СТРАТЕГИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кара-Сал Ай-Кыс Олеговна
Уральский государственный экономический университет
студентка 2 курса, напр. «Государственное и муниципальное управление», Профиль «Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с совершенствованием системы стратегического планирования в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Выполненные исследования свидетельствуют о необходимости системного учета специфики сельских ареалов и факторов их устойчивого развития при разработке концепций, стратегий и программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, схем территориального планирования и бюджетно-налоговой политики.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кара-Сал А.О. Стратегирование устойчивого развития сельских территорий: проблемы и направления совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/01/101326 (дата обращения: 27.04.2024).

Научный руководитель: Куликова Е.С., доцент

 

Поскольку значительная часть населения мира проживает в сельской местности, диверсификация и повышение производительности сельского хозяйства имеют жизненно важное значение для борьбы с бедностью и отсутствием продовольственной безопасности. В новом выпуске журнала Agricultural Policies for Poverty Reduction проводится анализ и оценка сельскохозяйственной политики в развивающихся странах. В отчете делается вывод о неэффективности государственного вмешательства в виде контроля цен, субсидирования удобрений и топлива. В нем показано, что государственные инвестиции в сельскую инфраструктуру и адресная социальная помощь бедным фермерам экономически выгодны [9].

В настоящее время доля аграрного сектора России в ВВП составляет 5%, в нем занято около 10% населения. Одним из основных направлений современной методологии продовольственной политики страны является переориентация программ помощи сельскому хозяйству на программу устойчивого развития сельских территорий.

В связи с этим одной из основных задач государства является вывод сельских территорий на качественно новый уровень развития, однако научно обоснованная методология управления сельскими территориями отсутствует. При этом каждый регион подходит к развитию сельских территорий по-своему, не учитывая многообразия и особенностей социально-экономического развития сельских территорий и поселений. Отсутствие системного развития сельских территорий приводит к нерациональному распределению производительных сил, неразвитости социальной и местной инфраструктуры и другим диспропорциям, негативно влияющим на эффективность сельской экономики и условия жизни в сельской местности [4].

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [3] признается, что на федеральном уровне отсутствует нормативно-правовая база, полностью регулирующая все аспекты устойчивого развития сельских территорий. В связи с этим для регулирования устойчивого развития необходимо внести изменения в земельное, лесное, водное, градостроительное и жилищное законодательство.

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Сибирской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий. Недостаточная методологическая проработанность проблемы требует проведения научных исследований в области устойчивого развития сельских территорий с целью усиления научно-методического обеспечения органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Цель исследования – подготовка рекомендаций по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития сельских территорий с целью диверсификации и повышения эффективности сельской экономики, повышения уровня и качества жизни сельского населения, рационального использования и воспроизводства природно-ресурсных потенциалов сельских территорий.

Материалы и методы исследования.

В исследовании использовались общенаучные методы, включая монографический, абстрактный и системный подходы.

Территориальная политика в области регионального развития является мощным инструментом преодоления экономического спада в агропромышленном комплексе Сибири. Эта политика реализуется не только через экономическую деятельность, но и через внедрение инновационных технологий управления, создание благоприятных условий для жизни и отдыха в сельской местности.

Результаты исследования и их обсуждение

Региональная политика, направленная на обеспечение устойчивого развития сельских поселений, включает систему организационных, экономических, финансовых и законодательных мер, определяющих деятельность федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсных потенциалов сельских территорий.

Стратегии в области устойчивого развития сельских территорий в Сибири реализуются по следующим направлениям:

Создание социально-экономических условий для выполнения сельским населением общественно полезных функций, включая производство

занятость, повышение уровня и качества жизни сельского населения и приближение его к уровню жизни в городах; а также

улучшение демографической ситуации и увеличение продолжительности жизни;

рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; и

охрана и развитие историко-культурного потенциала сельских поселений. Реализация сбалансированной региональной социально-экономической и бюджетной политики развития сельских территорий предполагает соблюдение следующих принципов

Развитие сельских территорий как единого территориального комплекса, выполняющего природоохранные, социально-демографические, культурные, производственные, экономические, рекреационные и другие функции;

обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд, качественное образование, медицинское и иное социальное обслуживание; и

государственная поддержка сельских территорий и поселений для обеспечения рационального использования и развития их природного и социально-демографического потенциала;

партнерские отношения между местными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями и сельским населением для устойчивого развития сельских поселений;

учет региональных особенностей при поддержке депрессивных сельских поселений;

дальнейшая и более глубокая интеграция и взаимодействие сельских и городских территорий; адаптация сельских и городских поселений к единой региональной экономической системе, основанной на развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, современных средств связи и единой системы социального обслуживания населения;

использование потенциала развития всех сельских поселений за счет размещения межпоселенческих центров обслуживания;

развитие местного самоуправления, всех форм кооперации в сельских поселениях, расширение участия населения в процессах принятия решений о перспективах развития сельских поселений.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан [2].

Однако, несмотря на активную работу местных властей, остаются нерешенными проблемы в области развития социальной инфраструктуры, устойчивости доходов жителей, бюджетной обеспеченности сельских поселений и экологической ситуации в сельской местности. Это объясняется как отсутствием комплексных исследований деталей функционирования и развития сельских территорий, так и необходимостью разработки и реализации приоритетных направлений решения проблемы устойчивого развития сельских территорий.

Государственная поддержка мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий осуществляется по пяти направлениям в рамках федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2023 года”, финансируемой за счет средств федерального бюджета:

  • Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (в том числе молодых семей и молодых специалистов);
  • Развитие газификации в сельской местности
  • Улучшение водоснабжения в сельской местности
  • Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
  • Развитие сети базовых учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта в сельской местности [7].

Наиболее распространенным видом инвестиционной деятельности, осуществляемой субъектами Федерации, является развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. Предоставление ресурсов по этому направлению в 5,2 раза превысило сумму, выделенную из консолидированных бюджетов регионов.

Больше средств из своих бюджетов регионы выделили на культурно-досуговую деятельность, информационно-консультационные услуги, развитие электросетевого хозяйства, торгово-бытовое обслуживание в сельской местности и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности жителей сельской местности.

Целевыми индикаторами и показателями, скорректированными на объем ресурсов, являются: строительство и ввод жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; ввод общеобразовательных учреждений (в 11,8 раза); газораспределительная сеть, местные водопроводы, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, обеспечение питьевой водой сельских жителей, реконструкция предприятий розничной и государственной торговли и обеспечение питьевой водой сельского населения. Не были полностью освоены ассигнования на открытие фельдшерско-акушерских пунктов, филиалов детско-юношеских спортивных школ, строительство и открытие предприятий розничной торговли и общественного питания, ввод в действие предприятий производственного обслуживания населения, ввод в действие пунктов бытового приема. Не были предусмотрены ассигнования на создание дошкольных образовательных учреждений, автозаправочных станций и водоохранных зон.

Поддержка из федерального бюджета на реализацию этих мероприятий не предусматривалась. Более того, финансирование этих мероприятий из бюджетов субъектов Федерации в 2020 году не представлялось возможным из-за сокращения доходов, вызванного финансово-экономическим кризисом. Средства субъектов Федерации направляются в основном на реализацию наиболее социально значимых задач.

В целом следует отметить, что существующий уровень государственной поддержки села недостаточен для решения проблемы перелома демографической тенденции в сельской местности и обеспечения агропромышленного комплекса компетентными кадрами, способными осваивать инновационные технологии и модернизировать сельскохозяйственное производство.

Продолжается сокращение численности сельского населения, сокращается сеть объектов сельской социальной инфраструктуры, недостаточен и сильно изношен сельский жилищный фонд.

В Сибирском федеральном округе насчитывается 320 муниципальных районов и 3530 сельских поселений. Во всех муниципальных образованиях подготовлены и утверждены комплексные программы социально-экономического развития. Эта программа должна стать основой совместных усилий власти, предприятий, профессионального образования, науки и общества по развитию всей экономики Сибири.

Ресурсное обеспечение развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий на основе софинансирования субъектами Федерации (в расчете на один рубль федерального бюджета, в размере среднего по стране).

В рамках программы “Устойчивое развитие сельских территорий” в Сибирском регионе в отчетном году на развитие социальной инфраструктуры и инженерных объектов в сельских поселениях было профинансировано 848,9 млн. рублей из федерального бюджета и 190,9 млн. рублей из консолидированного бюджета.

При этом объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на эти цели, снизился в 2021 году по сравнению с 2020 годом для шести регионов округа: Республики Алтай и Бурятия – на 70%, Томской области – на 21,4%, Забайкальскому краю – на 21,1%, Кемеровской области – на 5%, Кемеровской области – на 0,1%. В Республике Тыва средства федерального бюджета не были выделены из-за отсутствия средств на софинансирование в республиканском бюджете.

В связи с этим, например, в Республике Алтай отсутствие средств федерального бюджета не позволило завершить строительство пилотного проекта “Алгаир-2″, состоящего из 50 домов и 200 земельных участков с общей инфраструктурой и благоустройством, в 2021 году, как планировалось, и ввод проекта в эксплуатацию был перенесен на 2022 год. Ввод проекта в эксплуатацию был перенесен на 2022 год.

Невозможность комплексного развития сельских территорий, улучшения общей инфраструктуры, благоустройства и строительства социальных объектов из-за ограниченности бюджетных средств остается одной из острых проблем на значительной части территории округа.

В результате реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, за отчетный период введено 165,2 тыс. м2 жилой площади (114,4% от годового плана); к уровню 2020 года объем ввода жилья для сельских жителей (включая молодые семьи и специалистов) составил 115 и 120% соответственно.

При этом годовое задание по строительству жилья для сельских жителей было выполнено во всех регионах, кроме Республики Алтай (90,4% от запланированного). В трех регионах – Республике Алтай (64,5% от запланированного), Кемеровской области (96,9%) и Республике Хакасия (98,3%) – темпы строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов оказались ниже запланированных.

Больше всего плановых мероприятий было проведено в Алтайском крае, где годовые задания по началу строительства жилья для молодых семей и сельских жителей, включая специалистов, были перевыполнены в 1,4 и 2,7 раза соответственно. Для закрепления молодых специалистов в сельской местности в регионах реализованы меры государственной поддержки в виде предоставления бесплатных пособий, в 2021 году поддержку получили 92 молодых специалиста. Кроме того, закреплению молодых специалистов в регионах способствует и практика контрактной подготовки специалистов: В 2021 году на эту подготовку из регионального бюджета выделено 4,1 млн руб.

В Республике Тыва строительство жилья по договорам социального найма впервые было начато в 2011 году, при этом субсидии получили 35 участников программы, в том числе 25 работников сельского хозяйства и 10 социальных работников.

В то же время основной проблемой при реализации мероприятий по строительству жилья в сельской местности является недостаток финансирования жилищного строительства. Субсидии выделяются из федерального бюджета. Например, в Забайкальском крае только 22% сельских жителей, подавших заявление на улучшение жилищных условий в 2011 году, имели право на получение социальных выплат.

В Республике Алтай доля сельских жителей, улучшивших жилищные условия в 2011 году, составила всего 61,9% от общего списка. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах [6].

Кроме того, одной из проблем, с которой сталкиваются многие участники программы при строительстве жилья в сельской местности, является предоставление земельных участков (на окраинах сел), не подготовленных для жилищного строительства, где отсутствует коммунальная инфраструктура, что создает условия, затрудняющие подключение застройщиков к инженерным системам.

Кроме того, механизм ипотечного финансирования строительства (приобретения) жилья в сельской местности практически не используется из-за низкого уровня доходов сельского населения и отсутствия собственных средств.

В целях создания необходимых условий для комплексного развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения на федеральном уровне желательно

  • увеличить софинансирование субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по жилищному строительству, развитию социальной и инженерной инфраструктуры, элитному семеноводству и повышению плодородия почв в сельской местности;
  • увеличить сроки предоставления инвестиционных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования до 15-20 лет
  • Предоставление рассрочки (реструктуризации) кредитов на срок до 15 лет до 2008 года предприятиям, реализующим проекты по строительству животноводческих комплексов;
  • разработка дополнительных компенсационных мер по закреплению рабочей силы в сельской местности.

В условиях вступления России в ВТО чрезвычайно важно разработать законодательную базу, регламентирующую формирование и реализацию продовольственной политики, которая призвана сыграть ключевую роль в защите национальных интересов и, в первую очередь, – ее аграрной сферы. Решению проблемы формирования национальной продовольственной политики будет способствовать принятие системы нормативных правовых актов, отражающих специфические стороны этого многогранного и сложного направления развития экономики страны.

Сельские районы должны получить правовое обеспечение как точки роста, территории интенсивного и современного развития. Для закрепления населения и сохранения сельского образа жизни необходимо более высокими темпами наращивать экономику, строить жилье, расширять инфраструктурные возможности.

С позиций регионального управления для устойчивого развития территорий должны быть приняты и реализованы муниципальные программы по комплексному социально-экономическому развитию сибирской деревни. Они направлены, прежде всего, на повышение занятости и доходов сельского населения, развитие сельского самоуправления, стимулирование развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.

Рассматривая сельские территории не только как объект управления, но и как специфический комплекс, устойчивое развитие которого должно быть направлено на экономически и экологически обоснованное, социально ориентированное расширенное воспроизводство, выделим следующие основные условия, способствующие этому:

  • создание эффективной системы использования ресурсного потенциала сельской местности, направленной на улучшение жизнеобеспечения и социально-инженерного развития сельских территорий, а также обеспечивающей расширенное воспроизводство рабочей силы и сохранение моральных, культурных, умственных способностей будущих поколений сельского населения;
  • обеспечение устойчивого развития экономики сельских территорий с целью формирования воспроизводственного потенциала для дальнейшего экономического развития и повышения конкурентоспособности основных видов деятельности на селе;
  • сохранение и эффективное использование природно-ресурсного потенциала сельских территорий с целью его дальнейшего воспроизводства и улучшения экологической ситуации на селе.

Библиографический список
  1. Басков В.Н., Камянчук А.В. Сельское сообщество 21 века: Устойчивость развития. – Ирбит: Издательский дом «Печатный вал», 2018. – 71 с.
  2. Ковтун Б.А., Папело В.Н., Терновой А.И. Стратегирование социально-экономического развития сельских территорий «Муниципалитет: экономика и управление», № 1(4) март 2023 г. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2023/01/07.
  3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30.11.2010 № 2136-р. – М., 2013. – Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru.
  4. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. – Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2021. – 265 с.
  5. Разработать методы оценки эффективности инструментов государственной поддержки развития сельских территорий и механизмы их совершенствования (задание по плану НИР 01.08.03.01) на 2011 г.: отчет о НИР / Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова; рук. Р.Г. Янбых. – М., 2023. – 278 с.
  6. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Сибирском федеральном округе в 2011 году [Электронный ресурс]: – М., 2023. – Режим доступа: http://www.sibfo.ru.
  7. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858. – М., 2023. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Хицков И.Ф. На пути к инновационному развитию АПК: программы, опыт, научное обеспечение. – Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2020. – 774 с.
  9. Agricultural Policies for Poverty Reduction [Электронный ресурс]: – М., 2023. – Режим доступа: http://www.oecd.org.


Все статьи автора «Кара-Сал Ай-кыс Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация