Научный руководитель: Локтевич Е.В.
кандидат филологических наук, доцент
Концепция «новых медиа» привлекла внимание исследователей еще с конца прошлого века. Поворотным моментом, ознаменовавшим новую эру журналистики, можно считать 19 апреля 1995 г., когда после террористического акта в г. Оклахома журналисты начали активно публиковать имеющуюся у них информацию об инциденте в Сети. Так Интернет мгновенно превратился из хранилища данных в конкурента телевидения, а «в конце XX века термин “новые медиа” стал использоваться для обозначения альтернативных традиционным СМИ (пресса, радио и телевидение) интерактивных электронных изданий» [1, с. 222].
Новые медиа отличаются от традиционных рядом характеристик: интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность, персонализацию и глобальный охват. Интерактивность дает возможность пользователям взаимодействовать с контентом, участвовать в его создании и распространении. Мультимедийность предполагает синтез разных форматов – текста, аудио, видео, графики и анимации. Гипертекстуальность обеспечивает нелинейную навигацию между различными частями контента посредством гиперссылок. Персонализация помогает настраивать контент в соответствии с предпочтениями и интересами пользователей. Глобальный охват позволяет распространять контент по всему миру практически мгновенно.
Развитие новых медиа оказало значительное влияние на традиционную журналистику. Интернет-СМИ предлагают более оперативное освещение событий, большую детализацию и объем информации, а также возможность включать в материалы мультимедийные элементы. Кроме того, новые медиа способствуют развитию гражданской журналистики, когда каждый может создавать и распространять контент, конкурируя с профессионалами. Блог как формат новых медиа особенно популярен в среде современных пользователей Интернета, стремящихся к поиску оптимальных стратегий коммуникации.
«За последние несколько лет, – пишет Э. А. Сулейманов, – из маленькой развлекательной ниши блогосфера трансформировалась в независимую индустрию» [2, с. 26]. Блоги стали мощным средством демократизации доступа к информации, они воспринимаются «как новый источник информации, новый интернет-жанр, новая среда коммуникации и как средство выражения общественного мнения» [2, с. 25]. В отличие от традиционных СМИ, которые ограничены рамками своих форматов (печатный текст, фотографии, аудио- и видеоматериалы), блоги обладают многофункциональностью, оперативностью, публицистичностью и, самое главное, независимостью. Это позволяет им обеспечивать широкий доступ, получение и распространение информации среди разных реципиентных групп.
По сравнению с традиционными СМИ блоги обладают рядом преимуществ: оперативность, субъективность, прямое взаимодействие, таргетинг аудитории, экономическая эффективность и др. В этой связи в будущем ожидается дальнейший рост популярности блогов. Технологические достижения (прежде всего, искусственный интеллект и машинное обучение) позволяют блогам становиться все более персонализированными и удобными для целевой аудитории. Сегодня контент блогов играет немаловажную роль в формировании общественного мнения и продвижении социальных инициатив.
Однако наряду с преимуществами новые медиа характеризуются и рядом проблемных зон. Одна из них – вопрос достоверности и надежности информации, поскольку в Интернете любой может публиковать материалы без проверки фактов и редакторского контроля. Также существует проблема авторского права и незаконного распространения контента. Еще одной проблемой является цифровое неравенство, когда не у всех есть доступ к новым медиа из-за экономических, социальных или географических факторов. Эти вопросы актуализированы в научных трудах белорусских ученых А. А. Градюшко, Л. П. Беляковой, В. Р. Вашкевич и др.
Рассмотрим далее типы белорусских средств массовой информации, представленных в Интернете и имеющих тенденцию к блогинг-практике:
1) информационные агентства: сервисы, предоставляющие оперативную информацию в режиме реального времени (например, БелТА [3]).
2) блоговая журналистика: недавно сформировавшаяся область, где авторами блогов выступают эксперты и влиятельные персоны, формирующие информационное поле на тематических порталах (телеграм-канал А. В. Беляева «Беляев. О геополитике и не только» [4]).
3) интернет-СМИ общей тематики: сетевые издания, охватывающие широкий спектр тем и жанров, подобно традиционным СМИ (например, Точка BY [5], Onliner.by [6] и др.).
4) сайты печатных СМИ: веб-порталы печатных газет и журналов, предоставляющие доступ к виртуальным версиям выпусков (например, сайты газет «Звязда» [7], «СБ. Беларусь сегодня» [8] и др.).
Сайты печатных изданий представляют собой информационные веб-порталы, на которых один из разделов посвящен виртуальному отображению бумажной версии. Кроме предоставления контента печатного издания, сайты могут содержать дополнительные материалы, интерактивные функции и инструменты для взаимодействия с аудиторией.
Появление новых медиаформ в Интернете привело к расширению понятия СМИ, внесло существенные изменения в белорусский медиаландшафт, повлекло за собой ряд преобразований.
Во-первых, произошла диверсификация источников информации: так читатели получают доступ к всевозможным медиаплатформам, где они могут получить информацию по разным темам. Например, сегодня почти у каждого белорусского телеканала, радио, газеты есть аккаунты в социальных сетях: у телеканала ОНТ есть аккаунт в ТikТok [9], где публикуют последние новости сразу же после эфира.
Во-вторых, осуществляется персонализация контента: белорусские пользователи могут подписываться на тематические ленты и получать персонализированные новости и информацию в соответствии с их интересами. Так, у телеканала СТВ есть тематические аккаунты в TikTok: общий [10]; международный [11]; политический [12].
В-третьих, снижается барьер для входа в медиаотрасль. Например, новые медиаформаты позволяют каждому стать автором блога или создать небольшое сетевое издание, что снижает барьеры для входа в медиаиндустрию (такие социальные сети и порталы, как Studlive.by [13], Websmi.by [14]). Также существуют сообщества «Гомель Online» [15] и «НЕтипичный Витебск» [16], которые являются примерами гражданской журналистики, где пользователи создают и распространяют контент.
В-четвертых, происходит изменение модели потребления медиаконтента: читатели перешли от традиционного потребления новостей через печатные и вещательные СМИ к более интерактивному и персонализированному способу получения информации через Интернет. Например, кореличская газета «Полымя» активно работает в интернет-пространстве [17]: размещает фото- и видеорепортажи событий, публикует материалы о местных жителях.
Очевидно, что блоги как элемент новых медиа в Беларуси играют значимую роль в формировании информационного пространства. Они не только предоставляют альтернативную платформу для обмена мнениями и распространения информации, но и служат инструментом для визуализации общественных настроений и отражения разнообразных точек зрения. Использование блогов белорусскими СМИ и журналистами в качестве источника информационных поводов, мнений и оценок, а также дополнительных иллюстраций, подчеркивает их важность как средства массовой коммуникации. С учетом анализа современных тенденций, блоги становятся не просто индивидуальными дневниками, но и площадками для профессионального обсуждения, что способствует развитию современной журналистики. Блоги предоставляют возможность для экспериментирования с контентом и форматами, что особенно актуально в условиях поиска новых подходов к распространению информации в цифровую эпоху.
Библиографический список
- Рогалева, О. С. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) / О. С. Рогалева, Т. В. Шкайдерова // Вестник Омского университета. – 2015. – № 1. – С. 222–225.
- Сулейманов, Э. А. Блогосфера как новая среда коммуникации / Э. А. Сулейманов // Коммуникация. – 2022. – Ч. 10. – № 3. – С. 22–32.
- БелТА – Новости Беларуси [Электронный ресурс] // Belta. – Режим доступа: https://www.belta.by. – Дата доступа: 21.08.2024
- Беляев. О геополитике и не только [Электронный ресурс] // T.me – Режим доступа: https://t.me/geopolekon. – Дата доступа: 21.08.2024
- Точка BY [Электронный ресурс] // Tochka. – Режим доступа: https://tochka.by/. – Дата доступа: 21.08.2024
- Оnliner.by [Электронный ресурс] // Оnliner. – Режим доступа: https://www.onliner.by/. – Дата доступа: 21.08.2024
- Портал издательского дома «Звязда» – Ежедневное обновление новостей [Электронный ресурс] // Zviazda. – Режим доступа: https://zviazda.by/be. – Дата доступа: 21.08.2024
- СБ. Беларусь сегодня [Электронный ресурс] // Оnliner. – Режим доступа: https://www.sb.by/. – Дата доступа: 21.08.2024
- ONT LIFE [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@ont.life?_t=8m2XJKYybpN&_r=1. – Дата доступа: 21.08.2024
- Ctvby [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@ctv_by?_t=8m2XNk4smLW&_r=1. – Дата доступа: 21.08.2024
- Новости в мире [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@news_world_0?_t=8m2XU97jVJ7&_r=1. – Дата доступа: 21.08.2024
- Po_syshestvy [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@po_syshestvy?_t=8m2XPGgOylK&_r=1. – Дата доступа: 21.08.2024
- Студенческий портал факультета журналистики БГУ [Электронный ресурс] // Studlive. – Режим доступа: https://studlive.by/. – Дата доступа: 21.08.2024
- Веб-журналист. Факультет журналистики БГУ [Электронный ресурс] // Websmi. – Режим доступа: https://www.websmi.by/. – Дата доступа: 21.08.2024
- Гомель Online [Электронный ресурс] // Vk. – Режим доступа: https://vk.com/gomel_24. – Дата доступа: 21.08.2024
- НЕтипичный Витебск [Электронный ресурс] // Vk. – Режим доступа: https://vk.com/netypical_vitebsk. – Дата доступа: 21.08.2024
- Газета Полымя — Кореличи. Новости Кореличского района [Электронный ресурс] // Polymia. – Режим доступа: https://www.polymia.by/. – Дата доступа: 21.08.2024