ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР

Калмыкова Анна Юрьевна1, Чехлыстова Татьяна Юрьевна1
1МБДОУ детский сад № 28, г. Белгород, учитель – логопед

Аннотация
Данная статья посвящена формированию речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калмыкова А.Ю., Чехлыстова Т.Ю. Игровые приемы развития речевого дыхания у детей с ТНР // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102729 (дата обращения: 15.01.2025).

Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо: - выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй; - развивать силу выдоха; – выработать умение регулировать силу выдоха; – развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов; – развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы ребенок был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные игры, которые делаю сама.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения че­ловека. Процесс физиологического дыхания в норме осу­ществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной и грудобрюшной. У детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.[1, с.87]

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. [3, с.67] Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхание в процессе речи, или так называемое ре­чевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыха­нием в спокойном состоянии имеет существенные отли­чия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
  • Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
  • По длительности упражнения короткие — не более 30 секунд непрерывной работы.
  • Нельзя играть сразу после принятия пищи.
  • Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.

При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых. Так, например: дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет 2-3).Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). Дети 4-6лет — длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).Дети 6-7 лет-могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7). [2, с.87]

Игры на развитие диафрагмального дыхания.

«Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

«Маятник»
И.п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.

«Охота»
Дети закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.

2. Игры для развития речевого дыхания

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи; на материале гласных звуков; согласных звуков; слогов, слов; предложений, фраз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

• Упражнения для развития ротового выдоха.
«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д. «Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»

Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.

• Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха.
«Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т.д.

Таким образом, учитель – логопед или иной педагог одновременно решает несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательные воображения, оздоравливаем детей. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

Рекомендованные игры и упражнения, помогут в работе с детьми развивать правильное речевое дыхание, тем самым создадут условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью, поддержат и сохранят здоровье ребенка дошкольного возраста.


Библиографический список
  1. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
  2. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.


Все статьи автора «Калмыкова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: