Самый важный фактор в формировании личности ребенка – это семья. Семья – главный институт воспитания. Она закладывает фундамент, который ребенок сохраняет в себе, и использует в течении всей своей жизни. Важность института семьи в контексте воспитания оправдана тем, что ребенок находится под его влиянием значительную часть своей жизни, и не одна общественная структура, в которой ребенок получает опыт социализации, и прямое воздействие на личность, не сравнится по своей длительности с семьей.
То, в какой семье воспитывается ребенок, а именно, ее содержание: образ жизни, традиции, вид воспитания, количество внимания, которое родитель уделяет ребенку, тип привязанности; всё это важная составляющая, которая оказывает прямое воздействие на то, каким будет ребенок; его личностные качества, ценности, убеждения, мировоззрение, отношения с внешним и внутренним миром.
Особенность детско-родительских отношений в семье заключается в том, что они отличаются сильной эмоциональной значимостью для обеих сторон. Существует так же некая двойственность в отношениях родителя и ребенка- с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимоотношении с окружающим миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, с другой стороны, воспитывать его так, чтобы он научился заботиться о себе самом. Если родителя одолевает сверх положенное желание заботиться о ребенке, создавать условия привязанности к себе, постепенно это может привести ребенка к полной потере права выбора и самостоятельности. Такое проявление крайности в воспитании называют гиперопекой.
В первую очередь необходимо начать с того, что термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине, используется в психологии как «гиперпротекция» и означает чрезмерную заботу о ком-либо. Такие ученые как Фридман Л.М. описывают гиперопеку, как определенный тип родительских отношений, который оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и дальнейшее коммуникативное развитие. Гиперопека характеризуется чрезмерным и повышенным желанием родителей огородить и обезопасить ребенка от внешнего мира, от любых возможных опасностей.[1]
Как правило, данное поведение со стороны родителей исходит не от большой любви, а из потребности контролировать и опекать. В основе формирования модели воспитания, как гиперопека лежит всегда чувство страха:
- Страх что с ребенком что-то может произойти.
- Страх что подумают другие про нашу семьи.
- Страх перед новым, изменениями. [2]
Гиперконтроль является показателем повышенного уровня тревожности и ощущения небезопасности окружающего мира, чтобы чувствовать себя спокойнее(спокойствие, конечно же, мнимое) человек пытается взять всё под своей контроль. Но контролировать всё вокруг просто невозможно, и тогда родитель сменяет свой фокус внимания на то, что может контролировать больше всего – жизнь своего ребенка.
Гиперопека выражается в стремлении привязать ребенка эмоционально и физически к чувствам, эмоциям и настроению, лишая возможности проявлять активность, автономность и заинтересованность. Гиперопека является компенсаторным механизмом для реализаций себя, своих собственных недостатков или неосуществимых желаний за счёт ребенка.[3]
Таким образом, из гиперопеки рождается созависимость. Созависимость – это зависимость от близких людей, от их настроения, поведения, болезни или здоровья, их любви или ненависти. Автор популярных книг по этой проблеме в США М. Битти (Beattie, 1987, 1989, 1992) считает, что это парадоксальная зависимость. [4]
К созависимости склонны люди имеющие заниженную самооценку, испытывающие страх остаться в одиночестве. Это люди, которые не занимаются собственной жизнью, не распознают свои потребности, привыкшие жертвовать собственными интересами, что является показателем эмоциональной зависимости. Таким образом, ребенок учится зависимому поведению у своих же родителей.
Ребенок, выросший под влиянием гиперопекающих родителей, будучи взрослым, сохраняет в себе черты инфантильности, эгоцентричности, неустойчивости и остаётся зависимым от родителей. Это объясняется тем, что, когда мать чрезмерно оберегает ребенка от различных сложностей, он теряет мотивацию учиться самостоятельно закрывать свои потребности. Столкнувшись лицом к лицу с проблемами, «взрослый» ребенок не обнаруживает в себе ресурсов для того, чтобы с ними справиться. Реальность оказывается слишком суровой, а ребенок не подготовленный, привыкший закрывать свои потребности без особых усилий, а иногда, и вовсе их не прилагая. Состояние фрустрации оказывается невыносимым, особенно, когда рядом есть сверстники, воспитанные в других условиях, которые добиваются высоких результатов, получают желаемые отношения, творческую самореализацию и статус в обществе. В дополнение ко всему перечисленному, ситуацию усугубляет та самая «удушающая» родительская забота. Уровень стресса нарастает, а как с ним справляться – непонятно. Люди, которые были слишком защищены в детстве, как правило имеют трудности с приспособлением к стрессовым ситуациям, отсюда вытекает низкая толерантность к фрустрации.
Толерантность к фрустрации – это способность человека выдерживать стресс, вызванный неудачами, отказами или трудностями в достижении желаемого результата. Люди с высокой толерантностью к фрустрации способны легко преодолевать трудности, не теряя контроля над своими эмоциями и поведением. Однако, люди с низкой толерантностью к фрустрации могут реагировать на трудности сильными эмоциональными проявлениями и потерей контроля над своим поведением.[5] Низкая толерантность к фрустрации проявляется в чувствах разочарования, бессилия, провоцирует повышение уровня тревожности. Чтобы разобраться в своём состояние, нужно прилагать существенные усилия. Самый простой и короткий путь – избегание. Способ ухода от проблемы может быть разным- алкоголь, легкие наркотики, табак или то, что в нужный момент предложит окружение. Конечно, что конкретно это будет, определяет в большей степени качество окружения. Но, как показывает практика, ребенок, не получивший в семье опыт выстраивания здоровой коммуникации склонен проецировать это на окружающих, соответственно, выстраивая отношения с людьми со схожими паттернами.
Отсутствие экологичных инструментов саморегуляции приводит к тому, что человек раз за разом прибегает к деструктивному способу снятия напряжения. Это часто приводит к тяжелой зависимости, если человек не обретает других навыков удовлетворения своей потребности. Отсутствие навыков подкрепляет страх неудачи и поражения, потому что при попадании в подобные ситуации оппонент сталкивается с собственной беспомощностью. Таким образом, использование дополнительной стимуляции становится обычным способом реагирования на всё, что приносит дискомфорт. Всё, что движет человеком в этот момент – эмоциональное состояние, блокируется критическое отношение к себе и своим действиям, а в дальнейшем и вовсе стираются какие-либо ценности. Всё это ведет к необратимым последствиям.
Подводя итоги, можно сказать, что забота и желание обезопасить своего ребенка – абсолютно нормальное явления. Но важно не уходить в крайности, давать свободу и право выбора ребенку просто необходимо, ведь не для кого ни секрет, что благодаря ошибкам строится опыт и приобретаются необходимые человеку для выживания навыки. От того, какую стратегию выберет родитель, будет напрямую зависеть будущее ребенка.
Очень важно грамотно выстраивать процесс воспитания, создавая здоровую обстановку в семье, что невозможно сделать, при отсутствие гармоничных отношений в первую очередь с самим собой.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Не воспитывайте детей -всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»
Библиографический список
- Харченко Д.А. Влияние гиперопеки на становление социально-коммуникативного развития у детей с расстройством аутистического спектра. «Теория и практика современной науки» №1(67) – 2020. С.-472-477.
- Давлетшина Г.М. Гиперопека, как источник формирования зависимости. «Электронный журнал сайта b17.ru» -2020.
- Харченко Д.А. Влияние гиперопеки на становление социально-коммуникативного развития у детей с расстройством аутистического спектра. «Теория и практика современной науки» №1(67) – 2021.
- Артёмцева Н.Г. ФЕНОМЕН СОЗАВИСИМОСТИ общее, типологическое, индивидуальное: Издательство «Институт психологии РАН» Москва – 2017. С.-9.
- Попов С.С. Низкая толерантность к фрустрации. «Электронный журнал сайта b17.ru» – 2023.