Согласно историческим сведениям, жизнь на территории Туркменистана зародилась еще в эпоху раннего палеолита, когда наши древние предки, еще живя в общинах, уже производили каменные орудия. Это был период господства матриархата. В эпоху неолита появляются семьи охотников и рыболовов (грот Джебел в восточном Прикаспии), использовавшие каменные, деревянные и костяные орудия труда.
Значимость различных общинных групп или отдельных лиц в первобытном обществе была связана с выполняемыми ими функциями. Для первобытного мышления становится характерным выделение людей по возрасту, а именно старших людей, передающих опыт прошлых поколений, установления предков, вождей племен, осуществляющих организаторские функции. Это люди, опыт и действия которых считаются ключевыми и важными для жизни первобытного коллектива. Первобытный человек еще не может мыслить без авторитета того, кто эти нормы устанавливает. Поэтому в сферу всех семейных авторитетных установлений входят и требования почитания предков и старших людей.
Носители Джейтунской (VI – V тыс. до н.э.) культуры жили в глиняных домах и вели общее для всех натуральное хозяйство. В науке принято считать, что эта культура является самой ранней земледельческой культурой. Её носители – жители Джейтуна, Алтын-депе и Намазга-депе, – как правило, жили недолго, около 35 лет. Тогда детская смертность среди жителей была очень высокой, и редко кто доживал до 60-70 лет. Соответственно, средний возраст жителей составлял около 23 лет.
С усложнением орудий труда и в общем общественной жизни в матриархальной семье меняются функции мужчин. Но переход от матриархата к патриархату на территории Туркменистана произойдет только в III – II тыс. до н.э.
«Джейтунская» культура, способствовавшая появлению первых жилых домов, построенных из сырцовых «булок» – прототипов кирпича, лепной керамической посуды, настенной росписи, оросительной системы для полива полей, в эпоху энеолита (V – IV тыс. до н.э.) сменяется более высокой культурой Анау» [Бердымухамедов С. Анау - культура из глубин тысячелетий.
А.: ТДНГ, 2024, с.348.]. Эта культура внесла особый вклад в историю туркменской семьи, так как история ковроткачества, традиционного занятия женщин, начинается именно в этот период.
«Получившие широкое распространение в «анауской» культуре незатейливые виды геометрического орнамента, по мнению многих исследователей, символизировали идею плодородия и, как следствие, изобилия.
Древний художник, расписывая керамическую чашу, через сакральные элементы орнамента выражал пожелания о том, чтобы эта чаша всегда была полна, чтобы в доме был достаток» [Бердымухамедов С. Анау - культура из глубин тысячелетий. А.: ТДНГ, 2024, с.362.].
Парфяно-маргиано-гирканский культурный пласт занимает особое место в духовно-культурном наследии туркмен. Влияние парфянской культуры особенно прослеживается на такой форме туркменского семейного этикета (эдепа) как приветствие.
Согласно туркменской традиции, наряду с приветствием друг друга принято еще приветствовать Солнце, Луну, Землю и Воду. Эта традиция уходит корнями в религиозные представления парфян и более ранних скифов-массагетов, в среде которых божества Солнца, Луны, Земли и Воды пользовались особым почитанием, им посвящали и приносили в жертву коней.
Связь этих главнейших богов с конем объясняется той крупной ролью, которую играло это благородное животное в парфянском обществе.