ГИПЕРОПЕКА, КАК ФАКТОР ПРОВОЦИРУЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ У РЕБЁНКА

Токатлыгиль Юлия Сергеевна1, Кравченко Анна Витальевна2
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва, г.Астана, Казахстан, PhD(психология), старший преподаватель кафедры психологии
2Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва, г.Астана, Казахстан, магистрант кафедры психологии

Аннотация
В статье рассматривается проблема стиля воспитания с использованием гиперопеки, и его губительное влияние на ребенка. Взаимоотношения в семье являются основополагающими для формирования личности ребенка и его внутренних качеств. При выборе деструктивных стратегий воспитания, родитель опирается на собственные потребности, руководствуясь негативным опытом. Всё это приводит к формированию зависимого поведения, и влечёт за собой негативные последствия.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Токатлыгиль Ю.С., Кравченко А.В. Гиперопека, как фактор провоцирующий развитие зависимостей у ребёнка // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102648 (дата обращения: 01.05.2025).

Самый важный фактор в формировании личности ребенка – это семья. Семья – главный институт воспитания. Она закладывает фундамент, который ребенок сохраняет в себе, и использует в течении всей своей жизни.  Важность института семьи в контексте воспитания оправдана тем, что ребенок находится под его влиянием значительную часть своей жизни, и не одна общественная структура, в которой ребенок получает опыт социализации, и прямое воздействие на личность, не сравнится по своей длительности с семьей.

То, в какой семье воспитывается ребенок, а именно, ее содержание: образ жизни, традиции, вид воспитания, количество внимания, которое родитель уделяет ребенку, тип привязанности; всё это важная составляющая, которая оказывает прямое воздействие на то, каким будет ребенок; его личностные качества, ценности, убеждения, мировоззрение, отношения с внешним и внутренним миром.

Особенность детско-родительских отношений в семье заключается в том, что они отличаются сильной эмоциональной значимостью для обеих сторон. Существует так же некая двойственность в отношениях родителя и ребенка- с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимоотношении с окружающим миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, с другой стороны, воспитывать его так, чтобы он научился заботиться о себе самом. Если родителя одолевает сверх положенное желание заботиться о ребенке, создавать условия привязанности к себе, постепенно это может привести ребенка к полной потере права выбора и самостоятельности. Такое проявление крайности в воспитании называют гиперопекой.

 В первую очередь необходимо начать с того, что термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине, используется в психологии как «гиперпротекция» и означает чрезмерную заботу о ком-либо. Такие ученые как Фридман Л.М. описывают гиперопеку, как определенный тип родительских отношений, который оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и дальнейшее коммуникативное развитие. Гиперопека характеризуется чрезмерным и повышенным желанием родителей огородить и обезопасить ребенка от внешнего мира, от любых возможных опасностей.[1]

Как правило, данное поведение со стороны родителей исходит не от большой любви, а из потребности контролировать и опекать. В основе формирования модели воспитания, как гиперопека лежит всегда чувство страха:

  1. Страх что с ребенком что-то может произойти.
  2. Страх что подумают другие про нашу семьи.
  3. Страх перед новым, изменениями. [2]

Гиперконтроль является показателем повышенного уровня тревожности и ощущения небезопасности окружающего мира, чтобы чувствовать себя спокойнее(спокойствие, конечно же, мнимое) человек пытается взять всё под своей контроль. Но контролировать всё вокруг просто невозможно, и тогда родитель сменяет свой фокус внимания на то, что может контролировать больше всего – жизнь своего ребенка.

Гиперопека выражается в стремлении привязать ребенка эмоционально и физически к чувствам, эмоциям и настроению, лишая возможности проявлять активность, автономность и заинтересованность. Гиперопека является компенсаторным механизмом для реализаций себя, своих собственных недостатков или неосуществимых желаний за счёт ребенка.[3]

Таким образом, из гиперопеки рождается созависимость. Созависимость – это зависимость от близких людей, от их настроения, поведения, болезни или здоровья, их любви или ненависти. Автор популярных книг по этой проблеме в США М. Битти (Beattie, 1987, 1989, 1992) считает, что это парадоксальная зависимость. [4]

К созависимости склонны люди имеющие заниженную самооценку, испытывающие страх остаться в одиночестве. Это люди, которые не занимаются собственной жизнью, не распознают свои потребности, привыкшие жертвовать собственными интересами, что является показателем эмоциональной зависимости. Таким образом, ребенок учится зависимому поведению у своих же родителей.

Ребенок, выросший под влиянием гиперопекающих родителей, будучи взрослым, сохраняет в себе черты инфантильности, эгоцентричности, неустойчивости и остаётся зависимым от родителей. Это объясняется тем, что, когда мать чрезмерно оберегает ребенка от различных сложностей, он теряет мотивацию учиться самостоятельно закрывать свои потребности. Столкнувшись лицом к лицу с проблемами, «взрослый» ребенок не обнаруживает в себе ресурсов для того, чтобы с ними справиться. Реальность оказывается слишком суровой, а ребенок не подготовленный, привыкший закрывать свои потребности без особых усилий, а иногда, и вовсе их не прилагая. Состояние фрустрации оказывается невыносимым, особенно, когда рядом есть сверстники, воспитанные в других условиях, которые добиваются высоких результатов, получают желаемые отношения, творческую самореализацию и статус в обществе. В дополнение ко всему перечисленному, ситуацию усугубляет та самая «удушающая» родительская забота. Уровень стресса нарастает, а как с ним справляться – непонятно. Люди, которые были слишком защищены в детстве, как правило имеют трудности с приспособлением к стрессовым ситуациям, отсюда вытекает низкая толерантность к фрустрации.

Толерантность к фрустрации – это способность человека выдерживать стресс, вызванный неудачами, отказами или трудностями в достижении желаемого результата. Люди с высокой толерантностью к фрустрации способны легко преодолевать трудности, не теряя контроля над своими эмоциями и поведением. Однако, люди с низкой толерантностью к фрустрации могут реагировать на трудности сильными эмоциональными проявлениями и потерей контроля над своим поведением.[5] Низкая толерантность к фрустрации проявляется в чувствах разочарования, бессилия, провоцирует повышение уровня тревожности.  Чтобы разобраться в своём состояние, нужно прилагать существенные усилия. Самый простой и короткий путь – избегание. Способ ухода от проблемы может быть разным- алкоголь, легкие наркотики, табак или то, что в нужный момент предложит окружение. Конечно, что конкретно это будет, определяет в большей степени качество окружения. Но, как показывает практика, ребенок, не получивший в семье опыт выстраивания здоровой коммуникации склонен проецировать это на окружающих, соответственно, выстраивая отношения с людьми со схожими паттернами.

Отсутствие экологичных инструментов саморегуляции приводит к тому, что человек раз за разом прибегает к деструктивному способу снятия напряжения. Это часто приводит к тяжелой зависимости, если человек не обретает других навыков удовлетворения своей потребности. Отсутствие навыков подкрепляет страх неудачи и поражения, потому что при попадании в подобные ситуации оппонент сталкивается с собственной беспомощностью. Таким образом, использование дополнительной стимуляции становится обычным способом реагирования на всё, что приносит дискомфорт. Всё, что движет человеком в этот момент – эмоциональное состояние, блокируется критическое отношение к себе и своим действиям, а в дальнейшем и вовсе стираются какие-либо ценности. Всё это ведет к необратимым последствиям.

Подводя итоги, можно сказать, что забота и желание обезопасить своего ребенка – абсолютно нормальное явления. Но важно не уходить в крайности, давать свободу и право выбора ребенку просто необходимо, ведь не для кого ни секрет, что благодаря ошибкам строится опыт и приобретаются необходимые человеку для выживания навыки. От того, какую стратегию выберет родитель, будет напрямую зависеть будущее ребенка.

Очень важно грамотно выстраивать процесс воспитания, создавая здоровую обстановку в семье, что невозможно сделать, при отсутствие гармоничных отношений в первую очередь с самим собой.

Как говорил В.А. Сухомлинский:  «Не воспитывайте детей -всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»


Библиографический список
  1. Харченко Д.А. Влияние гиперопеки на становление социально-коммуникативного развития у детей с расстройством аутистического спектра. «Теория и практика современной науки» №1(67) – 2020. С.-472-477.
  2.  Давлетшина Г.М. Гиперопека, как источник формирования зависимости. «Электронный журнал сайта b17.ru» -2020.
  3. Харченко Д.А. Влияние гиперопеки на становление социально-коммуникативного развития у детей с расстройством аутистического спектра. «Теория и практика современной науки» №1(67) – 2021.
  4. Артёмцева Н.Г. ФЕНОМЕН СОЗАВИСИМОСТИ общее, типологическое, индивидуальное: Издательство «Институт психологии РАН» Москва – 2017. С.-9.
  5. Попов С.С. Низкая толерантность к фрустрации. «Электронный журнал сайта b17.ru» – 2023.


Все статьи автора «Кравченко Анна Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: