Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Это понятие состоит из нескольких составляющих и, в числе прочих, включает в себя читательскую грамотность.
Направление читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать знания и общаться.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Для этого, важно быть рядом с ребёнком, уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные, но ответственные дела. Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать. А главное обучение должно быть похоже на игру.
Как же организовать работу? В дошкольном возрасте речь идет только о знакомстве с буквами и подготовке к обучению чтению.
Создавая в своем педагогическом сообществе систему по формированию читательской грамотности мы (педагоги, объединенные общей целью и работающие в одном образовательном пространстве со старшей и подготовительной к школе группах компенсирующей направленности) отталкивались именно от требований Федерального образовательного стандарта и возрастных возможностей наших воспитанников. Начать решили с загадки: «Тебе дано, а люди им пользуются». Не сложная загадка, не правда ли. Мы с детства помним ответ на нее – ИМЯ. Первая собственность каждого человека, первые звуки речи родных людей – имя сопровождает нас с самого рождения. И каждый из нас любит слышать, когда его зовут именно по имени. Так почему бы не научиться писать свои самые приятные для слуха звуки всеми возможными средствами. Например, однажды у нас был – пластилин. Яркие, сочные, заметные буквы на картоне и вот, пожалуйста, можно полюбоваться какая красота у нас получилась.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется потребность «писать». Мы предложили детям возможность копировать написанные буквы. Но копирование сопровождалось еще и развитием у детей умения проходить по дорожке от начала до финиша. Несколько вариантов буквенных дорожек-заданий мы нашли в интернете, а затем нами были разработаны карточки с буквами и дорожками, на обратной стороне карточки картинка показывала правильный ответ.
Предлагаем Вашему вниманию интересный вариант совместной игры, в которой ребёнок увидит и напишет образ буквы, услышит и произносит звук. Каждая карточка даёт ребёнку возможность проверить, правильно ли он произносит звук, правильно ли он слил звуки в слоги, и какое слово было зашифровано – проверить это легко, рядом или на обратной стороне есть картинки-отгадки.
Самостоятельно придумывать слова и проводить запутанные дорожки могут не только педагоги в условиях детского сада, но и родители могут активно пополнять картотеку новых карточек-игр с заданиями. Со временем в распоряжении Вашего ребёнка будет целый набор карточек, изготовленных с любовью его близкими людьми.
Для спокойных, вдумчивых, любящих загадки детей интересным занятием для привлечения внимания к чтению могут стать ребусы. Цветные яркие картинки, за которыми спрятано слово, провоцируют интерес ребенка, побуждают узнать, что же зашифровано. Дополнительно набор с азбукой и пожалуйста, Ваш Шерлок в поиске отгадки кропотливо собирает улики (буквы к каждой части ребуса), анализирует и пытается прочесть. Конечно, у ребёнка уже должны быть в копилке буквы, которые он знает и помнит, развит фонематический слух, да и Ваша помощь потребуется в первое время, но произнесение слова, отдельных слогов и звуков, визуализация услышанного, возможность потрогать и ощутить, что видишь и слышишь, сделают главное – запустят интерес к чтению.
Не забыли мы и о современных интерактивных игрушках. Позитивные и занимательные первороботы также помогают нам в привлечении внимания детей к знакомству с буквами, к желанию соединить звуки в слога, а слоги в слова. Одним из любимых в нашей группе детьми роботов стала Bee-boat, Пчела-робот. Для неё нами был изготовлен коврик с алфавитом и набор карточек-схем. Передвигаясь по схеме, от одной букве к другой Пчелка помогала детям составить слово. Каждая клетка поля, на которой появлялась Пчелка приближала детей к отгадке – какое слово зашифровано на карточке. И, конечно, на обратной стороне задания есть картинка с правильным ответом!
Мы не старались придумывать что-то новое, но используя любимые игры и занятия детей, модернизировали их таким образом, чтобы дети видели, слышали, произносили, пытались сливать звуки в слоги, а слоги в слова. Мы играли в знакомые игры и каждый раз снова и снова знакомились с буквами и погружались в атмосферу чтения.
Надеемся, что наши игры помогут и Вашим детям полюбить чтение и книги.
С фото и видео обзором игр и упражнений, описанных в этой статье можно ознакомиться по ссылкам на профессиональных страницах педагогов:
Наталья Юрьевна Немцева – https://vk.com/nemtata
Елена Юрьевна Пашкова – https://vk.com/public223020338
Татьяна Николаевна Попова – https://vk.com/club227427503?from=search
Творите, играйте и учитесь читать с удовольствием!