ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Палашов Александр Михайлович

Аннотация
В статье рассматривается общественная опасность преступлений, направленных против государственной власти и интересов государственной службы, особенно в контексте органов местного самоуправления. Подробно анализируются вопросы квалификации таких деяний, их правовая природа и разнообразные аспекты уголовной ответственности. Автор уделяет особое внимание систематизации и классификации преступлений, влияющих на функционирование государственных и муниципальных органов, выделяет типовые проблемы и подходы к их разрешению.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Палашов А.М. Общественная опасность преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления: вопросы квалификации // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102630 (дата обращения: 21.04.2025).

Преступления, направленные против государственной власти и интересов служебной деятельности в структурах местного управления, представляют значительную опасность для стабильности и безопасности общества. Они подрывают гражданское доверие к властным институтам и причиняют серьезный ущерб социально-экономическому прогрессу страны. Для оценки таких преступлений требуется глубокий анализ и детальное понимание правовых норм, регулирующих деятельность государственных и муниципальных органов. Классификация преступлений против власти и государственных интересов в местных органах управления изложена в главе 30 УК [2].

Преступления, направленные против власти, интересов госслужбы и работы органов местного самоуправления, включенные в Главу 30 УК РФ [2], рассматриваются как должностные. Главные объекты этих преступлений связаны с интересами государственного управления. В соответствии с Конституцией РФ [1], власть в стране делится на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемые на федеральном уровне и в субъектах Федерации (ст. ст. 10, 11). Существуют также органы власти, не входящие ни в одну из указанных ветвей, такие как Прокуратура РФ, Центральный банк РФ и Счетная палата РФ. Для эффективной работы федеральных органов и органов субъектов предусмотрены государственные должности, закрепленные законодательством. Государственные должности в Российской Федерации регулируются Конституцией и федеральными законами, а в субъектах страны – их конституциями (уставами) и законодательными актами.

Преступления, подпадающие под главу 30 УК РФ, направлены против законных действий государственных учреждений, структур местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций. Это включает в себя государственные корпорации, Вооруженные силы РФ и другие военные формирования. Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в состав системы органов государственной власти. Основные аспекты их организации и работы регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3].

Большинство правонарушений против государственной власти, государственных интересов и работы в местных органах самоуправления, как правило, совершаются с умышленной намеренностью. Однако халатность (ст. 293 УК РФ) и особенные случаи незаконной выдачи российского паспорта (ч. 2 ст. 292.1 УК РФ) составляют исключение, так как законодатель посчитал их преступлениями, совершенными по неосторожности. Во многих правонарушениях обязательным элементом является мотив – это может быть корысть или другая личная заинтересованность (ст. ст. 285, 292 УК РФ).

Участники обсуждаемых преступлений обладают особым положением (за исключением статей 291 и 291.1 УК РФ). Основная часть преступлений, упомянутых в главе 30 УК РФ (статьи 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 287, 289, 290, 293 УК РФ), совершается официальными лицами. По статье 288 УК РФ субъектами являются государственные служащие или сотрудники местного самоуправления, не наделенные статусом должностных лиц. В случае преступлений, предусмотренных статьями 292 и 292.1 УК РФ, их могут совершать как должностные лица, так и государственные служащие либо муниципальные работники, не являющиеся должностными. Преступление, предусмотренное статьей 286.1 УК РФ, может быть совершено только сотрудником полиции [2].

Определение должностного лица в соответствии с главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации объясняется в примечании к статье 285 УК РФ. В соответствии с данным примечанием, должностными лицами являются:

1) индивиды, которые на постоянной, временной основе или имеют специальное полномочие для выполнения функций представителей власти;

2) индивиды, которые на постоянной, временной основе или по специальному разрешению проводят организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, структурах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных внебюджетных фондах, корпорациях, компаниях публичного права, а также унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, где государство или муниципальные образования имеют возможность прямого или косвенного контроля более половины голосов либо права на назначение исполнительного органа или на избрание большинства состава коллегиального органа управления. Также сюда входят акционерные общества с правом «золотой акции», Вооруженные Силы России и другие воинские формирования Российской Федерации [2].

При определении преступлений, направленных против государственной власти и интересов службы в органах местного управления, следует учитывать все детали и обстоятельства совершенных правонарушений. Необходимо четко различать между административными правонарушениями и уголовными преступлениями, учитывать уровень общественной опасности каждого конкретного случая и анализировать мотивы и цели участников [5].

Для улучшения практики применения права и борьбы с преступлениями против государственной власти следует совершенствовать законодательные акты, усиливать ответственность за подобные нарушения и ужесточать контроль над деятельностью должностных лиц и государственных служащих. Одной из важных мер станет усиление антикоррупционного просвещения и воспитание граждан, формирование в обществе нетерпимости к коррупции и нарушениям законности [4].

Таким образом, правонарушения, направленные против государственной власти и интересов государственной службы в органах местного управления, представляют собой значительную угрозу для работы государства и общества. Необходимы своевременные действия по обнаружению, квалификации и пресечению таких преступлений через всесторонний и тщательно разработанный подход, основанный на принципах законности, правосудия и справедливости.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.09.2024).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.09.2024).
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.09.2024).
  4. Гафурова Э. Р. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: учеб.-метод. пособие. – Ижевск : Удмуртский университет : «Jus est», 2022. − 106 с.
  5. Краснов Е. О. Особенности расследования преступлений против государственной власти // Молодой ученый. – 2021. – №. 52. – С. 125-130.


Все статьи автора «Палашов Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: