СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА: ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКИ

Войтова Ангелина Вячеславовна
Белорусский государственный университет
студентка 3 курса

Аннотация
Целью статьи стало осмысление и систематизация современных интернет-площадок для ведения блога о литературе. На материале белорусских и российских литературных блогов рассматриваются технологический потенциал и креативные функции разных платформ. Выполняется сравнительно-сопоставительный анализ актуальных мессенджеров и социальных сетей в контексте интересов автора блога, читательских ожиданий и запросов современной эпохи. Определяется связь контента современного литературного блога и литературной критики.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Войтова А.В. Стратегии ведения литературного блога: выбор интернет-площадки // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102559 (дата обращения: 22.04.2025).

Научный руководитель: Локтевич Е.В.
кандидат филологических наук, доцент

 

Возникновение белорусских блогов о литературе в русскоязычном пространстве берет свое начало на платформе Живого Журнала (ЖЖ). Одним из первых таких блогов считается «chto_chitat», появившийся в 2003 г. [1] По словам Н. Пушкаревой, ранние книжные блоги в ЖЖ представляли собой объемные рецензии, претендующие на литературную критику [2]. В основном эти обзоры касались классической литературы, а вот новинки рецензировались реже. Блог-сообщество «chto_chitat» служило площадкой для общения уже сформировавшихся книголюбов.

С 2005 по 2010 гг. стремительный рост популярности персонализированных аккаунтов существенно изменил ландшафт книжной блогосферы. Тенденция сместилась в сторону ухода от сообществ к индивидуальным блогерам и персонализированному контенту.

О. Миклашевская, первый буктьюб-блогер в Рунете, отмечает, что в то время контент преобладал над персонализацией, но со временем все изменилось. По ее мнению, печатные блогеры, возмущавшиеся популярностью буктьюба, не выдержали конкуренции с видеоформатом, так как считали, что книжные блоги должны быть ориентированы исключительно на текстовый контент [3, с. 102].

Однако популярность буктьюба не умаляет значимость текстовых книжных блогов. Они продолжают развиваться и предлагать читателям широкий спектр форматов и жанров:

1) обзоры и рецензии на новинки и литературную классику (например, в блоге «Лiтаратура i мастацтва» на портале издательского дома «Звязда» есть раздел «Крытыка ЛiМ», где публикуются обзоры и рецензии на разные произведения белорусский авторов);

2) подборки книг по темам и жанрам (например, блог «bookloverdary» Дарьи Кулешовой [4]);

3) интервью с авторами и издателями (так, на YouTube-канале «Книжный чел» [5] автор приглашает на канал писателей, деятелей культуры, блогеров и других известных людей, где они в приятной обстановке обсуждают классическую и современную литературу).

Интернет-пространство предлагает для ведения блогов о литературе широкий спектр платформ, каждая из которых обладает уникальными возможностями и аудиторией.

Социальная сеть Telegram появилась в 2013 г. и быстро завоевала популярность благодаря своей надежной системе шифрования и удобным функциям. Помимо обмена личными и групповыми сообщениями, пользователи могут хранить разные файлы (фотографии, видеозаписи, аудиофайлы) и вести авторские каналы (микроблоги). Одно из преимуществ Telegram – возможность создавать и присоединяться к каналам другой тематики, что позволяет пользователям объединяться вокруг общих интересов и получать информацию «из первых рук». Кроме того, в этой соцсети функционируют боты, которые готовы к выполнению целого ряда задач: предоставление новостного контента, получение заказов, управление проектами и др., например, telegram-канал «Книжный домик Ули» [6]. Автор этого блога делится подборками книг, публикует небольшие рецензии и записывает видеосообщения, в которых делится эмоциями от прочтения книги в режиме реального времени.

YouTube, запущенный в 2005 г., стал крупнейшим в мире хостингом видео. Изначально задуманный как сайт знакомств, со временем он переориентировался на видеоконтент, привлекая все больше и больше создателей видео. Сегодня YouTube доступен в 70 странах и переводится на более чем 60 языков, а его аудитория насчитывает более миллиарда пользователей по всему миру. Русскоязычная версия появилась в 2007 г., существенно ускорив развитие видеоблогинга в Беларуси и других странах бывшего советского пространства. Одной из отличительных особенностей YouTube является отсутствие обязательной регистрации для просмотра видео. Это делает платформу доступной для широкого круга пользователей и способствует ее популярности. Например, «Arzamas» – просветительский проект, посвященный истории культуры [7], на ютуб-канале которого фигурируют и ролики о литературе. Ведущие ученые-филологи рассказывают о литературных эпохах, отдельных авторах, художественных произведениях.

Приложение Instagram*, выпущенное в 2010 г., всего за несколько лет завоевало огромную популярность во всем мире. Изначально позиционировавшееся как сервис для обмена фотографиями с друзьями, оно постепенно расширило свой функционал и стало самостоятельной медиаплатформой. В настоящее время Instagram* позволяет создавать и публиковать фотографии, видеозаписи и истории, а также обмениваться личными сообщениями и участвовать в прямых эфирах. Сервис предлагает множество инструментов для обработки и редактирования контента, позволяя пользователям создавать высококачественный визуальный контент. Из белорусских книжных Instagram-блогеров можно выделить, например, Екатерину Залесскую  [8], Веру Тетерич и ее проект «МнеНеЖалко» [9].

TikTok – короткая форма видеоконтента, особенно популярная среди молодых людей. На современном этапе развития социальных сетей намечается новый тренд, оказывающий влияние на привычки читателей и литературный мир в целом: популярность буктока. Букток («ответвление» TikTok) ориентируется на книги: в его медиаграницах читатели делятся впечатлениями о прочитанном и рекомендуют книги; например, блоги «Заметки книжного червя» [10] и «Будни читателя» [11].

Тенденция к популяризации буктока не случайна. Видеоформат позволяет реципиенту более вовлечено и наглядно обсуждать книги, что привлекает новую аудиторию к чтению. Кроме того, рекомендации буктокеров могут существенно повлиять на художественный вкус неподготовленных читателей, которые зачастую ориентируются на мнения авторитетных в их глазах личностей.

Тактика рекламного продвижения в рамках буктока приносит авторам материальную прибыль. Однако такая коммерческая составляющая может иметь и нежелательные последствия. Ориентация на массовый формат и желание привлечь максимальную аудиторию могут привести к упрощению литературного дискурса, формированию поверхностного отношения к чтению.

Еще одна проблема, связанная с буктоком, – размывание границ между профессиональными и непрофессиональными литературными критиками. Сегодня любой человек, умеющий интересно и харизматично говорить о книгах, может стать бутокером и претендовать на звание книжного блогера. Однако создание уникального и качественного литературного блога требует не только харизмы, но и глубоких знаний, культурной компетентности и постоянного совершенствования.

Чтобы выделиться на фоне остальных бутокеров и создать по-настоящему ценный литературный контент, необходимо не только систематически планировать свою деятельность, но и постоянно изучать читательский запрос, мониторить культурную интернет-среду и работать над повышением собственной компетентности.

Влияние буктока на литературный ландшафт нельзя недооценивать. Он не только меняет эстетические предпочтения аудитории, но и оказывает воздействие на литературную критику, позволяя ей постоянно технологически обновляться, синтезировать только лучший коммуникативный и педагогический опыт. Для развития литературного процесса и сохранения его качества необходимо соблюдать баланс между популяризацией чтения и поддержанием высоких культурных стандартов.

Таким образом, выбор подходящей платформы для блогинга зависит от целевой аудитории, типа контента и индивидуальных предпочтений автора блога. Каждая платформа имеет сильные и слабые стороны, поэтому важно тщательно изучить их, прежде чем делать выбор.

Социальные медиаплатформы предоставляют прекрасные возможности для блогинга, позволяют создателям контента общаться с разными реципиентными группами, делиться своими концепциями и идеями, развивать персональный бренд. Понимание особенностей блогосферы и ценностного запроса аудитории каждой конкретной платформы является ключом к успешному ведению блога и достижению поставленных целей.


*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанная экстремистской и запрещённая на территории РФ.


Библиографический список
  1. Что читать [Электронный ресурс] // LiveJournal. – Режим доступа:  https://chto-chitat.livejournal.com/. – Дата доступа: 27.07.2024.
  2. Ежегодная встреча лайвлибовцев: как это было [Электронный ресурс] // LiveLib. – Режим доступа:  https://www.livelib.ru/group/450/post/18902-ezhegodnaya-vstrecha-lajvlibovtsev-2016-kak-eto-bylo. – Дата доступа: 27.07.2024.
  3. Лютов, С. Н. Книжная культура в многообразии понятий и исследовательских подходов / С. Н. Лютов // Вестник культуры и искусств / Челяб. гос. ин-т культуры. – 2017. – № 4 (52).– С. 100-103.
  4. Bookloverdary [Электронный ресурс] // Instagram. – Режим доступа:  https://www.instagram.com/bookloverdary/. – Дата доступа: 27.07.2024
  5. Книжный чел [Электронный ресурс] // YouTube. – Режим доступа:  https://www.youtube.com/c/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D1%87%D0%B5%D0%BB. – Дата доступа: 27.07.2024
  6. Книжный домик Ули [Электронный ресурс] // T.me – Режим доступа: https://t.me/ylianaxbooktok. – Дата доступа: 21.08.2024
  7. Arzamas [Электронный ресурс] // Arzamas. – Режим доступа:  https://arzamas.academy/.  – Дата доступа: 27.05.2024
  8. Екатерина Залесская, будни писателя [Электронный ресурс] // Instagram. – Режим доступа:  https://www.instagram.com/katyazaleskaya/. – Дата доступа: 27.07.2024
  9. Библиотека МнеНеЖалко в Минске [Электронный ресурс] // Instagram. – Режим доступа:  https://www.instagram.com/_mne_ne_zhalko/. – Дата доступа: 27.07.2024
  10. Заметки книжного червя [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@bookwormsnotes. – Дата доступа: 21.08.2024
  11. Будни читателя [Электронный ресурс] // TikTok. – Режим доступа: https://www.tiktok.com/@aisha.bookpies. – Дата доступа: 21.08.2024


Все статьи автора «Войтова Ангелина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: