СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА: КЕЙС УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются особенности университетской экосистемы как модели стратегического развития. Анализируются элементы экосистемной «архитектуры» Уральского федерального университета, отмечается значимость образовательного, инновационно-предпринимательского, социально-экономического и экологического аспектов экосистемной трансформации.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Стратегическое развитие вузов в контексте экосистемного подхода: кейс Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102673 (дата обращения: 26.12.2024).

Экосистемная парадигма представляет собой новое концептуальное направление для исследования сложных моделей и систем в различных сферах социально-экономической жизни общества, включая высшее образование. В гуманитарных науках экосистема представляется как «сложное взаимодействие между группами, состоящими из различных взаимосвязанных элементов и компонентами окружающей среды» [1]. По мнению Г.Б. Клейнера, отличительным свойством экосистемы является наличие особой «энергии», объединяющей объекты, проекты, процессы и среды за счет сил взаимного тяготения [2].

Анализируя научные работы по тематике экосистемного развития вузов, можно отметить, что под «экосистемой университета» авторами понимается гибкая система взаимовыгодных социально-экономических отношений между элементами университетской структуры и субъектами внешней среды из различных сфер деятельности [1, 3]. Сложность отношений между внутренними элементами университетской среды и внешними контрагентами обуславливает необходимость настройки соответствующего организационно-управленческого механизма, позволяющего развивать научно-образовательный, инновационный и социальный функционал вуза.

Далее рассмотрим пять ключевых компонентов, формирующих экосистемный каркас современных университетов.

1. Образовательный компонент реализуется в процессе взаимодействия участников процесса обучения (преподаватели, студенты, управленческий персонал, представители работодателей). В рамках экосистемного подхода актуальным направлением образовательной аналитики становятся процессы конвергенции (сближения), которые играют важную роль в адаптации вуза к меняющимся внешним условиям [4].

2. Инновационно-предпринимательский компонент проявляется в том, что университеты выступают в качестве драйверов научного, инновационного, технологического и социального развития регионов (концепт «Университет 3.0»). В рамках «третьей миссии» исследовательская и предпринимательская деятельность университетов становится движущей силой для поиска более эффективных экономико-технологических решений для общества, а не только средством привлечения дополнительного финансирования [5].

3. Социальная роль вузов заключается в реализации социально значимых мероприятий и проектов. Например, развитие «гражданского активизма» у студентов посредством проведения образовательно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование активной жизненной позиции, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; участие в экологических проектах; развитие волонтерства, городского благоустройства [6]. Кроме того, университеты являются площадками для проведения спортивных, музыкальных, театральных и прочих культурных мероприятий.

4. Экономический аспект выражается в повышении экономического потенциала региона и государства в целом. Вузы взаимодействуют с представителями промышленности, финансового сектора, органов власти, выпускают квалифицированных специалистов, создают стартапы, что способствует появлению новых рабочих мест и инновационных продуктов [7]. Наиболее сильное влияние на рынок труда университет оказывает, если его выпускники остаются работать в этом же регионе. В настоящее время многие регионы столкнулись с оттоком молодых специалистов, так как в более перспективных регионах есть большие возможности для развития (проблема «утечки мозгов»).

5. Участие университетов в региональной ESG-трансформации вносит вклад в наращивание человеческого капитала, способствуя достижению целей устойчивого развития. Это влияние проецируется в рамках таких направлений как экспертиза, гражданский диалог, популяризация, просвещение, инфраструктура [8].

Следует отметить, что перечисленные экосистемные компоненты проявляются системно, в совокупности. Многофункциональность деятельности университетов, возрастание их роли в жизни общества определяют направления экосистемных стратегии вузов и эволюционный вектор развития национальной системы высшего образования.

Так, в рамках стратегической модернизации ведущие вузы России в числе приоритетных задач определяют формирование образовательных, инновационных, цифровых и прочих экосистем. На примере Уральского федерального университета (УрФУ) рассмотрим особенности экосистемных аспектов (Таблица 1).

Таблица 1. Экосистемная «архитектура» УрФУ [9]

Экосистемный аспект

Характеристика

Образование УрФУ нацелен на повышение эффективности образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных технологий (дистанционных образовательных технологий, LMS-платформ, цифровых сервисов, проектного обучения). Расширяется практика вовлеченности студентов в актуальные прикладные и фундаментальные исследования, а также профессиональную среду в рамках совместных программ с индустриальными партнерами. Распространяется сотрудничество УрФУ в сетевых университетах БРИКС, СНГ.
Инновационное предпринимательство Совершенствуется инновационно-предпринимательская инфраструктура УрФУ в контексте перехода к модели «Университет 3.0»: работают инжиниринговые центры, акселератор, центр трансфера технологий и предпринимательства, технопарк, проект «Инновационный дайвинг» и программа «Стартап как диплом».
Социальная сфера Важной миссией УрФУ является не только преобразование университетского сообщества, но и развитие внешней среды: реализуется более 600 мероприятий внеучебной и воспитательной направленности, и более 70 творческих и социально-гуманитарных проектов в год. Инфраструктурными объектами социальной экосистемы являются коворкинги, музеи, библиотека, университетская площадь, спортивные объекты, парковые зоны, кампусы университета.
Экономическое развитие Миссия и стратегия развития УрФУ нацелены на повышение конкурентоспособности уральского региона, наращивание человеческого и научно-технического потенциала, развитие постиндустриальных отраслей экономики России. Расширяется кооперация университета с предприятиями и банками, реализуются корпоративные образовательные программы (СКБ Контур, Сбер, ТМК. Синара). УрФУ является крупным налогоплательщиком и работодателем Свердловской области.
ESG-функционал УрФУ включен в мировой ESG-рейтинг университетов, в 2023 году занял 4 место. Особо выделены такие критерии как грамотное управление ресурсами, доступное качественное образование, аккумуляция и распространение знаний по устойчивому развитию через научные исследования, подготовка специалистов для реального сектора экономики с учетом ESG-повестки. В рамках программы «Приоритет-2030» функционирует пять прорывных научных проектов: в сфере цифровых технологий, новых материалов, экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, а также в области эффективного взаимодействия человека, природы и технологий.

Таким образом, стратегическая трансформация традиционных вузовских моделей в экосистемы нацелена на повышение вклада университетов в решение задач научно-образовательного, инновационного, социально-экономического и экологического развития регионов. Автор считает, что феномен университета-экосистемы заключается в способности концентрировать системообразующую социально-экономическую и когнитивную энергию, проникающую практически во все сферы жизнедеятельности человека, для повышения национальной конкурентоспособности и благополучия граждан.


Библиографический список
  1. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 1211−1226.
  2. Клейнер Г.Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (3). С. 54−63.
  3. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246−250.
  4. Шипунова О.Д., Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. Университетская экосистема как предмет образовательной аналитики // ДИСКУРС. 2023. Т. 9. № 3. С. 18–31.
  5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Университет как двигатель социальных инноваций // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 7−17.
  6. Абрамова С.Б. Университеты и студенческий гражданский активизм: вовлеченность и цифровые механизмы участия // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 1. С. 86–98.
  7. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 4. С. 1229–1238.
  8. Абрамян Г.А., Елецкий А.Н. Роль третьей миссии университета в ESG-трансформации регионов // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 9. С. 3377–3386.
  9. Программа развития УрФУ на 2021-2030 годы. Режим доступа: https://2030.urfu.ru/


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: