В современную эпоху переход от простой компьютеризации к комплексной цифровизации произвел революцию в различных отраслях, в том числе и в таможенном деле. Цифровизация – это процесс преобразования информации в цифровой формат, который часто приводит к снижению затрат, повышению производительности и появлению новых возможностей в создании, передаче, хранении и шифровании важных данных. По сути, это поворотный этап в эволюции общества и государства, позволяющий перенести задачи, ранее решавшиеся отдельными людьми и организациями, в цифровую сферу. Цифровые технологии служат незаменимыми инструментами в информационном обществе, значительно упрощая современную жизнь и выступая в качестве стратегических активов для развития различных сфер государственной деятельности, таких как экономика, здравоохранение, образование, оборона и промышленность [5, 41 с.]. Государства, демонстрирующие высокие темпы экономического роста, все чаще используют цифровые технологии для повышения общей экономической эффективности, что является важнейшим императивом на мировой арене. Интеграция современных информационных технологий стала неотъемлемой частью практически всех внешнеэкономических операций, что подчеркивает ее ключевую роль в современной динамике мировой торговли. Стратегическая траектория развития Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) демонстрирует согласованное внимание к цифровизации и информатизации в соответствующих таможенных органах. Эта инициатива направлена на ускорение таможенных операций, повышение прозрачности работы и снижение коррупционных рисков, присущих таможенным процессам. В соответствии со статьей 397 Таможенного кодекса ЕАЭС [2] и Федеральным законом “О таможенном регулировании в Российской Федерации” таможенное дело представляет собой комплексную структуру, включающую в себя процедуры импорта и экспорта, таможенные операции, соблюдение законодательных запретов и ограничений, таможенные платежи и меры контроля [1].
Внедрение цифровых технологий в таможенные операции играет ключевую роль в повышении эффективности в государствах-членах ЕАЭС. Эти технологии способствуют ускорению сроков обработки таможенных платежей и пошлин, упрощению процедур таможенного оформления, повышению эффективности работы сотрудников таможенных органов и усилению контроля за субъектами внешнеторговых отношений. Такие достижения крайне важны для противодействия эволюционирующим угрозам экономической безопасности, поскольку злоумышленники адаптируются к модернизированным таможенным системам, что требует постоянных инноваций в протоколах безопасности. Более того, в Таможенном кодексе ЕАЭС отдельная глава посвящена информационным системам и технологиям, используемым таможенными органами и декларантами. Центральное место в этих системах занимает обязательное электронное таможенное декларирование, введенное в 2014 году, которое требует, чтобы декларации были подписаны и поданы в электронном виде. Это ускоряет процесс регистрации и позволяет подавать декларации дистанционно из любого места, где есть доступ к Интернету [3, 187 с.]. Несмотря на преимущества электронного декларирования, сохраняются проблемы, включая перегруженность серверов в часы пик и неадекватную информационную инфраструктуру на удаленных контрольно-пропускных пунктах, зависящих от спутниковой связи. Развитие электронного декларирования создает основу для внедрения удаленного выпуска товаров – инновационного подхода к таможенному администрированию, одобренного Федеральной таможенной службой России. Эта методология позволяет разделить процессы документального и физического контроля на таможенных постах, что исключает необходимость внутренних транзитных процедур и оптимизирует процедуры оформления товаров. Подобные инициативы соответствуют более широким целям, изложенным в Стратегии развития ФТС России до 2030 года, которые включают в себя повышение эффективности таможенного администрирования, стимулирование роста объемов торговли, обеспечение национальной безопасности и соблюдение таможенных платежей.
В перспективе ФТС России ожидает значительная трансформация в сторону интеллектуальной, технологически развитой таможенной службы к 2030 году. Эта перспектива включает в себя внедрение информационных технологий (ИТ), способных автоматизировать таможенные операции независимо от персонала на местах, внедрение сложных систем для выявления и предотвращения незаконного перемещения радиоактивных материалов, а также создание интеллектуальных пунктов пропуска, способствующих предварительному таможенному оформлению товаров. Кроме того, разработка единой транзитной системы, взаимодействующей с европейскими таможенными системами транзита, является примером продолжающихся усилий по гармонизации таможенной практики через геополитические границы.
Обязательное принятие электронных таможенных деклараций с 2014 года представляет собой важнейшее достижение в области таможенных процедур, требующее подписания деклараций электронными подписями. Этот переход не только упрощает документооборот, но и ускоряет регистрацию, минимизирует бумажный документооборот и облегчает удаленную передачу информации о товарах по всей России через интернет-платформы. Несмотря на широкую интеграцию системы в течение 18 лет, сохраняются проблемы, в частности, перегруженность серверов в часы пик и ограниченность информационной инфраструктуры на удаленных пунктах пропуска, зависящей от спутниковой связи [6, 437 с.]. Эти проблемы свидетельствуют о постоянных усилиях по оптимизации систем электронного декларирования для повышения эффективности. Развитие электронного декларирования стало катализатором внедрения удаленного выпуска товаров – прогрессивного метода таможенного администрирования, одобренного Федеральной таможенной службой России. Такой подход позволяет разделить таможенные операции на процессы документального и физического контроля, исключить необходимость внутренних транзитных процедур и упростить процедуру оформления товаров путем их хранения на складах временного хранения или в прилегающих зонах таможенного контроля. Такие инновации не только повышают эффективность работы, но и способствуют росту товарооборота, обеспечению национальной безопасности и законности таможенных платежей. Они являются неотъемлемой частью более широкой стратегической программы, изложенной в стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года, которая направлена на адаптацию к меняющимся таможенным условиям и развитие международной торговли.
Динамичный характер таможенных операций требует постоянной адаптации к технологическому прогрессу и нормативно-правовой базе. Стратегическая привязка к стратегии развития до 2030 года отражает активный подход российского правительства к использованию цифровых технологий для оптимизации таможенных процессов и обеспечения соответствия международным торговым стандартам. Стратегическое видение подчеркивает роль ИТ-технологий в автоматизации таможенных операций, не зависящих от физического присутствия, расширении возможностей наблюдения и интеграции с глобальными транзитными системами. В нем подчеркивается стремление к созданию сложной таможенной службы, управляемой искусственным интеллектом, которая повысит эффективность и при этом минимизирует помехи для законопослушного бизнеса.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации поставила перед собой задачу создать к 2030 году современную искусственно интеллектуальную таможенную службу. Эта служба будет призвана обеспечить бесперебойную поддержку законопослушного бизнеса и повысить эффективность работы государства. Для достижения этой цели необходимо внедрить информационные технологии (ИТ) для автономной работы таможни, современные системы наблюдения для противодействия незаконному перемещению опасных материалов и интеллектуальные пункты пропуска для ускоренного предварительного таможенного оформления товаров [4, 31 с.]. Эти достижения отражают постоянную работу по оптимизации таможенных процессов, упрощению документооборота и автоматизации операционных задач, необходимых для модернизации таможенного администрирования в России.
Библиографический список
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (Дата обращения 11.02.2021)
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (Дата обращения 11.02.2021)
- Новикова Т.Б. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy-v-tamozhennom-dele-1 (дата обращения: 29.06.2024).
- Павлова Я.В. Проблемы использования информационных технологий в таможенных органах // Экономические науки. – 2019. – №3 (11). – С. 31-33.
- Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле //Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – №. 1. – С. 29-41.
- Фейсханова Д. М., Аношина Ю. Ф. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле //Трансформация национальной социально-экономической системы России. – 2020. – С. 434-444.