В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования область «Речевое развитие» определено как одна из важных образовательных областей. Речь является базой для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в дошкольном образовании.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его; рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого построения слов во фразы и фраз в предложения. Развитие связной речи ребенка складывается из тесной взаимосвязи освоения звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя речи и словаря [1].
Монологическая связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, определяет уровень речевого и интеллектуального развития у дошкольников и является целью речевого развития у детей от 4 до 8 лет с разными речевыми нарушениями. Самую большую группу дошкольников с речевыми нарушениями составляют дети с дизартрией – около 40%. Этот процент неуклонно растет.
Освоение языка, словарного запаса, а так же грамматических форм обуславливает предпосылки для развития мышления. Мышление – это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза при обязательном участии речи[2].
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 01 ноября 2023 года по 30 мая 2024 года с экспериментальной и контрольной группами по 12 человек, всего 24 дошкольников 5-6 лет, которые посещают МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка».
Цель формирующего эксперимента: оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям с дизартрией по коррекции монологической речи.
Для проведения формирующего эксперимента проведена коррекционная работа, в которой принимали участие воспитанники экспериментальной группы.
Цель коррекционной работы: оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям с дизартрией по коррекции монологической речи.
Задачи коррекционной работы:
Расширение словарного запаса: включение новых слов в активную речь ребенка, работа над правильным употреблением слов в контексте.
Построение фраз и предложений: развитие умений составлять простые и сложные предложения, используя разные грамматические конструкции.
Обучение связной речи: упражнения на составление рассказов по картинкам, пересказ сказок, описание предметов, событий и действий.
Программа состоит из комплекса специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-40 минут под наблюдением логопеда.
Форма работы: подгрупповая.
Каждое подгрупповое занятие имеет определенную структуру и состоит из нескольких этапов:
Организационный момент – 1 мин.
Дыхательные упражнения – 1-2 мин.
Упражнения на расслабление – 1-2 мин.
Стимулирующие упражнения – 2-3 мин.
Артикуляционная гимнастика – 3-4 мин.
Основная часть – 12-15 мин.
Подведение итогов – 3 мин.
Рефлексия.
Обратная связь.
Особенность программы заключается в том, что работа над формированием монологической речи при дизартрии проводится по всем аспектам произносительной стороны речи, а упражнения, используемые в коррекционной работе по коррекции монологической речи, проводятся во взаимосвязи с вербально-логическим мышлением у детей с дизартрией [3].
Все занятия проводились 2 раза в неделю в подгруппе из 12 человек.
Работа проводилась по следующим направлениям:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Развитие моторики
3. Актуализация лексических единиц во взаимосвязи с вербально-логическим мышлением, развитие логических операций: анализа, синтеза, умозаключения.
4.Развитие умения узнавать предмет по описанию (описание с помощью эпитетов, глагольной лексики)
5.Использование дидактических игр для формирования монологической речи
6.Ответы на вопросы, завершение предложений, составление историй – формирование лексической и грамматической составляющей монологической речи
Подводя итоги обследования комплексного обследования уровня сформированности монологической речи детей с дизартрией по методикам: В.П. Глухова, В.К. Воробьевой можно отметить следующее:
1. На контрольном этапе исследования у 62% детей экспериментальной группы, и у 49% детей контрольной группы выявлен средний уровень сформированности монологической речи. У 38% детей экспериментальной группы, и у 51% детей контрольной группы выявлен низкий уровень сформированности монологической речи.
2. Как показывают результаты контрольного этапа, отмечается положительная динамика в формировании монологической речи детей экспериментальной группы. К концу эксперимента дети экспериментальной группы научились формировать предложения, устанавливать временные и причинно-следственные связи. У детей контрольной группы со средним уровнем сформированности монологической речи частично сформировано умение использовать грамматически правильно оформленные конструкции, устанавливать временные и причинно-следственные связи. Дети экспериментальной группы стали меньше пользоваться помощью и подсказками логопеда. Их монологи стали более целостными и связными. Для выполнения заданий детям контрольной группы по-прежнему нужна стимулирующая помощь логопеда.
3. У детей с низким уровнем сформированности монологической речи монологи не связны, не последовательны. Предложения состоят, преимущественно, из 1-2 слов. Дошкольники не могут корректно использовать грамматически правильно оформленные конструкции, устанавливать временные и причинно-следственные связи. Не справляются с заданиями даже при помощи логопеда.
Таким образом, проведение коррекционной работы показывает прогресс уровня сформированности монологической речи детей с дизартрией экспериментальной группы. Если на констатирующем этапе в экспериментальной группе было 40% детей экспериментальной группы, имеющих средний уровень сформированности монологической речи, и 60% детей экспериментальной группы, имеющих низкий уровень сформированности монологической речи, то на контрольном этапе исследования у 62% детей экспериментальной группы – средний уровень сформированности монологической речи, и лишь у 38% детей экспериментальной группы низкий уровень сформированности монологической речи.
Показатели контрольной группы увеличились незначительно: на констатирующем этапе у 45% детей контрольной группы средний уровень сформированности монологической речи, у 55% детей контрольной группы низкий уровень сформированности монологической речи. На контрольном этапе – 49% детей контрольной группы – средний уровень сформированности монологической речи, 51% детей контрольной группы – низкий уровень сформированности монологической речи.
Библиографический список
- Городилова С.А., Артемьева Е.О. Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1.
- Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. – М.: В. Секачев 2014-537с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.