Специфика современного направления в обучении иностранного языка в высшей профессиональной школе связана с актуализацией потребности общества в компетентных специалистах, владеющих языком как средством профессионального межкультурного общения. Важнейшей чертой языкового образования является его направленность на формирование поликультурной личности на основе, в том числе компетентности и социокультурного подходов. Подход к обучению является основной категорией методики, определяющей стратегию обучения языку и выбор метода обучения.
В основе лежит понятие компетентности, которое рассматривается как интегральное качество личности, ее способность готовности к выполнению какой-либо деятельности, в том числе и иноязычной деятельности. Компетентностный подход является тем самым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиции которого необходимо осуществлять модернизацию языкового образования. Целью обучения иностранному языку в высшей школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетентности, которая в неязыковом вузе должна быть профессионально ориентированной.
Компетентностный подход тесно связан с социокультурным подходом.
Социокультурный подход к обучению иностранного языка является одним из подходов к обучению, согласно которому занятия по иностранному языку проводятся в тесном взаимодействии с ознакомлением со странной и культурой изучаемого языка. Изучая иностранный язык, мы изучаем культуру другого народа, ибо человек как языковая личность, язык как воплощение культурных ценностей и культура языка неразрывны.
Данный подход подразумевает знание национальных обычаев, способность извлекать необходимую информацию и пользоваться ею.
Изучение иностранных языков способствует осознанию национальной и общечеловеческой культуры и овладению способностью к межкультурной коммуникации, то есть адекватному взаимопониманию участников общения, принадлежащих к разным национальным культурам. Становится ясно, что оба подхода, способствуют формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции.
Язык- зеркало культуры и не существует вне культуры. Язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, национальный характер, идеологию. Личность, язык и культура взаимосвязаны и не существует вне друг друга.
Язык не существует вне человека, а человек вне языка. Язык отражает культуру, созданную человеком, хранит ее для человека и передает ее от человека к человеку. Языковая картина образуется в единицах языка и текстах, создаваемых с помощью средств языка.
В качестве обучения можно рассматривать текст. Текст является результатом говорения или письма, продуктом речевой деятельности.
Текст рассматривается как основная единица коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Текст обладает единством темы и замысла, связанностью и законченностью. Текст характеризуется к определенному стилю – разговорному, публицистическому, деловому и др. С методической точки зрения тексты делятся на аутентичные и учебные. Аутентичный текст, либо устный, либо письменный, является реальным продуктом речевой деятельности носителей языка и обучающихся с учетом их уровня владения языком.
При подготовке студентов технических вузов по специальности в рамках дополнительного образования используются приведенные и описанные выше компетентностный и социокультурный подходы. На занятиях по дисциплине студенты работают с аутентичным материалом носителей языка, выполняя различные виды перевода как устного, так и письменного и знакомятся с текстами научно-технической и узкоспециальной направленности. Курс профессионально ориентированного перевода имеет целью приобретения обучаемыми профессиональной коммуникативной компетенции, которая позволяет им вступить в роли переводчика на профессиональном уровне.
Библиографический список
- Барабанов, И. В. (2015). Методы и подходы в обучении иностранным языкам. Москва: Высшая школа.
- Седова, И. А. (2018). Компетентностный подход в образовании: теоретические и практические аспекты. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена.
- Васильева, Н. С. (2020). Социокультурный аспект обучения иностранным языкам в высшей школе. Казань: Казанский университет.
- Белоусова, Т. А. (2017). Формирование поликультурной личности через изучение иностранных языков. Вестник образования, 2(4), 45-50.