные проекты, как «Умный город», цифровизация, комплексное развитие территории, уже осуществляются на территории Перми и их дальнейшее развитие полностью зависит от использования муниципально-частного партнёрства и других.

Комплексное развитие территории для города Перми видится первоначальным и перспективным, с учётом необходимости аварийного жилья (дома 2-3 этажа), которые расположены в центре города в большом количестве и находятся в муниципальной собственности.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.


Библиографический список
  1. Богданов В.С. Организационно-методологические аспекты дистанционного исследования проблем цифровизации регионов с различным уровнем социокультурной модернизации. Часть 2. // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 131-149.
  2. Буторина О.В., Карпович Ю.В. Общие характеристики цифровой экономики // Пермский край: цифровое будущее здесь и сейчас. Материалы V Пермского экономического конгресса (г. Пермь, ПГНИУ, 28 марта 2019 г.) / – Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь. – 2019. – С. 48-53.
  3. Гончарик А.А. Городская идентичность и стратегическое планирование города Перми //  Современный город: власть, управление, экономика. – 2018. – № 1. – С. 190-196.
  4. Гузиекова С.М., Салий В.В., Ищенко О.В. Роль процессного подхода в построении учётной информационно-аналитической системы при реализации стратегии цифровой трансформации // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29(3). – С. 138-143.
  5. Девятовских Е.М., Петухов М.И., Юзвович Л.И. Концептуальные исследования экономической сущности и содержания стратегических расходов федерального уровня // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности. V Всероссийский форум в Тюмени по экономической безопасности. ТГУ. Тюмень. 24-27 апреля 2024 года. – С. 255- 260.
  6. Егорушкина Т.Н. Анализ факторов, оказывающих влияние на создание «умного города» // Цифровая трансформация государственного и муниципального управления. Всероссийская научно-практическая конференция. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары. – 2021. – С. 98-101.
  7. Истомина Е.А. Анализ прогнозов рейтинговых агентств в отношении развития цифровой экономики России и мира // Московский экономический журнал. – 2019. – № 11. – С. 49-50.
  8. Манжилевская С.Е., Аль-Хадж А.А.С. Экономические проблемы отрасли в свете современного состояния комплексного жилищного строительства // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 4(47). – С. 163.
  9. Манжилевская С.Е., Богомазюк Д.О. Моделирование инноваций в строительстве // Инженерный вестник Дона. – 2016. – № 1. – С. 3556.
  10. Мингазова З.Р. Государственная политика в области цифровизации экономики // Российский электронный научный журнал. – 2024. – № 2(52). – С. 305-315.
  11. Мурашов Р.Ю. Тенденции пространственного развития регионов Сибирского федерального округа на современном этапе // Шестнадцатые байкальские социально-гуманитарные чтения. ИГУ. Иркутск. 06 апреля 2023 года. – С. 229-234.
  12. Погосян Р.С. Национальные проекты: поиск новых инструментов регулирования экономического развития // Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды. III Международная научно-практическая конференция. СПбУТУиЭ. Санкт-Петербург. 16-17 ноября 2023 года. – С. 201-204.
  13. Рожков Е.В. Внешний облик города // Академическая публицистика. – 2024. – № 8-2. – С. 159-162.
  14. Рожков Е.В. Методические подходы цифровизации муниципальной собственности // Академическая публицистика. – 2023. – № 9-1. – С. 59-61.
  15. Рожков Е.В. Развитие и конкурентоспособность территорий // Вестник Академии управления и производства. – 2023. – № 3. – С. 67-74.
  16. Рожков Е.В. Цифровизация для муниципального образования через создание «Умного города» // Академическая публицистика. – 2023. – № 12-1. – С. 274-277.
  17. Рожков Е.В. Цифровизация экономики // XXVI Всероссийский экономический форум молодых учёных и студентов «Конкурентоспособность территорий». г. Екатеринбург, 26-29 апреля 2023 г. УрГЭУ.  В 3-х частях. Ч. 2. –  С. 18-20.
  18. Рожков Е.В. Экономическое обоснование применения новых технологий в хозяйственном управлении муниципальным образованием // Экономика. Социология. Право. – 2022. – № 2(26). – С. 26-34.
  19. Савченкова В.П. Национальные проекты как инструмент социально-экономического развития территорий // Трансформация национальной социально-экономической системы России. 6-я Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. РГУП. Москва. 08 декабря 2023 года. – С. 165-172.
  20. Семенова М.А. Прозрачность (открытость) системы управления национальными проектами // Трансформация национальной социально-экономической системы России. 6-я Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. РГУП. Москва. 08 декабря 2023 года. – С. 173-178.
  21. Сидоров Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 93 – 114.
  22. Смирнов Е.А., Каштанов В.Г., Денк В.В., Халимон Е.А. Тренды инновационного развития умных городов // Вестник университета. – 2021. – № 5. – С. 28-36.
  23. Солодилов А.В., Бруз В.В., Кузнецова И.В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономического развития (на примере московского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2021. – № 4. – С. 95-103.
  24. Тулупова Н.Е., Попова Л.И. Комплексная застройка городской территории и риски, возникающие при её осуществлении // Международная научно-практическая конференция. Дальний Восток: Проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса. – 2017. – С. 368-371.
  25. Фролова Е.А., Щербань Е.Г. Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник СГСЭУ. – 2019. – № 1(75). – С. 17-21.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: