Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо: - выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй; - развивать силу выдоха; – выработать умение регулировать силу выдоха; – развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов; – развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы ребенок был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные игры, которые делаю сама.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной и грудобрюшной. У детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.[1, с.87]
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. [3, с.67] Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
- Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
- Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
- По длительности упражнения короткие — не более 30 секунд непрерывной работы.
- Нельзя играть сразу после принятия пищи.
- Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых. Так, например: дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет 2-3).Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). Дети 4-6лет — длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).Дети 6-7 лет-могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7). [2, с.87]
Игры на развитие диафрагмального дыхания.
«Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
«Маятник»
И.п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота»
Дети закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.
2. Игры для развития речевого дыхания
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи; на материале гласных звуков; согласных звуков; слогов, слов; предложений, фраз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
• Упражнения для развития ротового выдоха.
«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д. «Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»
Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.
• Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха.
«Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т.д.
Таким образом, учитель – логопед или иной педагог одновременно решает несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательные воображения, оздоравливаем детей. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
Рекомендованные игры и упражнения, помогут в работе с детьми развивать правильное речевое дыхание, тем самым создадут условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью, поддержат и сохранят здоровье ребенка дошкольного возраста.
Библиографический список
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
- Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.