ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Ширяева Наталья Олеговна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студент

Аннотация
В современном мире, где интеллектуальная собственность играет важнейшую роль в развитии национальных экономик и научно-технического прогресса, вопросы эффективного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, становятся все более актуальными. Ведь именно через таможенные границы происходит перемещение множества товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ширяева Н.О. Повышение эффективности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/07/102230 (дата обращения: 21.04.2025).

Научный руководитель: Самохвалова Е.В.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
к. соц. н., доцент кафедры социальных технологий и государственной службы, преподаватель

Оптимизация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является важным аспектом в современной международной торговле. В условиях глобализации и всеобщей цифровизации, защита интеллектуальной собственности становится особенно актуальной задачей.

Основной целью оптимизации таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является обеспечение эффективности, безопасности и соблюдения интеллектуальных прав в международной торговле. Международные договоры и соглашения, такие как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), устанавливают обязательства и стандарты, которые государства-участники должны выполнять.

В Российской Федерации существует несколько государственных органов, ответственных за защиту интеллектуальной собственности. Особая роль в реализации данной задачи выделена таможенным органам. Основной целью ФТС России в области защиты интеллектуальной собственности является обеспечение экономической стабильности государства, а тактической задачей – пресечение незаконных действий в области интеллектуальной собственности при перемещении товаров через границу [5, с. 53].

Таможенные органы имеют возможность осуществлять контроль за перемещением товаров через границу, а также проводить досмотры, идентификацию поддельных товаров и конфискацию незаконно перемещаемых товаров. Таким образом, таможенные органы способствуют укреплению правовой защиты интеллектуальной собственности и предотвращению незаконной торговли поддельными товарами.

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности – это система мер, осуществляемых таможенными органами как до, так и после выпуска товаров в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции [2].

Таможенные органы государства-члена принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами такого государства-члена [1, ст. 384].

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (сокращенно реестр ТРОИС) является важным инструментом для защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

К объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть включены в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, относятся объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров [1, ст. 385].


Рисунок 1. Объекты ИС

В целом следует признать достаточную эффективность таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках деятельности ФТС России.


Рисунок 2. Выявление контрафактной продукции в ходе проведения таможенного контроля

По результатам таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, всего в 2022 году таможенными органами выявлено 8,2 млн. единиц контрафактной продукции (в 2021 году – 7,2 млн. единиц). Предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, на сумму 5,7 млрд. рублей.

Таможенными органами возбуждено 563 дела об АП в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (в 2021 году – 888 дел). Из них 512 дел – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 51 дело – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав) [4].


Рисунок 3. Статистика нарушений в сфере интеллектуальной собственности за 2022 г.

В последние десятилетия Российская Федерация ставит перед собой амбициозные цели по развитию экономики и защите интеллектуальной собственности. Для таможенной службы, призванной регулировать и контролировать перемещение товаров через границу, стратегии развития играют важную роль в реализации этих целей.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года
фокусировалась на совершенствовании таможенных процедур и укреплении международного сотрудничества. Она была ориентирована на обеспечение прозрачности и предсказуемости для бизнеса, сокращение административных барьеров и борьбу с контрафактной продукцией. Таможенная служба активно работала над внедрением современных информационных технологий и автоматизацией таможенных процедур, что позволило улучшить эффективность и качество работы.

Однако, имеющаяся стратегия не учитывала актуальные вызовы и требования, которые ставит современный мир. В связи с этим, стратегия развития до 2030 года в сфере защиты интеллектуальной собственности вводит новые подходы и приоритеты. В числе основных целей стратегии – укрепление правовых механизмов в области интеллектуальной собственности, а также увеличение прозрачности и эффективности таможенных процедур.

Новая стратегия позволяет создать более сбалансированную систему контроля за перемещением интеллектуальной собственности через границу. Предусмотрено внедрение инновационных технологий для обнаружения и предотвращения незаконного перемещения товаров с нарушениями авторских и патентных прав. Кроме того, стратегия акцентирует внимание на развитии сотрудничества с международными партнерами, с целью обмена информацией и опытом в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Таким образом, сравнительный анализ стратегий развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и до 2030 года показывает, что сфера защиты интеллектуальной собственности является важным аспектом развития экономики и таможенной службы. Новая стратегия, действующая до 2030 года, учитывает современные вызовы и цели национального развития, что позволит более эффективно защищать права интеллектуальной собственности и обеспечивать прозрачность и предсказуемость деятельности бизнеса.

На основании вышеизложенного можно выделить несколько направлений оптимизации таможенного контроля в отношении товаров с объектами интеллектуальной собственности:

1. Развитие сотрудничества с правоохранительными органами и специализированными инстанциями: таможенным службам необходимо активно сотрудничать с правоохранительными органами и другими компетентными структурами для обмена информацией о подозрительных грузах и злоупотреблениях, связанных с нарушениями интеллектуальных прав. Такое сотрудничество позволит эффективно выявлять и задерживать грузы, нарушающие права интеллектуальной собственности.

2. Внедрение современных технологий и программного обеспечения: автоматизация и внедрение современных технологий в таможенный контроль помогут значительно повысить его эффективность. Использование специализированного программного обеспечения для анализа и обработки данных позволит оперативно выявлять поддельные товары и нарушения прав интеллектуальной собственности.

3. Обучение и повышение квалификации таможенных служащих: таможенные служащие должны быть грамотно обучены и информированы о последних тенденциях и подходах в области интеллектуальной собственности. Повышение их квалификации поможет им более эффективно различать подделки и нарушения прав интеллектуальной собственности.

4. Создание международных соглашений и стандартов: международное сотрудничество в области таможенного контроля и защиты интеллектуальной собственности имеет важное значение. Создание согласованных международных стандартов и соглашений поможет облегчить процесс перемещения товаров, а также эффективно бороться с нарушениями прав интеллектуальной собственности на глобальном уровне.

5. Содействие государственной политике развития интеллектуальной собственности: поддержка государственной политики, направленной на создание и развитие интеллектуальной собственности внутри страны, также имеет важное значение. Это позволит создать благоприятные условия для инновационной деятельности и развития торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.

6. Улучшение технической инфраструктуры и применение современных технологий для более эффективного обнаружения поддельной и контрафактной продукции. Это может включать в себя использование сканеров, специализированного оборудования для анализа состава и структуры товара, а также программного обеспечения для быстрого сравнения товаров с базой данных правообладателей.

7. Развитие сотрудничества между таможенными органами разных стран: обмен информацией, разработка общих методологий и стандартов, а также совместные операции по обнаружению и задержанию незаконных отправлений становятся все более необходимыми. В этом контексте особая роль отводится совместным международным проектам и программам, которые способствуют координации действий и обмену опытом.

8. Образование и просвещение: важно, чтобы как самим таможенникам, так и правообладателям товаров были доступны необходимые знания и информация об интеллектуальной собственности. Таможенные органы должны проводить обучающие программы и разработать партнерские отношения с правообладателями для взаимного обмена опытом и информацией.

9. Разработка и совершенствование правовой базы. Государства должны принимать и улучшать национальное законодательство, которое обеспечивает прозрачность, эффективность и справедливость в сфере защиты интеллектуальной собственности при таможенном контроле. Это может включать в себя ужесточение наказаний за нарушение авторских прав, усовершенствование процедур рассмотрения и обжалования и т.д.

В заключении можно сказать о том, что оптимизация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является сложным и многогранным процессом. Она требует внедрения новых технологий, взаимодействия и сотрудничества между странами, образования и разработки правовой базы. Только таким образом можно обеспечить эффективную защиту интеллектуальной собственности и справедливые условия международной торговли.


Библиографический список
  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза.
  2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от  03.08.2018 № 289-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  3. О взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной организацией интеллектуальной собственности: Меморандум ЕЭК от 07.05.2019г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 01.06.2020, № 22, ст. 3572.
  5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. — URL: http://www. customs.ru
  6. Афонин П.Н., Лебедева Е.С.  Концептуальная модель совершенствования информационно-технического взаимодействия таможенных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности // Бюллетень информационных технологий. 2019. № 2. С. 45-50.
  7. Немирова Т.А. Деятельность таможенных органов по защите интеллектуальной собственности // Эпоха науки. 2017. №12. С. 52-56.
  8. Шугурова И.В. Направления совершенствования таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. №3. С. 21-32.


Все статьи автора «Ширяева Наталья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: