Опыт работы дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) свидетельствует о том, что принятый или переведенный педагог на должность воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), – в реальности испытывает большие сложности в начале своей профессиональной деятельности. Этот факт объясняется тем, сотрудник адаптируется к новым должностным обязанностям, целям, задачам и содержанию коррекционно-развивающей деятельности, проводимой с детьми с ТНР. Встретить специального педагога, который готов заняться данной работой без специально организованной педагогической помощи, почти невозможно.
Воспитателям групп компенсирующей направленности часто нужны более глубокие знании специальной педагогики и психологии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), методики их 173 дошкольного образования, в освоении новых коррекционно-развивающих педагогических технологий. Начинающие воспитатели замечают, что в процессе освоения новой должности им не хватает специальных теоретических знаний и практических умений в работе с данной категорией детей.
Специальные знания воспитатель группы компенсирующей направленности может получить от педагогов, имеющих богатый педагогический опыт в работе с детьми ОВЗ. Такая форма взаимодействия между педагогами называется наставничество. Г. Льюис дает определение наставничества, как системы отношений и ряда процессов, когда один человек предлагает помощь и поддержку другому.
Для повышения квалификации воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, совершенствования их педагогических знаний, умений и навыков используется два направления послевузовского образования – «внутреннее» (на уровне ДОО) и «внешнее» (за пределами ДОО). «Внутреннее» – индивидуальная форма обучения, трансляция личного опыта и знаний. «Внешнее» – совершенствование профессиональных знаний в форме тренингов, мастер-классов или лекций, проводимых собственными или приглашенными специалистами. Для совершенствования знаний, умений и навыков воспитателей групп компенсирующей направленности нужно в их обучении использовать оба направления. Таким образом, индивидуальные приемы и профессиональные компетенции (эмпатия, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень саморегуляции, умения контролировать себя в стрессовых ситуациях, адекватно реагировать на изменение обстоятельств, брать на себя ответственность) наставников будут наложены на общие знания и умения нового сотрудника с учетом современной ситуации в образовании.
Внутреннее направление послевузовского обучения в нашей ДОО организовано в групповой форме наставничества «Ресурсного центра для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ».
Наставничество в данной форме предполагает групповую работу с молодыми (до 30 лет) и начинающими (после 30 лет) педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОО с детьми с ОВЗ.
Заседания «Ресурсного центра» проводятся по утвержденному руководителем ДОО плану 1 раз в две недели на протяжении учебного года. В роли наставников воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ выступают опытные специалисты ДОО: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Именно они помогают познать специфику работы воспитателя в группах для детей с ОВЗ.
Заседания «Ресурсного центра» проводятся в форме «Круглых столов, «Мастер-классов», «Практикумов», показов открытой образовательной деятельности как наставников, так и начинающих специалистов и др.
С учетом профессиональных потребностей начинающего педагога необходимо определить функции педагогов-наставников [1, 123]: 174
1. «Проводниковая». Помогает новичку ознакомиться с системой работы дошкольного учреждения в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
2. «Защитная». Защита начинающего педагога в решении конфликтов, появляющихся в процессе педагогической деятельности; помогает коллегам понять особенности его работы, строит вокруг профессиональной деятельности начинающего воспитателя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества.
3.«Мотивирующая». Опытный педагог своими личными и профессиональными успехами, примером работы, будет стимулировать профессионально-педагогическое самосовершенствование новичка.
4. «Консультативная». Поддержка начинающего коллеги на любом этапе работы с детьми с ОВЗ, по разным направлениям.
С точки зрения руководителей ДОО наставничество есть один из методов адаптации к профессии и дает возможность ДОО «воспитывать» кадры со специальными знаниями, умениями и навыками.
Педагогу наставничество предоставляет шанс найти поддержку со стороны опытного коллеги, стать уверенным в своей состоятельности как специального педагога. У наставника появляется возможность делиться индивидуальными приемами непосредственно с начинающим специалистом, транслировать свой педагогический опыт. В итоге, наставничество помогает:
– увеличить уровень профессиональной подготовки и квалификации начинающего коллеги;
– придать положительный эмоциональный настрой в профессионально педагогической деятельности.
В ходе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, контролирует усвоение знаний, формирование практических навыков, мотивацию. Обучение идет преимущественно на рабочем месте, демонстрирует реальные ситуации и воспитательный процесс, что дает возможность реализовать на практике полученные теоретические знания.
Рассмотрим критерии к выбору педагога-мастера. Им может стать педагог ДОО, который соответствует ряду требований [2, 46]:
– владеет рядом профессиональных знаний и умений в области педагогической деятельности; – ловок в общении, обладает коммуникативными навыками;
– имеет высшее специальное образование, высокий уровень динамики коррекционно – развивающей деятельности с детьми, первую или высшую квалификационную категорию, стаж педагогической работы не менее 3-х лет;
– хочет быть наставником.
Выделяются задачи педагогического наставничества:
– высокая динамика процесса обучения основным навыкам ведения профессиональной деятельности;
– усвоение правил и норм поведения в данном учреждении, адаптация к корпоративной культуре; – развитие способности автономно и эффективно исполнять необходимые задачи в занимаемой должности;
– создание мотивации у начинающих педагогических работников, потребности к профессиональной педагогической деятельности. Результатами функционирования «Ресурсного центра для воспитателей групп компенсирующей направленности» стало: – плодотворное взаимодействие неопытного педагога и наставника, а также администрации учреждения и узких специалистов;
– практическое применение результативных методов и форм работы для становления молодого специалиста как профессионала;
– самосовершенствование начинающего педагогического работника, что дает ему возможность анализировать возникающие в работе проблемы, конкретизировать свои знания и пополнять их.
Внедрение данной формы наставничества в детском саду помогает педагогам специальных групп найти уверенность в собственных силах при проведении коррекционно-развивающей образовательной деятельности, быстро адаптироваться к работе с детьми с особыми возможностями здоровья, сформировать умение качественно сотрудничать со всеми участниками педагогического процесса, убедиться в верности выбора профессионального направления, проявить себя, найти мотивацию к дальнейшему саморазвитию.
В коллективе, где достойно построена система наставничества, есть взаимопомощь и поощрение. Начинающий воспитатель скоро и безболезненно адаптируется к новым должностным обязанностям.
Библиографический список
- Богданова, Л. А. Наставничество в профессиональном образовании : методическое пособие / Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А. Ю. Казаков и др. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
- Касаткина, Н. Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям / Н. Э. Касаткина, В. В. Патрина, Е. В. Филатова. – Кемерово : Сибирская издательская группа Кем ГУ, 2009. – 75с.