ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГА И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Анкудинова Ирина Александровна
Томский государственный педагогический университет
студент

Аннотация
В статье рассмотрен результат формирующего эксперимента: оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям с дизартрией по коррекции монологической речи. Итоги обследования комплексного обследования уровня сформированности монологической речи детей с дизартрией.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анкудинова И.А. Эмпирические данные пилотажного исследования по формированию монолога и вербально-логического мышления у дошкольников с дизартрией // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102245 (дата обращения: 23.04.2025).

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования область «Речевое развитие» определено как одна из важных образовательных областей. Речь является базой для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в дошкольном образовании.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его; рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого построения слов во фразы и фраз в предложения. Развитие связной речи ребенка складывается из тесной взаимосвязи освоения звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя речи и словаря [1].

Монологическая связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, определяет уровень речевого и интеллектуального развития у дошкольников и является целью речевого развития у детей от 4 до 8 лет с разными речевыми нарушениями. Самую большую группу дошкольников с речевыми нарушениями составляют дети с дизартрией – около 40%. Этот процент неуклонно растет.

Освоение языка, словарного запаса, а так же грамматических форм обуславливает предпосылки для развития мышления. Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза при обязательном участии речи[2].

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 01 ноября 2023 года по 30 мая 2024 года с экспериментальной и контрольной группами по 12 человек, всего 24 дошкольников 5-6 лет, которые посещают МБДОУ «Детский сад  комбинированного вида № 35 «Звездочка».

Цель формирующего эксперимента: оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям с дизартрией по коррекции монологической речи.

Для проведения формирующего эксперимента проведена коррекционная работа, в которой принимали участие воспитанники экспериментальной группы.

Цель коррекционной работы: оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям с дизартрией по коррекции монологической речи.

Задачи коррекционной работы:

Расширение словарного запаса: включение новых слов в активную речь ребенка, работа над правильным употреблением слов в контексте.

Построение фраз и предложений: развитие умений составлять простые и сложные предложения, используя разные грамматические конструкции.

Обучение связной речи: упражнения на составление рассказов по картинкам, пересказ сказок, описание предметов, событий и действий.

Программа состоит из комплекса специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-40 минут под наблюдением логопеда.

Форма работы: подгрупповая.

Каждое подгрупповое занятие имеет определенную структуру и состоит из нескольких этапов:

Организационный момент – 1 мин.

Дыхательные упражнения – 1-2 мин.

Упражнения на расслабление – 1-2 мин.

Стимулирующие упражнения – 2-3 мин.

Артикуляционная гимнастика – 3-4 мин.

Основная часть – 12-15 мин.

Подведение итогов – 3 мин.

Рефлексия.

Обратная связь.

Особенность программы заключается в том, что работа над формированием монологической речи при дизартрии проводится по всем аспектам произносительной стороны речи, а упражнения, используемые в коррекционной работе по коррекции монологической речи, проводятся во взаимосвязи с вербально-логическим мышлением у детей с дизартрией [3].

Все занятия проводились 2 раза в неделю в подгруппе из 12 человек.

Работа проводилась по следующим направлениям:

1. Артикуляционная гимнастика

2. Развитие моторики

3. Актуализация лексических единиц во взаимосвязи с вербально-логическим мышлением, развитие логических операций: анализа, синтеза, умозаключения.

4.Развитие умения узнавать предмет по описанию (описание с помощью эпитетов, глагольной лексики)

5.Использование дидактических игр для формирования монологической речи

6.Ответы на вопросы, завершение предложений, составление историй – формирование лексической и грамматической составляющей монологической речи

Подводя итоги обследования комплексного обследования уровня сформированности монологической речи детей с дизартрией по методикам: В.П. Глухова, В.К. Воробьевой можно отметить следующее:

1.         На контрольном этапе исследования у 62% детей экспериментальной группы, и у 49% детей контрольной группы выявлен средний уровень сформированности монологической речи. У 38% детей экспериментальной группы, и у 51% детей контрольной группы выявлен низкий уровень сформированности монологической речи.

2.         Как показывают результаты контрольного этапа, отмечается положительная динамика в формировании монологической речи детей экспериментальной группы. К концу эксперимента дети экспериментальной группы научились формировать предложения, устанавливать временные и причинно-следственные связи. У детей контрольной группы со средним уровнем сформированности монологической речи частично сформировано умение использовать грамматически правильно оформленные конструкции, устанавливать временные и причинно-следственные связи. Дети экспериментальной группы стали меньше пользоваться помощью и подсказками логопеда. Их монологи стали более целостными и связными. Для выполнения заданий детям контрольной группы по-прежнему нужна стимулирующая помощь логопеда.

3.         У детей с низким уровнем сформированности монологической речи монологи не связны, не последовательны. Предложения состоят, преимущественно, из 1-2 слов. Дошкольники не могут корректно использовать грамматически правильно оформленные конструкции, устанавливать временные и причинно-следственные связи. Не справляются с заданиями даже при помощи логопеда.

Таким образом, проведение коррекционной работы показывает прогресс уровня сформированности монологической речи детей с дизартрией экспериментальной группы. Если на констатирующем этапе в экспериментальной группе было 40% детей экспериментальной группы, имеющих средний уровень сформированности монологической речи, и 60% детей экспериментальной группы, имеющих низкий уровень сформированности монологической речи, то на контрольном этапе исследования у 62% детей экспериментальной  группы – средний уровень сформированности монологической речи, и лишь у 38% детей экспериментальной группы низкий уровень сформированности монологической речи.

Показатели контрольной группы увеличились незначительно: на констатирующем этапе у  45% детей контрольной группы средний уровень сформированности монологической речи, у  55% детей контрольной группы низкий уровень сформированности монологической речи. На контрольном этапе – 49% детей контрольной группы – средний уровень сформированности монологической речи, 51% детей контрольной группы – низкий уровень сформированности монологической речи.


Библиографический список
  1. Городилова С.А., Артемьева Е.О. Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1.
  2. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого  и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. – М.: В. Секачев 2014-537с.
  3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.


Все статьи автора «Анкудинова Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: