Целью данной статьи является выявление возможности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами путем использования новых технологий, а именно системы «НДС-2» и онлайн-касс. Для этого будет проведет правовой и статистический анализ специфики внедрения данной системы в работу систем налогоплательщиков.
В наш век цифровых технологий эффективность аппарата государственного управления во многом определяется возможностью государственных органов внедрить в свои системы диджитал-технологии. Развитие цифровизации в обществе и упрощает взаимодействие разных общественных институтов. Конечно данный процесс возможен только при условии постоянного развития IT-индустрии. [1] Создание электронного правительства предполагает дальнейшее развитие электронного формата взаимодействия между участниками процесса, что повлечет за собой увеличение уровня эффективности и прозрачности деятельности органов публичного управления.
Сфера налоговой деятельности не исключение. Она также нуждается в модернизации текущих процессов и улучшении коммуникационных связей на основе IT-технологий. Поэтому на данный момент уже активно используется цифровое налогообложение, которое способствует повышению уровня прозрачности деятельности фискальных органов, электронный документооборот, использование, как юридическими, так и физическими лицами цифровой подписи. Это значительной облегчает обмен информацией между государственными органами и повышает имидж налоговых органов.
Стоит также заметить, что, начиная с 2015 года в Росси внесены изменения в порядок предоставления декларации по НДС, и внедрена система автоматизированного контроля исчисления АСК НДС-2. [1] Дойдя до наших дней статистика показывает, что уровень сборов НДС поднялся на целых 58%. Что свидетельствует о том, что внедрение автоматизированных систем актуально и способно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. [2] Итак, мы ясно видим, что данная система позволила изменить подход к налоговому контролю, заменив ручной труд сотрудников, автоматизированным процессом. [3] Принцип работы представленной программы следующий: в нее загружаются данные из базы налоговых органов, которые подвергаются обработке, в следствии этого выявляются несоответствия по НДС. Данная программа регистрирует данные по НДС у всех контрагентов, за счет этого инспектор быстро выявляет на каком звене цепочки содержится несоответствие. Программа помогает налоговому органу устанавливать связь между компаниями и выявлять фирмы однодневки. Она контролирует движение средств и точно определяет конечного выгод получателя с помощью одних только налоговых вычетов НДС.
В последствии руководителю организации, которая была выявлена, как нарушитель, в ходе проверки, показывают выстроенную схему в качестве доказательства его виновности: уклонение от уплаты налогов. И предоставляют право выбора для собственного оправдания (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема способа добровольного принуждения к уточнению информации об уплате НДС
Налоговый инспектор будет вызывать провинившегося руководителя на допрос каждую неделю и каждый день делать контрольный звонок, для уточнения принятого решения. Это психологический прием добровольного принуждения для якобы самостоятельного принятия решения.
Также стоит обратить внимание на то, что рассматриваемая программа в своем функционале предусматривает возможность выявления несоответствий не только сверху вниз, то есть от выгодополучателся до однодневки, но и снизу-вверх. Теперь налоговые органы разных регионов могут быстро и удобно взаимодействовать между собой, передавая друг другу данные.
Теперь перейдем к другому нововведению из IT-индустрии. Это онлайн-кассы. С начала 2017 года законодательство Российской Федерации все индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие наличные и безналичные расчета с клиентами, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. [4,5,6] С этого момента все продавцы товаров и услуг должны передавать данные о своих расчетах в налоговые органы через оператора фискальных данные. Нарушителей же ждут штрафные санкции. [7] Если предприниматель продолжает использовать старые системы, при проверке ему будет выписан штраф. Рассмотрим подробнее размеры штрафов за подобное правонарушение. Итак, для ИП первичный штраф составляет 10 000 рублей, а для остальных юридических лиц он будет в 3 раза больше. Также стоит отметить, что корме денежный санкций, существуют другие. Например, если продавец совершил продажи, не отраженные в чековых отчетах, более чем на миллион рублей, налоговый орган вправе остановить его деятельность на 90 и более дней.
Предприниматели, которые используют ЕНВД или ПСН тоже обязаны перейти на новые КТТ и заключить договоры с операторами фискальных данных.
На 2 рисунке мы рассмотрели основную схему внедрения новых ККТ.
Рисунок 2. Схема осуществления операции по купли-продажи товара при использовании продавцом новых ККТ
Теперь при совершении покупки, клиент оплачивает товар, а продавец обязан задокументировать эту операцию в 1С, после чего покупателю выдается чек об успешной оплате. Далее фискальный накопитель ставит подпись на чеке, если касса подключена к интернету, то подписанный чек сразу же улетает оператору фискальных данных в режиме онлайн. Оператор в свою очередь обязательно информирует владельца о полученных чеках. Данные чек хранятся неограниченное количество времени и также онлайн передаются в налоговую. Поэтому теперь клиент может онлайн запросить проверку достоверности чека в ФНС. Таким образом внедрение онлайн касс позволяет регистрировать ККТ даже не посещая налоговую, все быстро, удобно, в онлайн формате. Также запомним, что к продавцам, игнорирующим новую форму ККТ применяются штрафные санкции.
В статье был рассмотрен основной функционал программы АСК НДС-2, показана схема, с помощью которой налоговые могут выявить выгод получателей. Перечислены штрафные санкции, применяемые к данным нарушителям. Также был проанализирован принцип работы ККТ и основные ступени их внедрения в систему продавцов. Также были рассмотрены штрафные санкции, к ИП и юридическим лицам, игнорирующим нововведение.
Подводя итог, отметим, что внедрение цифровых технологий заметно повышает эффективность контроля за движением товаров по всей логистической цепочке и помогает бороться с уклонением от уплаты налогов, успешно выявляя всю преступную цепочку. Программа АСК НДС-2 помогает в выявлении несоответствий, в результате чего количество фиктивных компаний сократилось, а процент уплачиваемого в казну НДС увеличился. Также согласно Законодательству РФ, продавцам разрешается использовать кассовые машины и фискальные накопители только нового поколения, которые в режиме реального времени направляют все чеки в ФНС.
Библиографический список
-
Тихонова А. В. О роли информационно-коммуникационных технологий в налоговых правоотношениях: российский и зарубежный опыт // Налоги и налогообложение. 2019. № 7. С. 51–63.
-
ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки [Электронный ресурс] // Практическое налоговое планирование. 2020. № 5. URL: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения: 04.07.2024).
-
Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 04.07.2024).
-
Итоги деятельности ФНС России за 2019 год [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ (дата обращения: 04.07.2024).
-
О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации: федер. закон от 22 мая 2003 г. № 54 ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения: 04.07.2024).
-
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федер. Закон от 27 ноября 2017 г. № 349-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283506/ (дата обращения: 04.07.2024).
-
Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию: приказ ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ7-20/229@ (в ред. от 29 августа 2019 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214339/ (дата обращения: 04.07.2024).
-
О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: федер. закон от 31 декабря 2017 г. № 487-ФЗ (в ред. от 3 июля 2018 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_286746/ (дата обращения: 04.07.2024).